Главные вкладки

    Театральные художники Серебряного века

    В XIX — начале ХХ века художники часто писали не только картины, но и оформляли театральные сцены, создавали эскизы костюмов. Каждый художник привносил в театральное искусство какую-то свою особенность.

    Виктор Васнецов и Иван Билибин - переносили зрителей в сказку. До сих пор многие мотивы иллюстраций, декораций к детским фильмам и сказкам словно сошли со старых полотен мастеров.

    Творчество Мстислава Добужинского сейчас кажется нам эталоном дворянской обстановки. Именно в такой обстановке представляются герои И. Тургенева, А. Пушкина.

    Николай Рерих как никто другой умел передавать ощущение древних эпох, могучих сил природы. С точностью учёного-археолога воссаздаёт художник быт и окружение далёких предков. И в воображении оживают времена героев старинных сказаний и легенд.

    Приглашаем вас познакомиться с творчеством семи знаменитых театральных художников Серебряного века.

    1. Мстислав Добужинский (1875-1957)

    Свои первые театральные работы Мстислав Добужинский выполнил по заказу МХАТа. Одним из самых удачных стало оформление спектакля по тургеневской пьесе «Месяц в деревне».

    Мстислав Добужинский. Голубая гостиная. Эскиз декорации к первому акту «Месяца в деревне» Ивана Тургенева. 1909

    Мстислав Добужинский, эскизы сценической декорации к пьесе «Месяц в деревне», 1909

    Также во МХАТе он оформил спектакли «Николай Ставрогин» по Достоевскому, тургеневские «Где тонко, там и рвется», «Нахлебника» и «Провинциалку». Последней мхатовской работой художника стала еще одна постановка Достоевского — «Село Степанчиково».

    В эмиграции Добужинский много работал в Каунасском театре — там он поставил десять опер, среди них — «Пиковая дама», «Паяцы», «Борис Годунов», «Дон Жуан».

    В США, куда он переехал в конце жизни, ему удалось оформить спектакль «Бал-маскарад» Джузеппе Верди и оперу «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева в Метрополитен-опере, Нью-Йорк.

    2. Лев Бакст (1866-1924)

    Одной из первых театральных работ Льва Бакста был балет «Фея кукол» Йозефа Байера, поставленный в 1900 году. Бакст много работал для Эрмитажного и Александринского театров. Позже он сотрудничал с Русскими сезонами Сергея Дягилева, благодаря которым его узнали в Европе. Бакст декорировал балеты «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал» и другие. Особенно художнику удавались античные и восточные произведения. Как театральный художник Бакст достиг особенного мастерства в создании костюмов.

    Лев Бакст. Эскиз декорации к балету «Шехерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова. 1910

    Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры к балету «Клеопатра» на музыку А. Аренского. 1909

    3. Александр Головин (1863-1930)

    Первый успех как художника-декоратора Александр Головин получил в Большом театре, куда попал по рекомендации Василия Поленова. Здесь он создал декорации для опер «Ледяной дом» Арсения Корещенко и «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова.

    В 1902 году был приглашён в Петербург на должность главного художника императорских театров, где создаёт свои наиболее красочные сценические образы: Кармен (Ж.Бизе, Мариинский театр, 1908); У врат царства (К.Гамсун, Александринский театр, 1908); Орфей и Эвридика (К. В. Глюк, Мариинский театр, 1911); Гроза (А. Н. Островский, Александринский театр, 1916); Маскарад (М. Ю. Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917); Каменный гость (А. С. Даргомыжский, Мариинский театр, 1917).

    Александр Головин. Маскарадный зал. Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», 1917

    Александр Головин. Берег Волги. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского "Гроза"

    4. Василий Поленов (1844-1927)

    Среди известных постановок Василия Поленова — оформление сказки «Алая роза» по пьесе Саввы Мамонтова и декорации к «Орфею и Эвридике» Кристофа Глюка, выполненные для Частной оперы Саввы Мамонтова. Также он оформил «Орлеанскую деву» Петра Чайковского. Но Поленов не только работал в чужих театрах, но и организовал свой собственный. Вместе с детьми он показывал спектакли для учеников сельской школы, расположенной рядом с его усадьбой. После революции в театре стали играть уже крестьянские ребята. Вот как описывал это художник: «У нас тут среди крестьян образовалось два театральных кружка…. Между исполнителями или артистами, как мы их называем, есть очень талантливые и одухотворенные. Дочери заняты режиссерством, костюмами, гримом, но и сами участвуют, а я пишу декорации, устраиваю сцену и делаю бутафорию».

    Василий Поленов. Кладбище среди кипарисов. Эскиз к опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика». 1897

    Василий Поленов. Атриум. Эскиз декорации. 1879

    5. Николай Рерих (1874-1947)

    Творческая биография Николая Рериха тесно связана с театром. С 1905 по 1945 год, с некоторыми перерывами, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок. Они получили сценическое воплощение в театрах Петербурга, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и ещё многих городов мира.

