Стили педагогического общения

Альмухаметова Олеся Павловна
Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stili_pedagogicheskogo_obshcheniya.ppt1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили педагогического общения

Слайд 2

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Слайд 3

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана.

Слайд 4

Функции и средства общения: * коммуникативная (обмен информацией); * перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга); * интерактивная (организация и регуляция совместной деятельности).

Слайд 5

Особые требования к речи педагога: * правильность (соответствие литературно-языковым нормам); * точность (употребление слов, выражений в двойственных им значениях); * ясность, простота, логичность, доступность ; * богатство (разнообразие используемых языковых средств); * образность, эмоциональность.

Слайд 6

Диалог — это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.

Слайд 7

Стили общения и стили педагогического руководства Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. Главное для стиля — единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

Слайд 8

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ: общение на основе увлеченности совместной деятельностью; общение на основе дружеского расположения; общение-дистанция .

Слайд 9

Негативные стили общения: * общение-устрашение; * общение-заигрывание; * общение-превосходство.

Слайд 10

Автократический единоличное управление коллективом учащихся последовательное предъявление требований к учащимся жесткий контроль за их исполнением

Слайд 11

Авторитарный возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками

Слайд 12

Демократический внимание и учет учителем мнений уч-ся; стремление понять их, убедить, а не приказывать; ведение диалогического общения на равных.

Слайд 13

Игнорирующий стремление меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся; устранение от руководства ими; ограничение формальным выполнением обязанностей и передачи учебной и административной информации.

Слайд 14

Конформный устраняется от руководства группой уч-ся, идет на поводу их желаний

Слайд 15

Алогичный осуществление в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния любого стиля руководства дезорганизация и ситуативность системы взаимоотношений «учитель – ученик» появление конфликтных ситуаций

Слайд 16

Стили педагогического общения (по В.А. Кан-Калику) Общение на основе высоких профессиональных установок педагога Общение на основе дружеского расположения Общение-дистанция Общение-устрашение Общение-заигрывание

Слайд 17

любитель дискуссий, провоцирует их на занятиях; индивидуализм, несистематичность в уч. процессе из-за постоянной конфронтации; уч-ся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать главное в учебно-воспитательном процессе - достижение согласия и установление сотрудничества между уч-ся; роль посредника, поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. образец для подражания, подлежащий безусловному копированию не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания; считает, что всегда и во всем прав, а ученик должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам атмосфера эффективной деятельности класса; поощрение инициативы и самостоятельности; стремление к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи; качественный контроль и оценка конечного результата дух корпоративности (уч-ся не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое); роль вдохновителя групповых усилий; главное - конечный результат, блестящий успех лаконичный, точный, сдержанный стиль общения; предсказуемость вопросов и ответов; технически безупречен и именно поэтому скучен Типология профессиональных позиций учителей (по М. Талену) Сократ Руководитель групповой дискуссии Мастер Генерал Менеджер Тренер Гид Сократ - Руководитель групповой дискуссии - Мастер - Генерал - Менеджер - Тренер - Гид

Слайд 18

Модель диктаторская "Монблан" Учитель отстранен от обучаемых Обучаемые - лишь безликая масса слушателей Нет личностного взаимодействия Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых

Слайд 19

Модель неконтактная "Китайская стена" слабая обратная связь между учителем и обучаемыми (барьер общения) отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны информационный, а не диалоговый характер занятия непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса снисходительное отношение к обучаемым Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, с их стороны - равнодушное отношение к учителю

Слайд 20

Модель дифференцированного внимания "Локатор" избирательные отношения с обучаемыми концентрация внимания учителя на части аудитории (индикаторы) ориентировка на настроение коллектива неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся с фронтальным подходом Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе учитель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов

Слайд 21

Модель гипорефлексная "Тетерев" учитель в общении замкнут на себя речь большей частью монологична нет реакции на слушателей эмоциональная глухота к окружающим Следствие: практически отсутствует взаимодействие между учителем и учеником вокруг ученика- поле психологического вакуума стороны процесса общения изолированы друг от друга учебно-воспитательное воздействие представлено формально

Слайд 22

Модель гиперрефлексная "Гамлет" учитель озабочен тем, как он воспринимается окружающими межличностные отношения приобретают для него доминирующее значение сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков острая реакция на нюансы психологической атмосферы обучаемых Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность учителя приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. Для учителя возможно занятие ведомой позиции в отношениях с учащимися

Слайд 23

Модель негибкого реагирования "Робот" взаимоотношения учителя и уч-ся строятся по жесткой программе четко выдержаны цели и задачи занятия дидактически оправданы методические приемы безупречная логика изложения и аргументация фактов отшлифованы мимика и жесты учитель не учитывает состав и психическое состояние уч-ся, их возрастные и этнические особенности Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия

