Главные вкладки

    Гигиена голоса

    Овчинникова Мария Георгиевна

    Гигиена голоса

     

     

    В методических указаниях изложены следующие вопросы:
    понятие “голос” и его составляющие; анатомия и физиология гортани; факторы, обусловливающие заболевания и меры предотвращения наиболее часто встречающихся заболеваний; гигиена голоса при мутации, беременности, на вредных производствах, гормональных дисбалансах, заболеваниях ЛОР-органов, заболеваниях других органов и систем; курение и алкоголь как отрицательные факторы для голосовой функции; мероприятия по гигиене голоса. Для широкого круга читателей. 
     

    Введение.

     

    Голос - звук, посредством которого возможно общение между живыми существами. По академику Павлову - это вторая сигнальная система, которой обладает только человек. Голос - средство коммуникации, им можно передать различные тонкие эмоциональные переживания: радость, боль, страх, гнев, восторг, опасность. Сложные нервные связи руководят голосовой функцией, расстройство этой координации ведет к нарушению голоса.
    Благодаря множественным оттенкам голосовой окраски можно им воздействовать на нервную систему другого человека. Этот факт используется в практике психотерапевтов как звукотерапия.

    Характеристики:

    • I форманта (2) - отвечает за низкие частоты в разговорной речи;
    • II форманта (3) - отвечает за высокие частоты в разговорной речи;
    • низкая певческая форманта (4) - отвечает за низкие частоты в певческом голосе;
    • высокая певческая форманта (ВПФ) (5) - III форманта - имеется только в певческом голосе, придает голосу особую звонкость, полетность, “металл”, увеличивает силу голоса, улучшает интонирование, способствует улучшению качества вибрато. Чем выше ее столб амплитуды колебаний на спектрограмме, тем сильнее и красивее такой голос.

     

    Голос лишенный высоких частот кажется слушателю глухим “как из бочки”, “стелющимся”, более тихим, быстро угасающим, без звона.

    Голос лишенный низких частот обладает раздражающим действием на нервную систему. Чрезмерное преобладание в нем высоких частот делает его визгливым, неприятным для слушателя.

    Индивидуальные гармоники (обертоны) (6) - придают неповторимую, присущую только данному индивидууму окраску голоса. Голос тем богаче, чем больше обертонов имеет. Из данных звукофонда Гостелерадио (В.Г. Ермолаев “Руководство по фониатрии”) разложенный на спектрограмме голос Э. Карузо имел самую высокую частоту колебания III форманты и самый богатый набор индивидуальных гармоник. 

    Итак, красивый здоровый голос должен иметь полную сумму характеристик, чтобы звучать полноценно и радовать слух окружающих. А сочетание различных звуковых частот выражается многообразием окраски звука. 
     

    Анатомия и физиология гортани.

     

    image

     

    Аппарат (инструмент), которым человек извлекает звук (голос) - гортань.

    Структурные элементы гортани:

    1. Истинные голосовые складки (ИГС) - в их толще заложена голосовая мышца. Вибрируя, под давлением воздуха на вдохе, производят звук. Их движения руководит центральная нервная система (ЦНС). С помощью микроларингостробоскопа (аппарата, позволяющего увидеть движение складок) их движения определяются в виде взмахов “крыльев бабочки”, совершающих колебания в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В норме их поверхность белая, блестящая, смыкание полное.
    2. Вестибулярные (“ложные”) связки. Существуют для компенсации функции ИГС в случае их травмы (невозможность движения при параличе, удаление одной из ИГС при раке гортани). При их смыкании звук ниже, глуше и грубее обычного, наступает быстрая утомляемость. При правильной координации мышц и здоровой гортани ложные складки неподвижны, при функциональных заболеваниях гортани (нервной дискоординации) может появляться склонность к смыканию.
    3. Черпаловидаые хрящи. На их голосовых отростках крепятся ИГС. Отростки работают как "шарниры", совершают различные движения, посредством которых ИГС двигаются в разных плоскостях
    4. Черпалонадгортанная складка
    5. Надгортанник - защитное приспособление организма, закрывает вход в гортань при глотании
    6. Грушевидные синусы (ямки) - углубления в виде карманов.
    7. Передняя спайка (комиссура) - соответствует передней части истинных голосовых складок.
    8. Межчерпаловидное пространство
    9. Желудочки гортани - углубление в виде щели между истинными и ложными складками.

