Хореографические термины

Парамонова Марина Александровна

Adagio (ит. «Адажио»- медленно, спокойно, не спеша): в балете одна из форм танца (в основном дуэта), где используются поддержки балерины партнером при исполнении медленных и быстрых движений, поз, вращений, подъемов.

Adagio - медленная часть pas de deux, grand pas, pas d'action. В уроке кл.танца у станка и на середине - танц. композиция, состоящая из плавных движений, устойчивых поз, поворотов, вращений. В adagio вырабатывается устойчивость, координация, сила и гармония движений. Основные элементы: developpes, releves, grands ronds de jambe, grands fouettes renverses, вращения в различных позах на одной ноге и т.д. Allonge (аллонже - удлиненный) - удлиненная позиция руки.

Ballotte - раскачивание. Прыжок с продвижением вперед или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в пятой позиции, корпус отклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении.

Battements tendu (тянуть, натягивать)- движение, при котором нога из позиции, вытягиваясь в подъеме, отводится вперед, в сторону и назад до вытянутого положения стопы и пальцев, а затем приводится обратно в позицию.

Battements tendu jete (jete - бросать) то же, что и battements tendu, но нога из позиции, скользя по полу, чуть приподнимается (примерно на 25 градусов) над полом, а потом возвращается обратно в позицию. Battements developpe - работающая нога с вытянутыми пальцами скользит по опорной до колена и открывается вперед, в сторону, или назад.

Changement de pieds (шанжман де пье - "перемена ног") Прыжок с двух ног на две из 5 позиции в 5, с обязательной переменой ног.

Croise (круазе - от слова "скрещивать") поза классического танца со скрещенным (закрытым) положением ног.

Demi (деми - половина) термин, указывающий, что исполняется половина движения, например, demi plie - полуприседание, demi rond de jambe - половина круга ногой. Ecarte (экарте - раздвинуть) поза кл.танца (a la seconde), развёрнутая по диагонали вперёд или назад, корпус чуть отклонён вперёд или назад, голова резко повёрнута в профиль, поднятая рука соответствует поднятой ноге, другая рука отведена в сторону.

Echappe (эшапе - вырваться, выйти из) прыжок с двух ног на две из первой, третьей или пятой позиций во вторую или четвёртую.

Efface (эфасе - от слова "сглаживать") поза кл.танца с развернутым (открытым) положением ног.

Epaulement (эпольман - от "эполь" - плечо) поза кл.танца, при кот. корпус повёрнут в одну из сторон, по отношению к en face.

En dedans (ан дедан - вовнутрь): 1. Направление движения работающей ноги, описывающей дугу назад - в сторону - вперед, то есть вовнутрь, к опорной ноге. 2. Направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся с поворотом(en tournant) по направлению к опорной ноге.

En dehors (ан деор - наружу). 1.Направление движения работающей ноги, начинающей описывать дугу вперед- в сторону - назад, то есть наружу от опорной ноги. 2.Направление вращения в турах и пируэтах от опорной ноги к работающей.

En face (ан фас - напротив) термин показывает, что исполнитель обращен лицом к зрителю. En l'air (ан л'эр - в воздухе) термин, указывающий на то, что движение одной или обеими ногами исполняется в воздухе. Например: rond de jamb en l'air (круг ногой в воздухе).

En tournant (ан турнан - в повороте).Движение исполняется одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным, в зависимости от задания.

Fondu (фондю - таять). Тающее движение. Frappe (фрапе - ударять) одна из форм battements резкое движение ногой с акцентом "от себя".

Grand (гран - большой) - термин, определяющий величину движения: максимальную глубину приседания (grand plie) высоту прыжка (grand changement de pied) и т.д.

Jete entrelace - вид перекидного жете, прыжка с одной ноги на другую с поворотом, во время которого ноги поочередно забрасываются в воздух, как бы переплетаясь, при этом одна нога забрасывается вперед, а другая после полуоборота в воздухе, - назад, за себя.

Passe - (пассе - проводить) путь работающей ноги при переходе из позы в позу, на уровне sur le coup-de-pied или tire-bouchon, или через первую позицию.

Pas de bourree (па де буре) мелкие движения, переступания с ноги на ногу.

Pas couru - легкий сценический бег, suivi - беспрерывный, связанный.

Petit (пти - маленький) обозначение некоторых движений, например petit battement и т.д.

Port des bras (от порте - носить и бра - руки) правильное прохождение рук через основные позиции, закругленные (arrondi) или удлиненные (allonge) с участием поворотов или наклонов головы, а также перегибаний корпуса.

Preparation (препарасьон - приготовление) подготовительное движение.