Слайд 24

Модель авторитарная "Я - сам" фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе отсутствие творческого взаимодействия между учителем и уч-ся подавление личной инициативы со стороны уч-ся снижение до минимума познавательной и общественной активности уч-ся Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности

Слайд 25

Модель активного взаимодействия "Союз" учитель находится в диалоге с уч-ся, поддерживает их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями

Слайд 26

Во время объяснения учителя ученик IХ класса Валерий П. был невнимателен, переговаривался с соседом. Учитель прервал рассказ и вызвал Валерия к доске. Ответив на поставленный вопрос учителем достаточно глубоко и правильно, Валерий ожидал хорошей отметки. Но учитель сказал "4". Пусть уже остается так – не хочу марать журнал". Какими мотивами руководствовался учитель, создавая эту ситуацию (вызывая ученика к доске, оценивая его ответ?) Оцените с позиций ученика и всего класса деятельность учителя. Воспроизведите мысленные монологи учителя и ученика.

Слайд 27

Наташа, ученица III класса, в течение одной недели получила за домашние работы три "двойки". Учитель решил сходить к ее родителям. Придя к Наташе, он застал там гостей, поздравляющих Наташину маму с получением ордена. Учителя пригласили к столу. Кто-то спросил: "Иван Иванович, а как учится Наташа?» Следовало ли учителю принимать приглашение? Предложите свой вариант поведения в данной ситуации, обоснуйте его целесообразность.

Слайд 28

Мать Маши пришла в школу узнать, как учится и ведет себя ее дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала: Ваша дочь – законченная лентяйка! А, Машина мама, наконец – то.. . Хорошо, что пришли, я уж и сам собирался вас вызвать: болтает дочь на уроках, никакого сладу с ней! Но вот в учительской появилась Машина классная руководительница. Она берет женщину под руку и уводит ее в укромный уголок. И они уже разговаривают о чем – то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что – то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о "двойке" за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроках математики. И спустя уже несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: "Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, прослежу". И уходит она из школы не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей. Какие чувства испытала мать Маши, войдя в учительскую? Дайте оценку поведения учителей. Как следует вести беседу с родителями? Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе классной руководительницы с мамой?

Слайд 29

В школе завершается неделя физики. Ученики VII класса готовят КВН, который должен состояться после уроков. Многие ученики надеются, что учительница географии отпустит учеников с последнего урока за костюмами для КВН. Ученик подходит к учителю. «Отпустите, пожалуйста, меня пораньше с урока за костюмом. Нет, сначала спрошу тебя на уроке, потом пойдешь. Ученик сел за парту, обиделся, в классе напряженная тишина. Учитель обращается к ученику. Иди отвечай!» «Я не знаю,» - сердито и вызывающе отвечает ученик. «Два! А теперь можешь идти за костюмом.» Ученик выходит злой, хлопает дверью. Дайте оценку педагогической целесообразности действий учителя. Какими мотивами руководствовался ученик в данной ситуации.

Слайд 30

Молодая учительница литературы, войдя в VIII класс, в ответ на свое приветствие услышала: "Честь, имею!", которое Сергей сопроводил характерным рыцарским жестом и поклоном. Как прореагировать? А. Не отдавая должного великосветской галантности юного паладина, выставить его за дверь: "Пойди, прогуляйся и обдумай свое поведение". Б. Не обратить внимание и начинать урок. В. Не обратить внимание, но на уроке неожиданно вызвать или дать задачу потруднее, показав неуместность его шуток при неглубокой подготовке. Г. Принять приветствие: "О, поклонник литературы! Мне как раз нужна ваша помощь (раздать тетради, оформить доску, управлять ТСО и пр. )". Д. Ваше решение. Проанализируйте действия учителя, определите их влияние на характер общения. Определите. Какие из предложенных примеров демонстрируют совпадение целей педагога и восьмиклассники.

Слайд 31

Негативная и позитивная установка НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА меньше времени на ответ дольше ждет ответа на вопрос не использует наводящие вопросы и подсказки, при затруднении задает наводящие вопросы при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его чаще порицает и меньше поощряет вопрос поощряет улыбкой, взглядом не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия иногда вообще не работает с ним на занятии

Слайд 32

Профессионально важные качества педагогического общения интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения; способность эмоциональной эмпатии и понимания людей; гибкость, оперативно-творческое мышление; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой; способность к спонтанной коммуникации; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации; хорошие вербальные способности; владение искусством педагогических переживаний; способность к педагогической импровизации.