"О развитии навыков чтения с листа в хоровом классе". Сумбатянц О.Т., Двоенко И.Ю.

Обычно, когда говорится о том, что музыкант хорошо читает ноты с листа, подразумевается высококачественное в техническом и художественном отношении исполнение произведения без предварительной подготовки. Владение этим искусством проверяется в такой ответственной обстановке, как концерт, а так же в классе при занятиях с педагогом. Учащийся должен за одну - две минуты мысленно представить себе форму произведения, его стиль, темп, звучание в целом, динамику, быстро подобрать удобную аппликатуру и исполнить произведение. На практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда учащиеся просто разбирают ноты с листа. При этом замысел произведения остается полностью не раскрытым, трудные в техническом отношении пассажи пропускаются, не выполняется соответствующая замыслу композитора динамика и нюансировка. Обычно так проходит чтение нот с листа в домашних условиях, когда учащийся просто знакомится с новым сочинением. Существует мнение, что нужно играть больше новых произведений и навыки чтения с листа сформируются сами собой. Такая способность, действительно, может в какой-то степени развиться у музыканта спонтанно, без участия педагога. Но этот подход ошибочен. Еще Б.М.Теплов подчеркивал: «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. ... Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».