     

    Голосовой аппарат необходим для общения любому человеку, но для профессионала голоса является показателем профессиональной пригодности. Этим лицам необходим здоровый аппарат, но на них падает большая голосовая нагрузка. 
     

    Профессионалы голоса.

     

    К профессионалам голоса относятся:

    • певцы;
    • чтецы;
    • актеры;
    • экскурсоводы;
    • агитаторы;
    • воспитатели детских садов;
    • учителя и преподаватели;
    • юристы;
    • массовики-затейники;
    • дикторы радио и телевещания;
    • лица, занимающие руководящие должности;
    • диспетчеры;
    • телефонисты;
    • студенты театральных и вокальных учебных заведений.

     

    Эти лица в связи с различными факторами могут страдать теми или иными заболеваниями голосового аппарата, которые не позволяют заниматься им профессиональной деятельностью.

    Разберем вредные факторы, изучив которые, ясны меры гигиены голоса и профилактики заболеваемости.

    Воспитатели детских садов.

    Им постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого детскими голосами, спектральная энергия которых доходит до1000 Гц. Чтобы перекрыть шум, воспитатели должны повышать голос до70-72 дБ. Во время же прогулок аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума.

     

    Экскурсоводы.

    Большая количественная голосовая нагрузка. В ряде случаев присоединяется шум, недостаточность вентиляции, повышенное содержание пыли и фактор охлаждения. Работники городского экскурсионного бюро испытывают резкие перепады температуры воздуха, шум городского транспорта, сотрясения, действия паров бензина и газов на дыхательные пути. Неисправность или отсутствие микрофона в автобусе увеличивают нагрузку на голосовой аппарат.

     

    Преподаватели и ораторы.

    Им приходится ежедневно перегружать голосовой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу нотах. Наряду с этим имеет большое значение: температура, загрязненность воздуха (пыль, мел), степень относительной влажности, сохранение должной степени тишины в аудиториях, акустические свойства помещения, где проходят занятия, лекции.

     

    Артисты и студенты театральных ВУЗов.

    Большая речевая нагрузка на репетициях, спектаклях, занятиях по сцен. речи, использование обширного диапазона от тихого до очень громкого, подражание голосам животных, голосам несвойственных данному возрасту (детскому, старческому), передача эмоциональных состояний (крика, плача). Это ведет к работе аппарата на экстремальных условиях несвойственных нормальному речевому режиму человека. Сочетание работы голоса с различными движениями по сцене; неудобные громоздкие костюмы, реквизит; сценическая пыль; лаки, краски декорация неблагоприятно воздействуют на голос.

     

    Вокалисты - особенно студенты начальных курсов вокальных отделений.

    На них неблагоприятно воздействуют:
    • Большие ежедневные вокальные нагрузки, непривычные ранее (способствуют перегрузкам);
    • Использование твердой атаки, форсированного звука;
    • Пение в несвойственной данному голосу тесситуре (как очень высокой, так и очень низкой);
    • Пение без вибрато.

      Вибрато способствует снятию мышечного напряжения при удержании звука. Плоский звук без вибрато накапливает статическое напряжение.

    • Неотработанная вокальная техника: пение без должного диафрагмально- нижнереберного дыхания, особенно у вокалистов, практикующих классическое пение.

      Неверная смена грудного и головного регистров, использование фальцетного режима: низкоэнергетического уровня, при котором работают лишь края голосовой мышцы вместо всей толщи мышечной массы. При пении в таком режиме наблюдается быстрое утомление и несмыкание в виде овальной щели, которая именуется в литературе как “вокальный парез”. У такого вокалиста при неотработанной технике обязательно будут проблемы с голосом.

