Консультация для молодого педагога

Вдовиченко Екатерина Васильевна

 

«Алгоритм создания комплексно-тематического планирования на год для молодого педагога ДОУ»

 

Наставник: Вдовиченко Е.В.

 

 

 (КТП) — это скелет всей образовательной деятельности в группе.

 

Алгоритм создания комплексно-тематического планирования на год для молодого педагога ДОУ

 

Цель: Построить целостный образовательный процесс, объединяющий разные образовательные области вокруг общей темы, сделать жизнь детей в детском саду интересной и разнообразной.

 

Этап 1: Подготовительный (Фундамент)

 

Шаг 1: Изучите нормативную базу.

Это основа основ. Вы должны знать:

 

· ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования): определите целевые ориентиры для вашего возраста.

· Основная Образовательная Программа (ООП) вашего ДОУ. Ваше КТП — это часть этой программы. Возьмите из нее цели и задачи для вашей возрастной группы.

· Примерная образовательная программа (например, "От рождения до школы"), на которой основана программа вашего сада.

 

Шаг 2: Получите инструменты.

 

· Календарь на учебный год.

· Рабочая тетрадь или файл на компьютере для заметок и черновиков.

 

Шаг 3: Проанализируйте условия.

 

· Возрастные и индивидуальные особенности ваших детей. Что они любят, что умеют, что вызывает трудности?

· Материально-техническая база группы (какое есть оборудование, материалы).

· Культурно-событийный контекст: традиции вашего ДОУ, города/села, особенности региона.

 

Этап 2: Проектировочный (Создание "скелета" плана)

 

Шаг 4: Определите структурные блоки года.

Учебный год в ДОУ условно делится на периоды. Распределите темы по ним:

 

· Сентябрь (Адаптационный период): Тематический блок "Мы знакомимся", "Наш детский сад", "Осень золотая" (вторая половина месяца).

· Октябрь-Ноябрь (Осенний период): Углубление в темы осени, урожая, мира животных и растений.

· Декабрь-Январь (Зимний период): Зима, Новый год, Рождество, зимние забавы.

· Февраль-Март (Период конца зимы - начала весны): 23 Февраля, 8 Марта, народная культура и традиции (Масленица).

· Апрель-Май (Весенний период): Весна, космос (ко Дню космонавтики), День Победы, лето на пороге, безопасность на дорогах.

 

(в создании тем, Вам поможет ООП и Календарный план воспитательной работы)

 

Шаг 5: Выберите и распределите темы.

Это главный шаг. Темы должны быть интересны детям и охватывать разные стороны мира.

 

· Критерии выбора тем:

  · Событийность: Календарные праздники (Новый год, 8 Марта), сезонные изменения (Осень, Зима), социальные события (День Победы).

  · Интересы детей: "Мои любимые игрушки", "Динозавры", "Космос".

  · Региональный компонент: "Край, в котором мы живем", "Город N".

  · Реализация образовательных областей: Каждая тема должна позволять работать по всем направлениям: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

 

Шаг 6: Определите длительность тем.

 

· Младший возраст: 1-2 недели.

· Старший возраст: 2-3 недели, некоторые сложные темы (например, "Космос") могут длиться месяц.

 

Этап 3: Содержательный (Наполнение "скелета" "мышцами")

 

Шаг 7: Пропишите содержание работы по каждой теме.

Создайте таблицу для каждой темы. Это и будет ваше готовое КТП.

 

Пример структуры таблицы для одной темы:

 

Тема: "Золотая осень" (Сроки: 01.10 - 12.10)

Итоговое мероприятие: Выставка коллективной аппликации "Осеннее дерево" / Праздник "Осень в гости просим"

 

Образовательная область Содержание работы (Формы, методы, деятельность)

Познавательное развитие занятие "Дары осени", наблюдения за листопадом, деревьями, погодой; дид. игры "С какого дерева листок?", "Чудесный мешочек" (овощи-фрукты).

Речевое развитие Чтение стихов об осени (Суриков, Плещеев), заучивание стихотворения "Листопад", составление описательных рассказов по картине "Осень в лесу", обогащение словаря: листопад, хмурый, золотой.

Социально-коммуникативное развитие Беседа "Как звери к зиме готовятся", сюжетно-ролевая игра "Семья: Собираемся на прогулку", трудовые поручения: собрать листья для гербария.

Художественно-эстетическое развитие Лепка "Грибы на полянке", рисование "Разноцветные листья", аппликация "Осеннее дерево" (коллективная), слушание музыки П.И. Чайковского "Времена года" (Октябрь).

Физическое развитие П/и "Солнышко и дождик", "Раз, два, три - к дереву беги!", утренняя гимнастика "Мы осенние листочки", пальчиковая гимнастика "Осень".

Работа с родителями Консультация "Одеваем ребенка по погоде", предложить собрать осенний букет для групповой выставки, совместная прогулка в парк "Наблюдаем за осенью".

 

 

 

Этап 4: Контрольно-корректирующий (Примерка и доработка)

 

Шаг 8: Согласуйте план со старшим воспитателем (методистом).

Это обязательный шаг для молодого педагога!

Методист:

· Проверит соответствие программы и ФГОС.

· Подскажет, где темы перегружены или, наоборот, "пустые".

· Посоветует интересные формы работы.

 

Шаг 9: Будьте готовы к гибкости!

План— это не догма. Если вы видите, что дети увлеклись какой-то частной темой (например, после похода в зоопарк все говорят о животных), можно скорректировать план, добавив в текущую тему этот интерес.

 

Советы молодому педагогу:

 

1. Не изобретайте велосипед: Используйте готовые наработки (программы, книги, Интернет-ресурсы), но адаптируйте их под своих детей.

2. Начинайте с малого: Не пытайтесь охватить все и сразу. Сначала наполните 2-3 темы очень подробно, остальные — в общих чертах. В течение года будете додумывать.

3. Интегрируйте: Суть КТП — в объединении. Проводя занятие по лепке "Овощи", вы одновременно развиваете речь (называние), моторику, познание (форма, цвет).

4. Учитывайте ресурсы: Не планируйте сложное итоговое мероприятие, если знаете, что не успеете его подготовить.

5. Доверяйте себе: Вы лучше чувствуете свою группу. План — ваш помощник, а не надсмотрщик.

 

Удачи вам в этом важном и интересном деле! Помните, что хорошо составленное планирование — это залог спокойной, организованной и результативной работы.