Releve (релеве - поднимать) 1. Подъем на полупальцы, или пальцы. 2. Медленный подъём ноги (Battement releve lent) 3. Preparation к турам, пируэтам. Saute(соте - прыгать). Прыжок с двух ног на две, с сохране-нием в воздухе и при приземлении первоначальной позиции.

Sur le coup-de-pied (сюр лё ку де пье - на щиколотке, "на шейке стопы") положение стопы рабочей ноги на опорной.

Temps leve (тан леве - поднимать) Прыжок одной ногой, с возвращением на неё же, без продвижения, преимущественно сохраняя заданную позу.

Tombe (томбе - падать) движение с падением на рабочую ногу. Адажио. Медленная первая часть па-де-де, за которой следуют две сольные вариации и заключительная кода.

Аллегро. Быстрая прыжковая часть балетного класса.

Антраша. Прыжок, при котором танцовщик несколько раз быстро скрещивает ноги в воздухе. Арабеск. Танцовщик стоит на одной ноге, другая прямая нога отведена назад за плечо. Аттитюд. Танцовщик стоит на одной ноге, другая отведена назад за плечо и согнута в колене.

Баллоне(Ballonne). Прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой. Работающая нога, вытягиваясь во время прыжка или скока, возвращается в поло-жение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги в момент полуприседания (демиплие) на опорной ноге. Батман. Быстрый удар одной ноги о щиколотку другой.

Батри. Прыжок, при котором стопы перекрещиваются в воздухе.

Бризе (Brise). Прыжок во время исполнения нога из 5-й позиции сзади (спереди) выносится вперед (назад), давая направлению прыжку, ударяет в воздухе опорную и возвращается в прежнее положение. Выворотность. Разворот ног от тазобедренного сустава. Глиссад (Glissade). Маленький прыжок с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола с переменой или без перемены ног. Используется как самостоятельное движение, как связка, а также может служить толчком для других прыжков.

Девелоппе (Developpe).Движение, разновидность батмана.

Кабриоль (Cabriole). Сложный прыжок, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз. Маленький прыжок с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола с переменой или без перемены ног. Используется как самост.движение, как связка, а также может служить толчком для других прыжков Куп жетэ. Серия прыжков с поворотами по кругу. Манеж. Окружность, по которой выполняется серия виртуозных прыжков. Па. Дословно: танцевальный шаг. Па-де-де. Танец, исполняемый двумя партнёрами. Пике. Быстрые удары о пол прямой ногой, либо балерина резко встаёт на пуанты.

Пируэт. Поворот. Плие. Первый экзерсис у станка, при котором танцовщики приседают у станка, сгибая ноги в коленях. Позиции. Пять основных позиций ног и соответствующие движения рук. Пор-де-бра. Положение рук и корпуса танцовщика.

Пуант. Стойка на кончиках пальцев.

Рон-де-жан. Поднятая с оттянутым носком нога описывает круговое движение по полу или в воздухе. Станок. Длинная горизонтальная жердь в балетном классе, за которую придерживаются танцовщики во время занятий.

Тур-ан-лэр. Прыжок с оборотом вокруг своей оси - одинарным, двойным, иногда тройным.

Флик-фляк (Flik-flac). Движение, развивающее ловкость.

Фуэте. Стремительное хлёсткое вращение, при котором находящаяся в воздухе нога резко выбрасывается в сторону и приводится к колену опорной ноги при каждом обороте.

Шассе (Chasse). Определение: прыжок с продвижением, при исполнении кот. одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в пятой позиции в верхней точке прыжка. Может быть самостоятельным движением, а также служить вспомогательным, связующим па для выполнения больших прыжков.

 

Комментарии

Парамонова Марина Александровна

Ответ на вопрос: «Нужен ли на уроке классический экзерсис?» должен быть всегда утвердителен. Да, нужен, потому что веками отработанная и проверенная почти трехсотлетней жизнью балетного театра система занятий у станка и на середине, ежедневный тренинг балетного актера, наилучшим образом готовит его к выполнению любых балетмейстерских заданий. «Спортсмену необходимо выполнять каждый день комплекс упражнений, чтобы всегда быть в форме. Пианисту надо ежедневно играть гаммы, чтобы совершенствовать мастерство. А тем, кто танцует, в той или иной степени, нужен и важен экзерсис».
С помощью танца, в том числе классического, можно обеспечить такие условия для человеческой деятельности, которые помогают раскрыть человеку его творческий потенциал и нравственные возможности личности. Уроки хореографии в школе с обязательным введением классического танца – не профессиональное обучение танцу, а обогащение мировосприятия учащегося, как важнейшего фактора развивающего обучения, формирование творческого потенциала человека 21 века.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Флик-фляк переворот прыжком назад прогнувшись с опорой на руки. Элемент акробатики. Интересно появление термина в хореографии.