      Пение без техники правильного дыхания ведет к гипертонусу вспомогательной мускулатуры шеи и верхних отделов грудной клетки и нарушению смыкания связок.

    • Большое значение для голосовой мышцы имеет отдых. Полное восстановление голосовой функции у вокалиста-профессионала наступает через 6-12 часов голосового покоя (индивидуально от времени голосовой нагрузки), студенту вокального отделения времени для отдыха требуется больше (индивидуально в зависимости от наступления утомления).

      Исследования, проведенные с целью определения времени, когда полностью исчезают признаки утомления голоса, позволяют считать, что после спектакля для полного восстановления голоса солиста требуется отдых не менее суток. Перерыв между выступлениями в больших спектаклях для ведущих солистов требуется 3-4 дня.

    • Для профилактики расстройства голоса запрещается пение во время менструального цикла, когда ИГС отечные, на них выражена сосудистая сеть, усилено местное кровообращение. Причем также опасны для голосовых срывов первые 2 дня перед месячными. При пении в такой период наблюдается физиологический прилив крови к ИГС, нарушение подвижности свободного края из-за некоторого отека. Поэтому существует опасность несмыкания, возникновение узелков ИГС или даже кровоизлияния в голосовую мышцу. В связи с этим в оперных театрах и Госфилармониях официально первые З дня менструального цикла у певиц объявлены нерабочими. Но в идеале петь нельзя на весь период месячных.

      В связи с коммерцизацией творческой деятельности и подписания долгосрочных контрактов отдых становиться невыполнимым препятствием. Тогда вокалистка должна филигранно использовать технику дыхания, избегая форсированных нот и подбирать репертуар, легкий для этих дней. В крайнем случае, выполнять назначения фониатра в эти дни (петь "под прикрытием" лекарственных средств). Но это все равно нарушение гигиены голоса, которое может привести к формированию патологии.

     

    Для понимания патологии людьми, не имеющими профессионального медицинского образования, мы можем схематично разделить заболевания гортани на:

    1. Функциональные заболевания гортани
    2. Органические заболевания гортани:
      1. острый ларингит
      2. хронический ларингит
      3. доброкачественные образования гортани
      4. злокачественные образования гортани
    3. Мутационные нарушения голоса
    4. Дисгормональные нарушения голоса
    5. Парез (частичная неподвижность) или паралич (полная неподвижность) движения гортани


     

    Наиболее частые заболевания у профессионалов голоса и причины, их вызывающие.

     

    Функциональные нарушения голоса -

    Связаны с нарушением координации между голосовыми складками и ЦНС, с включением в фонацию ненужных вспомогательных мышц шеи и грудной клетки, отключение из координации диафрагмы (её спастика).

    В основе нарушений лежат очень сложные нервные механизмы.

    В результате наблюдаются патологические движения ИГС:

    • недостаточное смыкание (гипотония);
    • чрезмерное судорожное смыкание (спастическая дисфония);
    • иногда может быть множество жалоб на утомляемость голоса во время пения, а при осмотре картина гортани в норме (фонастения - истощение);
    • может быть полная потеря звучности голоса, только шепотная речь, связки выглядят нормально, но смыкаются асинхронно, картина все время меняется (функциональная афония);

    Этим заболеваниям способствуют голосовые и нервнопсихические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. У профессионалов голоса: общее утомление, перенапряжение голоса, форсированное пение, пение во время месячных, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания. Как правило, развивается у лиц с неустойчивой нервной системой. Неудачи у вокалистов во время нения некоторых нот (пассажей) вызывают страх перед новым выступлением, увеличивая таким образом нервную нагрузку.

     

    Хронический ларингит (воспаление гортани) -

    Может быть связан у лиц голосовых профессий с повторными (частыми) респираторными заболеваниями и нагрузкой на работе в этот период, а также с нарушением голосового режима. Частые перенапряжения вызывают упорные ларингиты. Непролеченная инфекция соседних ЛОР-органов также поддерживает воспаление гортани.

