Театральные художники Серебряного века

В XIX — начале ХХ века художники часто писали не только картины, но и оформляли театральные сцены, создавали эскизы костюмов. Каждый художник привносил в театральное искусство какую-то свою особенность.

Виктор Васнецов и Иван Билибин - переносили зрителей в сказку. До сих пор многие мотивы иллюстраций, декораций к детским фильмам и сказкам словно сошли со старых полотен мастеров.

Творчество Мстислава Добужинского сейчас кажется нам эталоном дворянской обстановки. Именно в такой обстановке представляются герои И. Тургенева, А. Пушкина.

Николай Рерих как никто другой умел передавать ощущение древних эпох, могучих сил природы. С точностью учёного-археолога воссаздаёт художник быт и окружение далёких предков. И в воображении оживают времена героев старинных сказаний и легенд.

Приглашаем вас познакомиться с творчеством семи знаменитых театральных художников Серебряного века.

1. Мстислав Добужинский (1875-1957)

Свои первые театральные работы Мстислав Добужинский выполнил по заказу МХАТа. Одним из самых удачных стало оформление спектакля по тургеневской пьесе «Месяц в деревне».

Мстислав Добужинский. Голубая гостиная. Эскиз декорации к первому акту «Месяца в деревне» Ивана Тургенева. 1909

Мстислав Добужинский, эскизы сценической декорации к пьесе «Месяц в деревне», 1909

Также во МХАТе он оформил спектакли «Николай Ставрогин» по Достоевскому, тургеневские «Где тонко, там и рвется», «Нахлебника» и «Провинциалку». Последней мхатовской работой художника стала еще одна постановка Достоевского — «Село Степанчиково».

В эмиграции Добужинский много работал в Каунасском театре — там он поставил десять опер, среди них — «Пиковая дама», «Паяцы», «Борис Годунов», «Дон Жуан».

В США, куда он переехал в конце жизни, ему удалось оформить спектакль «Бал-маскарад» Джузеппе Верди и оперу «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева в Метрополитен-опере, Нью-Йорк.

2. Лев Бакст (1866-1924)

Одной из первых театральных работ Льва Бакста был балет «Фея кукол» Йозефа Байера, поставленный в 1900 году. Бакст много работал для Эрмитажного и Александринского театров. Позже он сотрудничал с Русскими сезонами Сергея Дягилева, благодаря которым его узнали в Европе. Бакст декорировал балеты «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал» и другие. Особенно художнику удавались античные и восточные произведения. Как театральный художник Бакст достиг особенного мастерства в создании костюмов.

Лев Бакст. Эскиз декорации к балету «Шехерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова. 1910

Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры к балету «Клеопатра» на музыку А. Аренского. 1909

3. Александр Головин (1863-1930)

Первый успех как художника-декоратора Александр Головин получил в Большом театре, куда попал по рекомендации Василия Поленова. Здесь он создал декорации для опер «Ледяной дом» Арсения Корещенко и «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова.

В 1902 году был приглашён в Петербург на должность главного художника императорских театров, где создаёт свои наиболее красочные сценические образы: Кармен (Ж.Бизе, Мариинский театр, 1908); У врат царства (К.Гамсун, Александринский театр, 1908); Орфей и Эвридика (К. В. Глюк, Мариинский театр, 1911); Гроза (А. Н. Островский, Александринский театр, 1916); Маскарад (М. Ю. Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917); Каменный гость (А. С. Даргомыжский, Мариинский театр, 1917).

Александр Головин. Маскарадный зал. Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», 1917

Александр Головин. Берег Волги. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского "Гроза"

4. Василий Поленов (1844-1927)

Среди известных постановок Василия Поленова — оформление сказки «Алая роза» по пьесе Саввы Мамонтова и декорации к «Орфею и Эвридике» Кристофа Глюка, выполненные для Частной оперы Саввы Мамонтова. Также он оформил «Орлеанскую деву» Петра Чайковского. Но Поленов не только работал в чужих театрах, но и организовал свой собственный. Вместе с детьми он показывал спектакли для учеников сельской школы, расположенной рядом с его усадьбой. После революции в театре стали играть уже крестьянские ребята. Вот как описывал это художник: «У нас тут среди крестьян образовалось два театральных кружка…. Между исполнителями или артистами, как мы их называем, есть очень талантливые и одухотворенные. Дочери заняты режиссерством, костюмами, гримом, но и сами участвуют, а я пишу декорации, устраиваю сцену и делаю бутафорию».

Василий Поленов. Кладбище среди кипарисов. Эскиз к опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика». 1897

Василий Поленов. Атриум. Эскиз декорации. 1879

5. Николай Рерих (1874-1947)

Творческая биография Николая Рериха тесно связана с театром. С 1905 по 1945 год, с некоторыми перерывами, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок. Они получили сценическое воплощение в театрах Петербурга, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и ещё многих городов мира.

В работе над оформлением спектаклей Рерих обращался только к наиболее близким ему музыкальным и драматическим произведениям Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера. Работал над эскизами к пьесам А.М. Ремизова, А.Н. Островского, Лопе де Вега, М. Метерлинка и Г. Ибсена.

Работая в театре Рерих оставался мыслителем-философом, поэтом первозданной красоты земли, неба, могучих сил природы. Будучи опытным археологом, Рерих воплощал в своих работах сущность исторических эпох, культуры, быта, обычаев народов в художественном преломлении.

