Конспект НОД для старшей группы « Четыре желания – четыре задания».
Конспект НОД для старшей группы « Четыре желания – четыре задания».
Цель: развиватие интереса к художественной литературе.
Задачи:
Обучающие: формировать умение у детей последовательно и выразительно пересказывать литературный текст с опорой на наглядность; закреплять умение детей правильно строить сложноподчиненные предложения; отрабатывать интонационную выразительность речи.
Развивающие: совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной и превосходной степени; обогащать словарь детей по теме: «Времена года».
Воспитательные: воспитывать умение чувствовать красоту и выразительность языка литературного произведения, воспитывать чуткость к художественному слову.
Оборудование: иллюстрации о временах года (картины природы, игры детей),
портрет К.Д.Ушинского.
Словарная работа: карманная записная книжка, демонстрационные картинки времен года,раздаточные картинки на каждого ребенка.
Ход НОД
- Организационный момент.
Встали дети дружно в круг,
ты мой друг и я твой друг
вместе за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся.
В: Ребята , я сегодня пришла в детский сад, и у меня на столе лежала снежинка, только она не настоящая, а волшебная. На ней написана какая – то загадка. (кто загадку отгадает в мир чудесный попадает, кто не скажет нам ответ не открою вам секрет.) Ребята, давайте попробуем отгадать?
Д: да.
В: Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Времена года.)
В: правильно, а сколько у нас времен года?
Д: 4.
В: правильно, давайте назовем их.
Дети называют.
В: Ребята, а посмотрите, под снежинкой лежат 4 коробочки, (на 1 коробочке – картинка зима, на второй – лето, на третьей – осень, на четвертой - зима). Давайте откроем первую коробочку и посморим, какое задание для нас приготовила осень.
Дети открывают.
2. Игра “Огадай звуки”.
Ребята, а вы знаете, что каждое время года красиво по своему, у каждого времени года есть свой наряд, есть даже свой голос. А вы хотите послушать звуки времен года?
Д: да.
В: тогда слушайте внимательно и отгадайте, какое время года разговаривает с нами.
(дети слушают аудиозапись звуков).
- Зимой – скрип снега, метель.
- Весной – капель, журчание ручья.
- Летом – жужжание насекомых, пение птиц.
- Осенью – дождь, шуршание листьев.
В: молодцы ребята, вы определили правильно, какое время года нам повстречалось. А теперь давайте откроем вторую коробочку и посмотрим, какое задание ждет нас там. Открывают коробочку , на которой нарисованна «Зима». А здесь для нас какая – то книжка, давайте её откроем.
II. Основная часть
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания» (На доске портрет К.Д.Ушинского)
Константин Дмитриевич Ушинский знаменитый русский педагог. Он написал много книг, которые и сегодня не потеряли своей важности и популярности. Писал не только для взрослых, но и для детей.
Чтение произведения К.Д. Ушинского “Четыре желания”
Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой, румяный, веселый, и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!
- Запиши твое желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
- Вот уж я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времен года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
- Беседа по содержанию произведения.
- Как звали мальчика? (Митя)
- Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
- Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
- Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
- Куда записали его желание? (В записную книжку)
- Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
- За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)
- Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
- Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)
- Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)
- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал яго ды, кувыркался в душистом сене.)
- Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)
- Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
- Какое время года наступило? (Осень.)
- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и жел тые груши.)
- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)
- Что мальчик говорил отцу? (Осень лучше всех времен года!)
- Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
А сейчас мы немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка:
Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!
- Повторное чтение рассказа.
После каждой части дети выкладывают на столах картинки-схемы по сюжету рассказа (воспитатель вывешивает на доске)
1 часть – (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
2 часть – (бабочку, цветок, книжку).
3 часть - (траву, рыбу, ягоду, книжку).
4 часть - (яблоко, грушу, книжку).
- Ребята, с вашей помощью я выложила 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по частям.
Дети рассказывают.
В: молодцы, а теперь давайте немножко поиграем с вами. Хотите?
Я вам буду называть явление природы, что бывает летом, если это бывает, то хлопните в ладоши, если не бывает, то топните ногой.
Мороз летом?- не бывает
Дождь летом?-бывает
Гроза летом?-бывает
Сосульки летом?-не бывает
Снег летом?-не бывает
Солнышко летом ?-бывает.
В: молодцы, вы были очень внимательны. А у нас осталось не открытыми 2 коробочки, давайте откроем коробочку с изображением следующего времени года. (весна). А там для нас игра.
Д/игра: «Подбери слово»
Воспитатель предлагает закончить предложение словом, подходящим по смыслу:
Утром светло, а днем еще(светлее)
Вечером темно, а ночью еще..(темнее)
Осенью холодно, а зимой еще..(холоднее)
Весна теплая, лето еще..(теплее)
Весной солнце светит ярко, а летом еще..(ярче)
Весной птицы поют звонко, а летом еще..(звонче)
Трава зеленая, а после дождя еще..(зеленее)
После игры дети самостоятельно образуют степени сравнения чистый (чище, более чистый), светлый (светлее, более светлый).
И осталась последняя коробочка , на которой нарисованно лето, давайте ее откроем. А здесь еще одна игра. Поиграем в нее?
- Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
Большой -маленький
Хороший- плохой
Холодный -теплый
Говорить-молчать и т.д.
Воспитатель предлагает вспомнить, как Митя в рассказе радовался приходу каждого времени года, и произнести фразы с разной силой голоса(шепотом, тихо), с разной интонацией.
- Итог занятия.
Рефлексия:
В : ребята, посмотрите, мы выполнили все задания. Сюрприз удался? Что вам понравилось сегодня? А что было сложного сегодня для вас? С каким произведением мы сегодня познакомились? (рассказ “Четыре желания”). Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).С каким настроением вы встречаете зиму (весну,осень,лето)? Ребята, а я вам желаю, чтобы все ваши желания исполнялись!