     

    Узелки певцов (крикунов) -

    Образования на краях ИГС, возникают из- за голосовой травмы (крик, кашель), форсированное пение, пение во время острых воспалительных заболеваний дыхательных путей, во время месячных.

    Некоторые больные отмечают, что при этой патологии не могут петь рiаnо, когда как forte хорошо получается.

     

    Кровоизлияние в голосовую складку -

    Может быть как у профессионалов голоса, так и у любых лиц.
    Как правило, может возникнуть в результате:

    • сильного сухого надрывного приступообразного кашля с закрытым ртом, когда возрастает подскладочное давление (часто при трахеитах);
    • в результате резкого форсированного визга, крика;
    • подъёма тяжести;
    • пения во время месячных;
    • при пении во время ларингита, когда особенно выражена сосудистая сеть.


    Исключение неблагоприятных факторов в данном случае является гигиеной голоса. 
     

    Другие заболевания гортани, возникающие у лиц любых профессий.

     

    Острый ларингит -

    Возникает при резком переохлаждении, острой вирусной инфекции, при употреблении холодных напитков, после перегревания, несвоевременном лечении заболеваний верхних дыхательных путей, пребывания в помещении с высокой концентрацией химических раздражающих веществ. На период лечения рекомендован полный голосовой покой, режим на больничном листе до полного выздоровления.

     

    Злокачественные и доброкачественные образования гортани -

    Большую роль играет отказ от курения, соблюдение голосового режима у больных хроническим ларингитом и своевременное лечение хронического ларингита.

     

    Парез или паралич гортани (односторонний или двусторонний) -

    Серьезная патология голоса, требующая вдумчивой диагностики и длительной кропотливой коррекции.

    Бывает посттравматической или неясной этиологии (причины).

    • Посттравматический парез - после травм (удар, кровоизлияние) или операций на шее (щитовидная железа, сосуды) или органах грудной клетки.
    • Неясный по причине парез - может наступить при онкологических и других образованиях в головном мозге, гортани или близлежащих к ней органов или органов грудной клетки. Любое механическое препятствие опухолевого или другого характера (кисты, инсульты, кровоизлияния мозга, заболевания сердца, грудных лимфоузлов и др.) может поражать центр или периферию и нарушать передачу нервных импульсов и вызывать затруднение подвижности элементов гортани

     

    Гигиеной голоса в данном случае является своевременное выявление и устранение основных механических причин заболевания (не позднее 6 месяцев с возникновения жалоб), а также быстрое снятие послеоперационных отеков шеи. Также важно не опоздать с медикаментозной терапией и научиться новому голосоведению на занятиях с фонопедом, что поможет адаптироваться в новых условиях. 
     

    Мутационные нарушения голоса.

     

    Гигиена голоса подростка.

     

    В период полового созревания (для голоса период перестройки называется мутацией) происходит мощный выброс в кровь гормонов, изменение кровообращения органов и систем, рост мышц и костей, изменение функционирования желез внутренней секреции. До периода полового созревания голосовая мышца была еще не сформирована, в толще голосовой складки с годами постоянно росла масса мышечных волокон. В период мутации цвет мышцы может быть изменен до розового из-за сильного прилива крови, может быть несмыкание, краевой отек. Могут быть и неизмененные голосовые складки.

    Период мутации у каждого подростка протекает индивидуально, в зависимости от темпов роста организма и данного индивидуального гормонального фона. Для нормального протекания мутации важны закаливающие процедуры, занятия спортом, чтобы гармонизировать перестройку организма. Занятия пением должны быть дифференцированы: только с опытным педагогом, имеющим опыт работы с детьми в мутацию и четко отмечающим период наступления утомления голоса. У детей с измененным тембром голоса, предъявляющих жалобы на голос и недостаточном опыте педагога занятие вокалом на период мутации не рекомендованы. Динамический контроль мутации должен осуществляться фониатром так часто, насколько этого требует педагог для оценки правильности своих занятий.