Николай Рерих. Эскиз к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского, 1944

Николай Рерих. Половецкий стан. Эскиз к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина, 1909

6. Виктор Васнецов (1848-1926)

Виктор Васнецов для театральной сцены работал мало, однако его эскизы к «Снегурочке» Александра Островского стали новаторскими в отечественной сценографии и до сих пор возвращают нас в сказку.

Виктора Васнецов. Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885

Виктор Васнецов. Подводное царство. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1898

7. Иван Билибин (1876-1942)

Иван Билибин известен в первую очередь своими книжными иллюстрациями к русским сказкам и былинам. Но проявил он себя и как театральный художник. Он оформлял «Фуэнте Овехуну» Лопе де Вега для Старинного театра, «Золотого петушка» Николая Римского-Корсакова и «Аскольдову могилу» Алексея Верстовского для частного московского Оперного театра Зимина, «Руслана и Людмилу» Михаила Глинки и «Садко» Николая Римского-Корсакова — для театра Народного дома в Петербурге. Как и другие художники начала XX века, Билибин работал для Русских сезонов в Париже — участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» и танцевальной сюиты «Пир». В эмиграции Билибин декорировал постановки русских опер «Царская невеста», «Князь Игорь», «Борис Годунов» в Театре Елисейских Полей и оформлял балет «Жар-птица» Игоря Стравинского в театре Колон в Буэнос-Айресе.

Иван Билибин. Шатер шамаханской царицы. Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1938


Иллюстрация к статье: Н.К. Рерих. Шатер Грозного. Картон, темпера, пастель. Эскиз к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова. 1909


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnye_hudozhniki_serebryanogo_veka_.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театральные художники Серебряного века

Слайд 2

Виктор Васнецов и Иван Билибин - переносили зрителей в сказку. До сих пор многие мотивы иллюстраций, декораций к детским фильмам и сказкам словно сошли со старых полотен мастеров. Творчество Мстислава Добужинского сейчас кажется нам эталоном дворянской обстановки. Именно в такой обстановке представляются герои И. Тургенева, А. Пушкина. Николай Рерих как никто другой умел передавать ощущение древних эпох, могучих сил природы. С точностью учёного-археолога воссоздавал художник быт и окружение далёких предков. И в воображении зрителей оживали времена героев старинных сказаний и легенд . Приглашаем вас познакомиться с творчеством семи знаменитых театральных художников Серебряного века. В XIX — начале ХХ века художники часто писали не только картины, но и оформляли театральные сцены, создавали эскизы костюмов. Каждый художник привносил в театральное искусство какую-то свою особенность .

Слайд 3

Мстислав Добужинский (1875-1957 ) Мстислав Добужинский . Голубая гостиная. Эскиз декорации к первому акту «Месяца в деревне» Ивана Тургенева. 1909

Слайд 4

Мстислав Добужинский (1875-1957 ) Мстислав Добужинский , эскизы сценической декорации к пьесе «Месяц в деревне», 1909

Слайд 5

Лев Бакст (1866-1924 ) Лев Бакст . Эскиз декорации к балету « Шехеразада » на музыку Николая Римского-Корсакова. 1910

Слайд 6

Лев Бакст (1866-1924 ) Лев Бакст . Эскиз костюма Клеопатры к балету «Клеопатра» на музыку А. Аренского. 1909

Слайд 7

Александр Головин (1863-1930) Александр Головин. Маскарадный зал. Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», 1917

Слайд 8

Александр Головин ( 1863-1930 ) Александр Головин. Берег Волги. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского "Гроза"

Слайд 9

Василий Поленов (1844-1927 ) Василий Поленов. Кладбище среди кипарисов. Эскиз к опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика ». 1897

Слайд 10

Василий Поленов (1844-1927 ) Василий Поленов. Атриум. Эскиз декорации. 1879

Слайд 11

Николай Рерих ( 1874-1947 ) Николай Рерих. Эскиз к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского , 1944

Слайд 12

Николай Рерих (1874-1947) Николай Рерих. Половецкий стан. Эскиз к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина , 1909

Слайд 13

Виктор Васнецов (1848-1926 ) Виктора Васнецов. Заречная слободка Берендеевка . Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885

Слайд 14

Виктор Васнецов (1848-1926 ) Виктор Васнецов. Подводное царство. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1898

Слайд 15

Иван Билибин (1876-1942 ) Иван Билибин . Шатер шамаханской царицы. Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909

Слайд 16

Иван Билибин (1876-1942 ) Иван Билибин . Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане ». 1938


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Познавательно. Спасибо!

Потехина  Наталья Сергеевна

Очень интересный материал.Спасибо!

Арт Лайт

Друзья! Хотим познакомить вас с альбомом, который выпустило наше издательство.

Возможно он пригодится вам в работе.

Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха

Книга посвящена одному из наиболее ярких и малоизученных моментов творчества художника. Помимо иллюстрированного текста, основанного на большом художественном и документальном материале, издание включает наиболее полный на сегодняшний день каталог театральных эскизов Н.К. Рериха (427 каталожных описаний), сопровождаемых цветными (175) и черно-белыми (84) иллюстрациями.
Книга содержит также разделы "Библиография" и "Указатели". Среди последних особый интерес представляет "Указатель театральных постановок, в оформлении которых принимал участие Н.К. Рерих". Автор Яковлева Е.П.

Самара: Агни, 1996 г. - 272 c.: цв., ч/б иллюстр.; мягкая обложка; 220x285 мм, Русский.  
ISBN 5-87931-007-8

Тарасова Светлана Алексеевна

Замечательно!!!