Об искусстве и не только.

Емалетдинов Марат Жульевич

В природе и обществе многое происходит случайно. Зачастую люди, их чувства и эмоции не подчиняются законам логики. Творчество тоже носит стихийный характер, так как писатель, поэт, художник и музыкант воспевает то, к чему его влечёт вдохновение, что не подчиняется расчёту. В этом и есть ценность художественного творчества. Но как в этой стихийности, буйстве красок и оттенков не потерять себя, частность человеческого существования, индивидуальность? Как не подменить созидание разрушением? В этом на протяжении многих столетий помогает человеку литература. Безусловно, чем богаче эстетический опыт человека, тем чётче его нравственный выбор.

Литература – предмет, который не кончается за порогом школы, так как, по мысли А. А. Блока, «подземный рост души» продолжается всю жизнь. Но именно на уроках литературы закладываются духовные и нравственные ценности, когда в момент сотворчества, пусть и стихийного, учитель вольно или невольно поощряет в ученике именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности. И. Бродский полагал, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительней, чем для человека, Диккенса не читавшего. Стало быть, целью литературы как учебного предмета и науки становится «врачевание души» через творчество, самопознание и утверждение жизненных ценностей.

Пятый год я работаю учителем русского языка и литературы в мужском лицее физико-математического профиля. Что нужно сделать, чтобы любовь к литературе и поэзии проникла в сердца юных математиков и физиков? Моя задача как учителя литературы состоит в том, чтобы развить эмоциональную и творческую составляющую, привить эстетический вкус и привести внутренний мир юноши к гармонии. Для этого достаточно дать свободу, возможность раскрыть свою палитру красок и расплескать их по холсту. Да, на начальном этапе даже возникновение Вселенной носило именно стихийный характер. Почему бы не воспользоваться этим законом природы в самом что ни на есть основополагающем, исходящем из глубины порыве – порыве к творчеству и созиданию?

Но литература – это, как ни парадоксально,– не только стихийное стремление, но и взвешенная, подчинённая математически выверенным законам гармонии наука. Следовательно, расплескав краски, ни в коем случае нельзя оставлять холст до полного высыхания, нужно продолжать кропотливую, ювелирную, но увлекательную и благородную работу: комбинировать цвета, дорабатывать картину, чтобы в итоге она заблистала, отражая малейшие оттенки внутреннего мира ученика. Ох, и нелегко преподавать литературу молодым рационалистам и скептикам, но именно благодаря этому удовлетворённость от проделанной работы увеличивается. И в такие моменты учитель осознаёт, что любой стихийный порыв со временем обретает логику и систему. Свободную и уникальную личность всё же нельзя подчинить даже самому талантливому педагогу. В данной ситуации учитель становится учеником, другом, собеседником. Именно в таком симбиозе зарождаются гениальные идеи и добрые чувства.

Догадываются ли мои ученики, что я учусь у них? И не только в лицее… Это помогает мне не забыть ощущения детства, не отстать от жизни, чувствовать лёгкость бытия от понимания того, что мы нужны друг другу. Эти минуты дарят мне ощущение счастья. Что может быть дороже и важнее этого в жизни учителя? Настолько ли стихийна наша жизнь? Или же можно всё объяснить точной и порой холодной логикой? А может, секрет кроется в том, что если у человека есть нравственный и духовный стержень, то и стихийный порыв творчества будет направлен именно на созидание. Возможно, каждый сможет прийти к гармонии только тогда, когда сердце будет открыто чему-то новому, порой даже пугающему в начале пути; но если пропустить это через призму времени, опыта, то перед нами откроется новый мир,многогранный, лишённый цинизма и расчётливости. Мир, который смогут создать учитель и его ученик.