    Диапазон произведений должен четко соответствовать возрастному и индивидуальному диапазону ребенка. Завышение тесситуры может привести к голосовым расстройствам. Время занятий должно быть уменьшено т.к. голос быстро утомляется, во время занятия - несколько перерывов по 3- 5 минут. Общее время с перерывами не более 40 минут в день. Девочкам с начавшимися месячными следует объяснять, что пение в этот период противопоказано. Связан с мутацией тот факт, что набор студентов на вокальные отделения осуществляется среди лиц не моложе 18 лет. В этот период уже сформирована голосовая мышца, закончены гормональные перестройки, а выносливость голоса высокая за счёт молодости организма. 
     

    Гигиена голоса на различных производствах.

     

    Существуют группы производств, где вдыхание различных веществ отрицательно воздействует на все слизистые, в частности и на голос. Среди них: шахтеры, деревообрабатывающая, металлургическая, текстильная, хлопкообрабатывающая промышленности, производство антибиотиков, сельское хозяйство.

    Вещества, вдыхаемые через дыхательные пути, оказывают раздражающее, токсическое, воспалительное, аллергизирующее действие на весь дыхательный тракт и на ИГС. При появлении утомляемости, осиплости голоса, при первых жалобах: обследовании в отделении профпатологии и прекращение контакта с вредным веществом. 
     

    Гигиена голоса при беременности.

     

    У вокалисток в период беременности индивидуально голос может изменяться двояко: как улучшение, так и появление утомляемости, осиплости. Это связано с мощным изменением гормонального фона, изменением кровоснабжения ИГС. У вокалисток, не предъявляющих жалобы, занятия вокалом разрешены до начала шевеления плода. На более позднем сроке плод может испытывать кислородное голодание во время пения, т.к. выдох во время пения долгий и новая порция кислорода не поступает не сразу. Но учитывая , что при отработанной технике диафрагмального дыхания воздух расходуется очень щадяще, беременным - профессионалам голоса петь можно столько, сколько они чувствуют себя хорошо, иногда до 9 месяца . Как только наступает общая утомляемость, сипотца, частое шевеление плода- занятия надо тут же прервать. Т. о. подход при беременности индивидуальный и при нормальном ее протекании ограничений нет. Важны разумность и своевременный отдых. Ориентир - самочувствие мамы и плода.

    Интересно, что после родов из-за изменения местоположения и тонуса диафрагмы часто вокалистки наблюдают снижение силы голоса, неустойчивое вокальное дыхание, трудность пения стакатто и легато, "быструю потерю воздуха" при пении. Со временем формируются адаптации для нормализации техники диафрагмально- нижнереберного дыхания. Это физиологично, для восстановления нужно заниматься специальными упражнениями (фонопедией) и плавно переходить к обычным вокальным нагрузкам только после полного возврата былой вокальной "формы". 
     

    Гигиена голоса при гормональных дисбалансах.

     

    Противотивозачаточные контрацептивы -

    Могут повлиять на изменение тембра голоса, ранее несвойственное данной женщине. Голос может стать грубее, ниже, потерять высокие частоты. Применение данных препаратов вокалистками должно осуществляться с большой осторожностью. При первых же появлениях симптомов отмена препаратов.

     

    Заболевания щитовидной железы -

    Ведут к изменению иннервации, гормонального фона ИГС, к их отечности, изменению амплитуды колебаний. Проявляются в виде утомляемости, осиплости голоса. В таком случае обязательна коррекция дозы гормонов щитовидной железы эндокринологом. Без этого добиться прежнего звучания голоса сложно.

     

    Гигиена голоса при заболеваниях ЛОР-органов -

    Рекомендован щадящий голосовой режим. Профессионал голоса при ОРЗ, острых трахеитах должен быть освобожден от работы на 3- 5 дней в связи с тем, что его голосовой аппарат не способен выполнять на соответствующем уровне свои функции. Для стойкого результата обязательна санация очагов хронической инфекции ЛОР-органов.

