Конспект НОД для старшей группы « Четыре желания – четыре задания».

Cабанцева Наталья Николаевна

Конспект НОД для старшей группы « Четыре желания – четыре задания».

 

Цель: развиватие интереса к художественной литературе.

Задачи:

Обучающие: формировать умение у детей последовательно и выразительно пересказывать литературный текст с опорой на наглядность; закреплять умение детей правильно строить сложноподчиненные предложения; отрабатывать интонационную выразительность речи.

 

Развивающие: совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной и превосходной степени; обогащать словарь детей по теме: «Времена года».

Воспитательные: воспитывать умение чувствовать красоту и  выразительность языка литературного произведения, воспитывать чуткость к художественному слову.

Оборудование: иллюстрации о временах года (картины природы, игры детей),              

           портрет  К.Д.Ушинского.

Словарная работа: карманная записная книжка, демонстрационные картинки времен года,раздаточные картинки на каждого ребенка.

Ход НОД

  1. Организационный момент.

Встали дети дружно в круг,

ты мой друг и я твой друг

вместе за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

В: Ребята , я сегодня пришла в детский сад, и у меня на столе лежала снежинка, только она не настоящая, а волшебная. На ней написана какая – то загадка. (кто загадку отгадает в мир чудесный попадает, кто не скажет нам ответ не открою вам секрет.) Ребята, давайте попробуем отгадать?

Д: да.

В:  Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Времена года.)

В: правильно, а сколько у нас времен года?

Д: 4.

В: правильно, давайте назовем их.

Дети называют.

В: Ребята, а посмотрите, под снежинкой лежат 4 коробочки, (на 1 коробочке – картинка зима, на второй – лето, на третьей – осень, на четвертой - зима). Давайте откроем первую коробочку и посморим, какое задание для нас приготовила осень.

 

Дети открывают.

2. Игра “Огадай звуки”.

Ребята, а вы знаете, что каждое время года красиво по своему, у каждого времени года есть свой наряд, есть даже свой голос. А вы хотите послушать звуки времен года?

Д: да.

В: тогда слушайте внимательно и отгадайте, какое время года разговаривает с нами.

 (дети слушают аудиозапись звуков).

  • Зимой – скрип снега, метель.
  • Весной – капель, журчание ручья.
  • Летом – жужжание насекомых, пение птиц.
  • Осенью – дождь, шуршание листьев.

В: молодцы ребята, вы определили правильно, какое время года нам повстречалось. А теперь давайте откроем вторую коробочку и посмотрим, какое задание ждет нас там. Открывают коробочку , на которой нарисованна «Зима». А здесь для нас какая – то книжка,  давайте её откроем.

 

II. Основная часть

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания» (На доске портрет К.Д.Ушинского)

Константин Дмитриевич Ушинский знаменитый русский педагог. Он написал много книг, которые и сегодня не потеряли своей важности и популярности. Писал не только для взрослых, но и для детей.

    Чтение произведения К.Д. Ушинского “Четыре желания”

Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой, румяный, веселый, и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

- Запиши твое желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

- Вот уж я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 

  • Беседа по содержанию произведения.
  • Как звали мальчика? (Митя)
  • Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
  • Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
  • Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
  • Куда записали его желание? (В записную книжку)
  • Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
  • За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)
  • Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
  • Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
  • Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)
  • Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)
  • Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
  • Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал яго ды, кувыркался в душистом сене.)
  • Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)
  • Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
  • Какое время года наступило? (Осень.)
  • Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и жел тые груши.)
  • Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)
  • Что мальчик говорил отцу? (Осень лучше всех времен года!)
  • Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

А сейчас  мы немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка:

Мы на саночках катались (полуприседания),

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).

Белоснежные дома (руки вверх),

Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!

Бабочки порхают (руки в стороны),

Цветы зацветают (наклоны вперед).

Всюду, всюду красота (руки вверх),

Что за прелесть весна (прыжки на месте)!

Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),

В речку удочку забросим (руки вперед),

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (руки вверх),

Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!

Груши, яблоки в саду (руки в стороны),

Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

 

  • Повторное чтение рассказа.

После каждой части дети выкладывают на столах картинки-схемы по сюжету рассказа (воспитатель вывешивает на доске)

1 часть –  (Горку, санки, коньки, карманную книжку). 

2 часть – (бабочку, цветок, книжку).

3 часть - (траву, рыбу, ягоду, книжку).

4 часть -  (яблоко, грушу, книжку).

 

- Ребята, с вашей помощью я выложила 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.  

Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.

Я предлагаю вам пересказать рассказ по частям.

Дети рассказывают.

В: молодцы, а теперь давайте немножко поиграем с вами. Хотите?

 

Я вам буду называть явление природы, что бывает летом, если это бывает, то хлопните в ладоши, если не бывает, то топните ногой.

Мороз летом?- не бывает

Дождь летом?-бывает

Гроза летом?-бывает

Сосульки летом?-не бывает

Снег летом?-не бывает

Солнышко летом ?-бывает.

В: молодцы, вы были очень внимательны. А у нас осталось не открытыми 2 коробочки, давайте откроем коробочку с изображением следующего времени года. (весна). А там для нас игра.

Д/игра: «Подбери слово»

Воспитатель предлагает закончить предложение словом, подходящим по смыслу:

Утром светло, а днем еще(светлее)

Вечером темно, а ночью еще..(темнее)

Осенью холодно, а зимой еще..(холоднее)

Весна теплая, лето еще..(теплее)

Весной солнце светит ярко, а летом еще..(ярче)

Весной птицы поют звонко, а летом еще..(звонче)

Трава зеленая, а после дождя еще..(зеленее)

После игры дети самостоятельно образуют степени сравнения чистый (чище, более чистый), светлый (светлее, более светлый).

 

И осталась последняя коробочка , на которой нарисованно лето, давайте ее откроем. А здесь еще одна игра. Поиграем в нее?

 

  • Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Большой -маленький

Хороший- плохой

Холодный -теплый

Говорить-молчать и т.д.

Воспитатель предлагает вспомнить, как Митя в рассказе радовался приходу каждого времени года, и произнести фразы с разной силой голоса(шепотом, тихо), с разной интонацией.

 

  1. Итог занятия.

Рефлексия:

В : ребята, посмотрите, мы выполнили все задания. Сюрприз удался? Что вам понравилось сегодня? А что было сложного сегодня для вас? С каким произведением мы сегодня  познакомились? (рассказ “Четыре желания”). Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).С каким настроением вы встречаете зиму (весну,осень,лето)? Ребята, а я вам желаю, чтобы все ваши желания исполнялись!