Главные вкладки
Консультация для молодого педагога

«Алгоритм создания комплексно-тематического планирования на год для молодого педагога ДОУ»
Наставник: Вдовиченко Е.В.
(КТП) — это скелет всей образовательной деятельности в группе.
Алгоритм создания комплексно-тематического планирования на год для молодого педагога ДОУ
Цель: Построить целостный образовательный процесс, объединяющий разные образовательные области вокруг общей темы, сделать жизнь детей в детском саду интересной и разнообразной.
Этап 1: Подготовительный (Фундамент)
Шаг 1: Изучите нормативную базу.
Это основа основ. Вы должны знать:
· ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования): определите целевые ориентиры для вашего возраста.
· Основная Образовательная Программа (ООП) вашего ДОУ. Ваше КТП — это часть этой программы. Возьмите из нее цели и задачи для вашей возрастной группы.
· Примерная образовательная программа (например, "От рождения до школы"), на которой основана программа вашего сада.
Шаг 2: Получите инструменты.
· Календарь на учебный год.
· Рабочая тетрадь или файл на компьютере для заметок и черновиков.
Шаг 3: Проанализируйте условия.
· Возрастные и индивидуальные особенности ваших детей. Что они любят, что умеют, что вызывает трудности?
· Материально-техническая база группы (какое есть оборудование, материалы).
· Культурно-событийный контекст: традиции вашего ДОУ, города/села, особенности региона.
Этап 2: Проектировочный (Создание "скелета" плана)
Шаг 4: Определите структурные блоки года.
Учебный год в ДОУ условно делится на периоды. Распределите темы по ним:
· Сентябрь (Адаптационный период): Тематический блок "Мы знакомимся", "Наш детский сад", "Осень золотая" (вторая половина месяца).
· Октябрь-Ноябрь (Осенний период): Углубление в темы осени, урожая, мира животных и растений.
· Декабрь-Январь (Зимний период): Зима, Новый год, Рождество, зимние забавы.
· Февраль-Март (Период конца зимы - начала весны): 23 Февраля, 8 Марта, народная культура и традиции (Масленица).
· Апрель-Май (Весенний период): Весна, космос (ко Дню космонавтики), День Победы, лето на пороге, безопасность на дорогах.
(в создании тем, Вам поможет ООП и Календарный план воспитательной работы)
Шаг 5: Выберите и распределите темы.
Это главный шаг. Темы должны быть интересны детям и охватывать разные стороны мира.
· Критерии выбора тем:
· Событийность: Календарные праздники (Новый год, 8 Марта), сезонные изменения (Осень, Зима), социальные события (День Победы).
· Интересы детей: "Мои любимые игрушки", "Динозавры", "Космос".
· Региональный компонент: "Край, в котором мы живем", "Город N".
· Реализация образовательных областей: Каждая тема должна позволять работать по всем направлениям: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Шаг 6: Определите длительность тем.
· Младший возраст: 1-2 недели.
· Старший возраст: 2-3 недели, некоторые сложные темы (например, "Космос") могут длиться месяц.
Этап 3: Содержательный (Наполнение "скелета" "мышцами")
Шаг 7: Пропишите содержание работы по каждой теме.
Создайте таблицу для каждой темы. Это и будет ваше готовое КТП.
Пример структуры таблицы для одной темы:
Тема: "Золотая осень" (Сроки: 01.10 - 12.10)
Итоговое мероприятие: Выставка коллективной аппликации "Осеннее дерево" / Праздник "Осень в гости просим"
Образовательная область Содержание работы (Формы, методы, деятельность)
Познавательное развитие занятие "Дары осени", наблюдения за листопадом, деревьями, погодой; дид. игры "С какого дерева листок?", "Чудесный мешочек" (овощи-фрукты).
Речевое развитие Чтение стихов об осени (Суриков, Плещеев), заучивание стихотворения "Листопад", составление описательных рассказов по картине "Осень в лесу", обогащение словаря: листопад, хмурый, золотой.
Социально-коммуникативное развитие Беседа "Как звери к зиме готовятся", сюжетно-ролевая игра "Семья: Собираемся на прогулку", трудовые поручения: собрать листья для гербария.
Художественно-эстетическое развитие Лепка "Грибы на полянке", рисование "Разноцветные листья", аппликация "Осеннее дерево" (коллективная), слушание музыки П.И. Чайковского "Времена года" (Октябрь).
Физическое развитие П/и "Солнышко и дождик", "Раз, два, три - к дереву беги!", утренняя гимнастика "Мы осенние листочки", пальчиковая гимнастика "Осень".
Работа с родителями Консультация "Одеваем ребенка по погоде", предложить собрать осенний букет для групповой выставки, совместная прогулка в парк "Наблюдаем за осенью".
Этап 4: Контрольно-корректирующий (Примерка и доработка)
Шаг 8: Согласуйте план со старшим воспитателем (методистом).
Это обязательный шаг для молодого педагога!
Методист:
· Проверит соответствие программы и ФГОС.
· Подскажет, где темы перегружены или, наоборот, "пустые".
· Посоветует интересные формы работы.
Шаг 9: Будьте готовы к гибкости!
План— это не догма. Если вы видите, что дети увлеклись какой-то частной темой (например, после похода в зоопарк все говорят о животных), можно скорректировать план, добавив в текущую тему этот интерес.
Советы молодому педагогу:
1. Не изобретайте велосипед: Используйте готовые наработки (программы, книги, Интернет-ресурсы), но адаптируйте их под своих детей.
2. Начинайте с малого: Не пытайтесь охватить все и сразу. Сначала наполните 2-3 темы очень подробно, остальные — в общих чертах. В течение года будете додумывать.
3. Интегрируйте: Суть КТП — в объединении. Проводя занятие по лепке "Овощи", вы одновременно развиваете речь (называние), моторику, познание (форма, цвет).
4. Учитывайте ресурсы: Не планируйте сложное итоговое мероприятие, если знаете, что не успеете его подготовить.
5. Доверяйте себе: Вы лучше чувствуете свою группу. План — ваш помощник, а не надсмотрщик.
Удачи вам в этом важном и интересном деле! Помните, что хорошо составленное планирование — это залог спокойной, организованной и результативной работы.
