«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков.
Многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.
Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Техника выполнения упражнений:
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:
1.Дуть на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу, пускать в тазу с водой уточек, лодки, кораблики, играть на духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках).
2.Дуть на привязанные к натянутой ниточке снежинки, лёгких разноцветных птичек. Сдувать с руки пушинки. Дуть на мыльные пузыри.
3.Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, мыльному пузырю.
Игра «Эхо» - Ребенок и взрослый становятся лицом друг к другу. Взрослый тихо произносит звук (а), ребенок должен повторить громко. Можно употреблять сочетания ау, уа, иа, ио.
«Кто кого» - взрослый и ребенок встают лицом друг к другу. По сигналу одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше другого тянет звук, тот выигрывает.
«Буря в стакане воды» - Наполняем стакан водой, опускаем коктейльную трубочку, дуем с силой так, чтобы образовались пузыри.
«Фокус» - Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посередине языка, а ватка лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать.
Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка. Польза артикуляционной гимнастики:
- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;
- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;
- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
- увеличение амплитуды движений;
- снижение напряжённости артикуляционных органов;
- постановка правильного произношения звуков.
Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.