Не только профессия, но и...

1. Эмпатия и доброжелательность - фундамент доверия.
Главный инструмент в моей работе - это умение почувствовать и понять внутренний мир ребёнка безоценочно. Малыш должен видеть в психологе безопасного, теплого взрослого, который всегда примет его таким, какой он есть: плачущим, сердитым, радостным или замкнутым. Без этого искреннего интереса и доброжелательности невозможно построить тот самый мост доверия, по которому к специалисту приходит ребенок.
2. Профессиональная наблюдательность и аналитический ум.
Дети, особенно маленькие, часто не могут словами выразить то, что их тревожит или радует. Поэтому так важно "слушать глазами": замечать нюансы в игре, рисунке, мимике, поведении в группе. А за наблюдательностью должен следовать анализ: что стоит за этой агрессией? О чем говорит эта постоянная рассеянность? Умение связать наблюдения в единую картину помогает найти истинную причину трудностей.
3. Терпение, выдержка и стрессоустойчивость.
Результаты работы с детьми не бывают сиюминутными. На то, чтобы помочь ребенку справиться со страхами, адаптироваться или научиться дружить, могут потребоваться недели и месяцы. Нужно огромное терпение, чтобы двигаться маленькими шагами. Кроме того, работа часто ведется на нескольких "фронтах" одновременно: дети, родители, воспитатели. Сохранять спокойствие, такт и ясность мысли в любой ситуаци - бесценное качество.
4. Коммуникабельность и тактичность.
Педагог-психолог - это связующее звено между ребёнком, семьей и воспитателями. Необходимо уметь доступно и деликатно донести свои наблюдения до родителей, поддержать их, дать четкие и практические рекомендации. Важно выстраивать партнерские отношения с коллегами, становясь для них помощником.
5. Креативность и гибкость.
С детьми не работают шаблоны. То, что сработало с одним ребенком, может не подойти другому. Приходится постоянно быть в творческом поиске: придумывать новые игры, адаптировать методики, находить нестандартный подход к сложной ситуации. Гибкость мышления позволяет быстро менять планы, если видишь, что сегодня ребёнок настроен на другой вид деятельности.
6. Искренняя любовь к детям и вера в их потенциал.
Это качество, которое невозможно заменить никакими дипломами. Это внутренняя убежденность в том, что в каждом ребенке есть уникальный ресурс, сильные стороны и безграничные возможности. Задача психолога - разглядеть этот потенциал, помочь ему раскрыться и поддержать на его пути.