     

    Гигиена голоса при заболеваниях других органов и систем -

    Снижение общего тонуса, сопротивляемости организма (астенизация) отрицательно воздействует на голосовой аппарат. При пении организм мобилизуется, но постепенно силы снижаются и голос выступает как индикатор какого-либо заболевания: появляются негармоники, становится тусклым, слабым, "безжизненным", " без энергии". Неблагоприятны заболевания желудочно-кишечного тракта для гортани. Они вызывают субатрофические изменения в глотке (недостаточную работу желез по выработке защитной слизи и связанные с ней сухость и першение). Процесс постепенно распространяется в гортань. Это поддерживает нарушение голоса. Своевременное лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта является профилактикой заболевания голосового аппарата.


     

    Курение и гигиена голоса.

     

    Никотин оказывает местное токсическое, аллергизирующее воздействие. В виде микрочастиц откладывается на ИГС, разрыхляет слизистую, вызывает микроэрозии, отек и нарушение колебания свободного края. Облегчается глубокое проникновение вредной микрофлоры, от которой потом трудно избавиться. Поэтому у курильщиков постоянно поддерживается воспаление в гортани. Из-за токсического воздействия никотина расширяется сосудистая сеть, что может привести к отекам, кровоизлияниям при кашле (у всех курильщиков наблюдается хронический бронхит). Длительное воздействие никотина вызывает перерождение слизистой и способствует развитию полипообразных изменений и опухоли гортани. Оказывает тормозящее действие на ЦНС, поддерживая функциональные нарушения голоса. Здоровая гортань и курение несовместимы. 
     

    Алкоголь и гигиена голоса.

     

    Алкоголь более 20 градусов создает ожог слизистой гортаноглотки, нарушает выработку защитной слизи железами, вызывая местное снижение защиты и легкость присоединения инфекции. Кроме того, замедляет быстроту нервных реакций и при частом употреблении может благоприятствовать развитию дисфонии. Расхожее мнение среди артистов, что немного коньяка перед выступлением не помешает, обманчиво. Он дает результат только у лиц с повышенной тревожностью перед сценой, снимая общемышечные зажимы торможением нервной системы. Однако общая концентрация внимания и тонус голосовых складок снижается. Поэтому бездумно следовать этому совету не стоит, лучше поискать еще способы и обратиться к другому виду сценической настройки на действие. 
     

    Предупреждение заболеваний гортани.

     

    Имеет значение природная выносливость, закаливание, умение организма приспосабливаться к разным изменчивым факторам среды в любых условиях. Одни артисты могут петь в любых ситуациях, другие в этих условиях заболевают и вынуждены длительное время лечиться. Наблюдения за состоянием профессионалов голоса показали, что те лица, которые занимаются физической культурой, делают утреннюю гимнастику, принимают водные процедуры, умеют вовремя снять перенапряжение нервной системы, меньше подвергаются влиянию простуды и реже страдают заболеваниями голосового аппарата. 
     

    Мероприятия, предотвращающие заболевания гортани.

     

    Гигиена - наука о мерах предотвращения различных заболеваний.

    Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.

    Они включают с себя:

    1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.
    2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; обязательно петь с вибрато, достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания, выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
    3. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.
    4. Запрещение пения во время месячных.
    5. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
    6. Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.
    7. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.
    8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.
    9. Отказ от курения, умеренное употребление алкоголя.
    10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
    11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов, освобождение от работы на это время профессионалов голоса.
    12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.
    13. Избегать контакта с пылью и вредными химическими веществами.
    14. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
    15. Правильная работа с микрофонами начинающих певцов и ораторов, которые ошибочно злоупотребляют чрезмерно громкой фонацией в микрофон. Рекомендуется работать с микрофоном в обычном речевом режиме.
    16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
    17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем, курортолечение, предупреждение обострений.
    18. Посещение занятий и лекций фониатра (фонопеда) лицами речевых профессий, овладение навыками физиологичного использование голосового аппарата, речевой артикуляции, самомассажа, аутогенной тренировки, получений квалицированного разъяснения правильного использования голоса.