Главные вкладки
АДОП "Первые шаги в ТРИЗ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Первые шаги в ТРИЗ»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации программы 1 год
1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы: Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Первые шаги в ТРИЗ» (далее программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ); - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»; - Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная школа" на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
- Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д;
- Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
- Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
- Устав МАДОУ детский сад;
- Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ детский сад.
Актуальность программы. В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года большое внимание уделяется социализации детей с ОВЗ. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности, самореализации и адаптации средствами технологии ТРИЗ.
Формирование и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи является одной из основных задач в обучении и воспитании детей данной категории. В первую очередь это определяется распространенностью данной структуры речевого нарушения среди дошкольников, а также тем, что степень сформированности связной речи является одним из значимых критериев готовности детей к обучению в школе. Обучение полноценным рассуждениям, формирование умения выявлять существенное, что необходимо для умения доказывать свою точку зрения, а также формирование умения использовать различные языковые средства, вот основные направления работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста детей с ТНР, которые, как показывает практика возможно эффективно развивать через использование ТРИЗ-технологий. ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, основателем которой является изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. В последствии данная технология была адаптирована к дошкольному возрасту А.М. Страунинг и на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных образовательных технологий, так как в ней сочетается работа над развитием речевой деятельности и над формированием мышления и воображения. В настоящее время приемы и методы технологии ТРИЗ с успехом используются в коррекции речевых нарушений, для повышения эффективности овладения всеми языковыми средствами и для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения и диалектического мышления. Основными целями теории решения изобретательских задач для дошкольников с ТНР является формирование и развитие связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности.
Программа разработана в соответствии с интересами детей и запросами их родителей. Программа направлена на организацию полноценного досуга воспитанников. Программа предусматривает возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории для воспитанников. Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий воспитанников.
Отличительные особенности программы. Содержание программы направлено на формирование самостоятельного творческого мышления, развитие познавательного интереса, положительной мотивации к речевому творчеству. Тематика игр и творческих заданий носят поисковый, исследовательский (новые знания добываются), изобретательский характер (новые знания создаются), а правила игр, представляющие методы и приемы ТРИЗ, дают пути решения проблемы.
Адресат программы. Программа «Первые шаги в ТРИЗ» разработана для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и учитывает особенности детей: бедность речи; недостаточный словарный запас; односложная, состоящая из простых предложений речь; грамматически неоформленная речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; употребление нелитературных слов и предложений; бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; трудности в развитии монологической речи: составление описательных, повествовательны рассказов по картине, на предложенную тему. Пересказ текста; проблемы звукопроизношения; отсутствие навыков выразительной речи.
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Продолжительность занятий – 25 минут.
Число обучающихся, одновременно находящихся в учебной группе составляет до 7-10 человек.
Объем программы: 36 часов.
Срок освоения программы: 1 год обучения
Особенности организации образовательного процесса:
- форма реализации программы – традиционная;
- форма обучения: очная, групповая, индивидуальная.
В данной программе сложные понятия ТРИЗ адаптированы для восприятия детьми с ТНР, и теоретические понятия усваиваются через практическую деятельность. Основной формой проведения занятий является практическая работа. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами. Творческая работа на каждом занятии, частая смена деятельности (игра - упражнение, тренинг, рисование, составление сказок, изготовление изделий, моделирование и конструирование, составление и решение нестандартных задач – всё
связано с созданием нового продукта), использование основного педагогического принципа
«свободный выбор» не даёт обучающимся скучать и уставать на занятиях. На занятиях обучающиеся могут принимать различные роли и различную степень активности от участника-исполнителя до организатора и старшего группы, либо быть самостоятельным реализатором. При такой организации образовательного процесса обеспечивается разноуровневостъ и дифференцированный подход.
Виды занятий: учебное занятие, которое состоит из теоретической и практической работы. Кроме этого, используются занятие игра, занятие-соревнование, занятие – викторина, творческая мастерская. Многообразие форм реализует основное содержание программы - процесс поисковой, изобретательской деятельности, что способствует проявлению у ребенка стремления к самостоятельной работе, самореализации, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового.