    В работе над оформлением спектаклей Рерих обращался только к наиболее близким ему музыкальным и драматическим произведениям Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера. Работал над эскизами к пьесам А.М. Ремизова, А.Н. Островского, Лопе де Вега, М. Метерлинка и Г. Ибсена.

    Работая в театре Рерих оставался мыслителем-философом, поэтом первозданной красоты земли, неба, могучих сил природы. Будучи опытным археологом, Рерих воплощал в своих работах сущность исторических эпох, культуры, быта, обычаев народов в художественном преломлении.

    Николай Рерих. Эскиз к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского, 1944

    Николай Рерих. Половецкий стан. Эскиз к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина, 1909

    6. Виктор Васнецов (1848-1926)

    Виктор Васнецов для театральной сцены работал мало, однако его эскизы к «Снегурочке» Александра Островского стали новаторскими в отечественной сценографии и до сих пор возвращают нас в сказку.

    Виктора Васнецов. Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885

    Виктор Васнецов. Подводное царство. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1898

    7. Иван Билибин (1876-1942)

    Иван Билибин известен в первую очередь своими книжными иллюстрациями к русским сказкам и былинам. Но проявил он себя и как театральный художник. Он оформлял «Фуэнте Овехуну» Лопе де Вега для Старинного театра, «Золотого петушка» Николая Римского-Корсакова и «Аскольдову могилу» Алексея Верстовского для частного московского Оперного театра Зимина, «Руслана и Людмилу» Михаила Глинки и «Садко» Николая Римского-Корсакова — для театра Народного дома в Петербурге. Как и другие художники начала XX века, Билибин работал для Русских сезонов в Париже — участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» и танцевальной сюиты «Пир». В эмиграции Билибин декорировал постановки русских опер «Царская невеста», «Князь Игорь», «Борис Годунов» в Театре Елисейских Полей и оформлял балет «Жар-птица» Игоря Стравинского в театре Колон в Буэнос-Айресе.

    Иван Билибин. Шатер шамаханской царицы. Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909

    Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1938


    Иллюстрация к статье: Н.К. Рерих. Шатер Грозного. Картон, темпера, пастель. Эскиз к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова. 1909


     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatralnye_hudozhniki_serebryanogo_veka_.pptx2.53 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Театральные художники Серебряного века

    Слайд 2

    Виктор Васнецов и Иван Билибин - переносили зрителей в сказку. До сих пор многие мотивы иллюстраций, декораций к детским фильмам и сказкам словно сошли со старых полотен мастеров. Творчество Мстислава Добужинского сейчас кажется нам эталоном дворянской обстановки. Именно в такой обстановке представляются герои И. Тургенева, А. Пушкина. Николай Рерих как никто другой умел передавать ощущение древних эпох, могучих сил природы. С точностью учёного-археолога воссоздавал художник быт и окружение далёких предков. И в воображении зрителей оживали времена героев старинных сказаний и легенд . Приглашаем вас познакомиться с творчеством семи знаменитых театральных художников Серебряного века. В XIX — начале ХХ века художники часто писали не только картины, но и оформляли театральные сцены, создавали эскизы костюмов. Каждый художник привносил в театральное искусство какую-то свою особенность .

    Слайд 3

    Мстислав Добужинский (1875-1957 ) Мстислав Добужинский . Голубая гостиная. Эскиз декорации к первому акту «Месяца в деревне» Ивана Тургенева. 1909

    Слайд 4

    Мстислав Добужинский (1875-1957 ) Мстислав Добужинский , эскизы сценической декорации к пьесе «Месяц в деревне», 1909

    Слайд 5

    Лев Бакст (1866-1924 ) Лев Бакст . Эскиз декорации к балету « Шехеразада » на музыку Николая Римского-Корсакова. 1910

    Слайд 6

    Лев Бакст (1866-1924 ) Лев Бакст . Эскиз костюма Клеопатры к балету «Клеопатра» на музыку А. Аренского. 1909

    Слайд 7

    Александр Головин (1863-1930) Александр Головин. Маскарадный зал. Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», 1917

    Слайд 8

    Александр Головин ( 1863-1930 ) Александр Головин. Берег Волги. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского "Гроза"

    Слайд 9

    Василий Поленов (1844-1927 ) Василий Поленов. Кладбище среди кипарисов. Эскиз к опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика ». 1897

    Слайд 10

    Василий Поленов (1844-1927 ) Василий Поленов. Атриум. Эскиз декорации. 1879

    Слайд 11

    Николай Рерих ( 1874-1947 ) Николай Рерих. Эскиз к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского , 1944

    Слайд 12

    Николай Рерих (1874-1947) Николай Рерих. Половецкий стан. Эскиз к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина , 1909

    Слайд 13

    Виктор Васнецов (1848-1926 ) Виктора Васнецов. Заречная слободка Берендеевка . Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885

    Слайд 14

    Виктор Васнецов (1848-1926 ) Виктор Васнецов. Подводное царство. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1898

    Слайд 15

    Иван Билибин (1876-1942 ) Иван Билибин . Шатер шамаханской царицы. Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909

    Слайд 16

    Иван Билибин (1876-1942 ) Иван Билибин . Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане ». 1938