Форма подведения итогов: Семейная игра-викторина «Первые шаги в ТРИЗ».
1.2. Цель и задачи адаптированной дополнительной общеразвивающей программы
Цель программы - развитие творческих способностей дошкольников на основе использования инструментов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), формирование целостной картины мира как основы для творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Учить формулировать противоречия с небольшой помощью воспитателя, применять приёмы их разрешений.
- Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.
- За счет приемов фантазирования, учить создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы.
Развивающие:
- Развивать восприятие (представления воображения как способности воспроизводить, удерживать известные образы, менять их, создавать новые образы на базе собственного опыта).
- Развивать чувство уверенности в своих знаниях и умениях с пониманием достоинств и недостатков в себе самом и в окружающем.
- Формировать навыки самостоятельной творческой работы, исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к решению задач, потребности в развитии личных творческих способностей.
1.3. Содержание адаптированной дополнительной общеобразовательной программы
Учебный (тематический) план
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы промежуточного контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение в процессе игровых упражнений |
2. | Развитие управляемого образного мышления. Образные методы решения задач. | 5 | - | 5 | Анализ творческих работ |
3 | Развитие причинно-следственного мышления (формирование предпосылок логического мышления) | 5 | 1 | 4 | Анализ творческих работ |
4 | Приемы и методы активизации творческого воображения | 5 | 2 | 3 | Анализ творческих работ |
5 | Развитие функционального мышления | 6 | 2 | 4 | Анализ творческих работ |
6 | Развитие системного мышления | 6 | 3 | 3 | Анализ творческих работ |
7 | Подготовка к овладению основными понятиями и инструментами ТРИЗ | 6 | 2 | 4 | Анализ творческих работ |
8 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение Игра-викторина |
| Всего по курсу: | 36 | 11 | 25 | |
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом эвакуации в случае чрезвычайной ситуации. Введение в курс учебной творческой деятельности. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть. Мини-беседа «Что такое Фантастический мир». Групповая творческая работа: составление картинки из фигурок. Тренировка управления воображением (представление объекта по памяти, включение каналов восприятия). Игровые упражнения на развитие произвольности; реакция на сигнал.
Тема 2. Развитие управляемого образного мышления. Образные методы решения задач.
Практическая часть. Игра «Да-нет». Тренинг: поиск закономерностей в фигурах. Дорисовывание предметов до узнаваемых образов. Создание образов с использованием одинаковых и разных геометрических фигур. Рисование пальчиками. Дорисовывание прямых, волнистых и ломаных линий до узнаваемого образа.
Тема 3. Развитие причинно-следственного мышления (формирование предпосылок логического мышления)
Теоретическая часть. Выстраивание причинно-следственных связки с опорой на сочетания «если-то». Сочетание причин по «И», «ИЛИ» подбор и формулировка необходимых причин.
Практическая часть. Построение причинно-следственных связок и цепочек. Игры «Если-то», «Подружка И», «Подружка ИЛИ»
Тема 4. Приемы и методы активизации творческого воображения.
Теоретическая часть. Приемы фантазирования (дробление-объединение).
Практическая часть. Практическая работа по приемам фантазирования. Практическое использование метода морфологического анализа для придумывания новых объектов. Игры на снятие психической инерции мышления. Создание объекта с использованием приема фантазирования.
Тема 5. Развитие функционального мышления
Теоретическая часть. Объект и его назначение: свойства и признаки предметов (объектов). Существенные и несущественные признаки предметов. Сходства и различия предметов по форме, цвету, веществу, назначению. Сравнение предметов. Понятие «вредная функция» - «плохая» работа вещей. Игра «То и это».
Практическая часть. Группировка объектов по назначению. Как работают вещи. Игра «Подмечалки». Применение вещей не по прямому назначению, использование ресурсов.
Тема 6. Развитие системного мышления
Теоретическая часть. Объект и его отображение с помощью моделирования. Объект и его части. Как живут вещи. Метод эмпатии: выделение части объектов, определение функции частей объектов. Использование объектов не по прямому назначению.
Практическая часть. Творческий конструктор. Игра «Полезные придумки». Игра «Системная мозаика».
Тема 6. Подготовка к овладению основными понятиями и инструментами ТРИЗ
Теоретическая часть. История изобретательства. Знаменитые изобретатели.
Знакомство с задачами, найденными в сказках, рассказах. Понятие «противоречие». Знакомство с конфликтующей парой.
Практическая часть. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо». Тренинг: выделение конфликта в проблемной ситуации, игра «То хороший, то плохой». Выделение конфликта в объекте. «Игра «Тут хороший, тут плохой». Составление «функциональных загадок». Игра в системную мозаику с сюрпризами «Что-то не так, или Незнайкины вещи».
Тема 7. Итоговое занятие. Семейная игра-викторина «Первые шаги в ТРИЗ».
Теоретическая часть. Правила игры-викторины.
Практическая часть. Семейная игра - викторина «Первые шаги в ТРИЗ».
1.4. Планируемые результаты
В результате обучения, предполагается овладение совокупностью знаний, умений и навыков, личностных качеств, приобретаемых обучающимися при освоении программы по ее завершению:
Предметные результаты:
- формулируют противоречия с небольшой помощью воспитателя, применяют приёмы их разрешений;
- видоизменяют, преобразовывают, комбинируют имеющиеся представления памяти и создают на этой основе относительно новые образы и ситуации;
- за счет приемов фантазирования, создают новый образ, планируют его действия, жизненные этапы.
Метапредметные результаты:
- используют умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (синтез, анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
- учатся работать по предложенному педагогом плану;
- находят и используют скрытые свойства объектов;
- учатся находить компромиссное решение в проблемной ситуации;
- учатся работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Личностные результаты:
- владеют стремлением проявлять инициативу и самостоятельность в познавательной и исследовательской деятельности;
- владеют любознательностью, стремлением задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями;
- владеют способностью к принятию собственных решений с опорой на полученные знания и умения.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный график
Начало учебного года | 01 сентября 2024 года |
Окончание учебного года | 31 мая 2025 года |
Продолжительность учебного года | 36 учебных недель |
Начало занятий | 16.00 часов |
Окончание занятий | 16.30 часов |
Периодичность текущего, промежуточного и итогового контроля | Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 09 сентября 2024 года. Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по 25 декабря, 09 января по 19 мая. Итоговый контроль – с 22 по 31 мая. |
Праздничные нерабочие дни | Праздничные нерабочие дни 04 ноября 2024года, 01-08 января 2025 года, 23 февраля 2025 года, 08 марта 2025 года, 01 мая 2025 года, 09 мая 2025 года. |
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение.
Занятия программы проводятся в группе.
Перечень оборудования:
- Бактерицидный облучатель – 1 шт.;
- Доска настенная – 1 шт.;
- Мольберт – 1 шт.;
- Стол воспитателя – 1 шт.;
- Стол детский – 10 шт.;
- Стул взрослый – 1 шт.;
- Стулья детские – 10 шт.;
- Стол для пособий и образцов – 1 шт.;
- Уголок творчества для оформления выставки – 1 шт.
Перечень материалов:
Для игровых занятий необходимо иметь:
- материалы для творчества детей (пластилин, акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и картон для рисования и конструирования, клей, ножницы, контейнеры и др.) – по 1 шт. на ребенка;
- канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага разных видов и формата (А 3, А 4) – по 1 шт. на ребенка;
- клей – по 1 шт. на ребенка;
- файлы, папки, степлер – по 1 шт. на ребенка.
Информационное обеспечение: телевизор, музыкальный центр (колонка).
Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий осуществляется:
- педагогом, имеющим среднее профессиональное или высшее профессиональное образование: «Образование и педагогические науки» или иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности, а также программу повышения квалификации по работе с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи.
Методическое обеспечение:
- Пчелкина Е.Л. Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Нулевая ступень. Методическое пособие с использованием рабочей тетради. -М: «Солон-пресс»,2024. -172 с.
- Пчелкина Е.Л. Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Нулевая ступень. Рабочая тетрадь. -М: «Солон-пресс»,2024. -40 с.
- Кислов А.В. Пчелкина Е.Л. Диагностика творческих способностей дошкольников и младших школьников. --М: «Солон-пресс»,2019 -52 +18 с.
Методические материалы:
Методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядные (показ, демонстрация);
- практические ( изобразительная деятельность)
-стимулирования и мотивации.
-создание проблемной ситуации
В образовательном процессе используются:
- игровой технологии (виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые,).
-технология ТРИЗ;
- здоровьесберегающие технологии (подвижные, пальчиковые игры);
Методы и приемы организации образовательного процесса:
-Мозговой штурм. Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
-Синектика- объединение разнородных элементов (по внешнему виду, функциям, структурным элементам и т.д.)
а) личностная аналогия (эмпатия).
б) прямая аналогия.
в) фантастическая аналогия.
-Морфологический анализ. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
-Метод фокальных объектов (МФО). формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанных друг с другом.
-Данетка. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
-Метод Робинзона. Этот метод формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.
-Типовое фантазирование. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:
а) уменьшение - увеличение объекта
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего и промежуточного контроля, воспитанников по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля воспитанников:
Входной контроль: педагогическое наблюдение в процессе игровых упражнений.
Текущий контроль: анализ творческих работ; контроль за выполнением заданий;
контроль за соблюдением требований педагога; анализ и обсуждение с детьми выполненных заданий (по окончании работы).
Итоговый контроль: Игра в системную мозаику с сюрпризами «Что-то не так, или Незнайкины вещи». Семейная игра-викторина «Первые шаги в ТРИЗ».
Для оценки качества образовательной работы по программе используются следующие методики: Кислов А.В. Пчелкина Е.Л. Диагностика творческих способностей дошкольников и младших школьников. --М: «Солон-пресс»,2019 -52 +18 с.
3. Список литературы
Нормативная литература:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ); - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»; - Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» (если реализуется в сетевой форме); - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная школа" на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
- Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д;
- Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
- Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
- Устав МАДОУ детский сад 14;
- Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ детский сад 14.
Литература, использованная при составлении программы:
- Альтшуллер, Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательской задачи. / Г.С. Альтшуллер. – Новосибирск: Наука, 1966. – 218 с.
- Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Постников, А.С. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.
- Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya. 4) Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 г. № МО-16-09-01/826-ту [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. - Режим доступа: http://pioner-samara.ru/content/metodicheskayadeyatelnost .
- Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг МБОУ ДО ГЦИР [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития.
- Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/DOCUMENTY/ Cherkasova/Polojenie_ob_okazanii_platnih_uslug_2016.pdf
- Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_programmah.pdf
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednienovosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/normativno-pravovoeobespechenie/normativno-pravovie-dokumenti-i-materiali-po-organizatsii-dopolnitelnogoobrazovaniya-detey.
- Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.
- Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников умению решать творческие задачи: Пособие для воспитателей дет. дошк. учрежд., препод. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Т.А. Сидурчук; Науч.-метод. центр развивающего образования N242 "Садко" — Ульяновск: 1996. — 153 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для высш. и сред. пед. учеб. Заведений. Серия: / Под. ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Академия, 2000. – 344 с.– (Высшее образование).
Список литературы для родителей:
- Венгер, Л.А. Домашняя школа мышления. / Л.А.Венгер, А.Л. Венгер. – М. : Знание, 1985. – 76 с.
- Творческие задания «Золотого ключика». /авторы и составители Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. — Самара: ДОУ № 277, 2001.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
