Ценность экологического воспитания в дошкольном учреждении

Китаева Елена Викторовна

Экология, экологическая ситуация, экологический кризис…

Слова, которые слышны чаще и чаще [1].

Экологическое состояние планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Каждому из нас важно знать, как человек связан с природой, как зависит он от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Последние десятилетие это период становления экологического образовательного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kitaeva_tsennost_ekologicheskogo_vospitaniya.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Ценность экологического воспитания в дошкольном учреждении

Педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества имени Б. Т. Куропаткина»

Полысаевский городской округ

Китаева Елена Викторовна

Экология, экологическая ситуация, экологический кризис…

Слова, которые слышны чаще и чаще [1].

Экологическое состояние планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Каждому из нас важно знать, как человек связан с природой, как зависит он от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Последние десятилетие это период становления экологического образовательного пространства.

В январе 2014 года вошёл в силу новый документ «Стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО), который определяет работу детских садов, как образовательных учреждений первой ступени общего образования и ориентирует педагогические коллективы на сохранение уникальности и самоценности детства, всестороннее развитие личности ребёнка.

«Стандарт» предусматривает создание в детском саду полноценной развивающей предметной среды, т.е. условий для реализации всех разделов программы и стремление к концу дошкольного периода получить результат и достигнуть развития в детях качеств, определяемых «целевыми ориентирами» [2].

Это обусловило необходимость соблюдения вертикальной преемственности и в естественно-научной, что определено в первую очередь неразрывностью процесса формирования у них целостной научной картиной мира, особенностью отражения ими окружающей действительности.

Непосредственное и опосредованное познание природы всегда является главнейшим направлениям работы со старшими дошкольниками, благодаря чему накоплен значительный методический опыт. Вместе с тем разнообразие дидактических систем и технологий младших школьников дисциплины «Окружающий мир» максимально широкая интеграция данного учебного предмета предъявляет свои требования к уровню дошкольной подготовки [3].  

     Вариативность программ воспитания дошкольников предполагает и разное видение процесса их ознакомления с окружающим миром, в том числе содержательном, технологическом и т.д. вместе с тем они все исходят из того, что: дети (особенно старшего школьного возраста) имеют первичные, разноплановые (бытовые, житейские, научные) представления о предметах и явлениях природы (осень наступила, потому что солнышко не греет и листья опадают.

Период дошкольного детства характеризуется активной познавательной деятельностью ребёнка интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей, а отношения детей с природой очень сензитивны, носят познавательно и эмоционально значимый характер (Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин и д.р.)

Можно считать достаточно разработанными принципы содержания и использования определённых методов и форм экологического образования в педагогике дошкольного детства. В современной науке отмечается единение целей и результата экологического образования дошкольников, адекватного возрасту и соотносимого с экологической ответственностью как личностным качеством и показателям экологической культуры. Хотя разные авторы значительно расходятся в понимании характера формируемого отношения детей к природе от «эмоционально чувственного» до «осознанно правильного», тем не менее они едины в одном-необходимо формировать экологическое воспитание личности.

Однако, психолого-педагогические исследования (А.Б.Амирова, Д.С. Дежникова, В.А. Ясин и др.) показывают что даже на уровне старших дошкольников, широко информированных в области экологических проблем, владеющих навыками природосообразной деятельности, не происходит трансформации полученных знаний и умений в деятельность, отношение, поведение-связь между уровнем знаний и окружающей среды и сознательным, бережным к ней отношением отсутствует, высокая экологическая эрудиция вполне может совмещаться с низким уровнем отношения к природе.

Результаты научно-теоретических и экспериментальных исследований в области экологической психологии и педагогике детства (С.Д. Дерябо, Л.В. Моисеева, Л.П. Салеева и др.) свидетельствуют о сложившимся понимании процессов развития отношений ребёнка с ближайшим природным окружением. Многообразие и вариативность программ экологического образования детей дошкольного возраста (В.И. Ашиков,  Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Т.В. Попова, Н.А. Рыжова, Н.А. Ракбейль и др.) показывают существенные достижения в разработке содержания экологического образования, в создании педагогических условий, обеспечивающих принятие дошкольниками экокультурных ценностей, овладения умениями грамотного взаимодействия с природой, развитие экологического мышления и экологической воспитанности детей.

Экологическое воспитание как необходимое условие перехода на модель «устойчивого развития», социально экологического идеала, выступает фактором формирования экологической культуры личности, что отражено в работах и исследованиях И.П. Зверева, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной и д.р.

Большую ценность в теоретическом обосновании исследования представили работы, посвящённые изучению особенностей освоения детьми дошкольного возраста окружающего мира и ценностного ориентирования в нём (В.В. Зеньковский, Н.И. Непомнящая, М.В. Осорина и др.). Проблема ценностных ориентаций в системе экологического образования отражена в работах С.Н. Глазачева, И.П. Зверева, Н.М. Мамедова, И.Т. Суровегиной. Важную роль в духовной составляющей в ценности человека подчёркивали Б.А. Аркин, П.П. Блонский, В.С. Соловьёв и др. Культурологической подход обозначен в работах Н.Н. Вересова.

Концептуальные положения, отражённые в трудах Б.Т. Лихачёва, С.Н. Николаевой, А.Е. Тихоновой и многих других позволили педагогам запланировать разработку педагогических условий становления экологической субкультуры дошкольников.

Субкультурные различия наиболее активно исследуются в рамках таких научных областей как философия, этнография и социология (Я.П. Гарелин, В.Н. Добровольский, Л.Г. Ионин, Д.С. Лихачёв, Т.Б. Щепанская и др.).

Экологическую субкультуру как форму существования описывает А.Д. Клещева Г.П. Сикорская видит в экологической субкультуре образовательный системокомплекс. Субкультуру детства как источник экологического развития ребёнка, а также экологическую субкультуру детства и саморазвития в ней изучает В.А. Зебзеева.

Таким образом психологи-педагогическими условиями создан фундамент для разработки теории и категориального аппарата, для описания экологической субкультуры детей, качественной и количественной диагностики способов её проявлений [4].

Не менее важным аспектом экологического воспитания дошкольников становиться разнообразие применяемых приёмов и методов работы. В календарных планах ДОУ предусмотрены праздники, квесты, уроки добра, тематические встречи, выставки ДПИ, посвященные экологическому воспитанию. Большим стимулом являются конкурсы Всероссийского уровня, один из которых «Сделаем вместе» проводимый на Российском уровне с 2012 года. Что касается методов работы с дошкольниками, их целесообразно применять в комплексе.

Метод чувственного познания природы-метод наблюдения. Один из успешных методов взаимосвязи природного и животного мира с окружающей средой является наблюдение занятий наблюдений за реакцией и поведением. В процессе наблюдений за живой природой у детей складываются конкретные представления, происходит развитие образного мышления. Важное место в системе экологического воспитания играет метод моделирования. Данный метод показывает, что природа воздействует на чувства людей и вдохновляет человека на творчество.

Совместно со всеми вышеперечисленными методами используется словесно-литературный метод, выделенный в самостоятельный метод в силу специфичности речевой деятельности. Речь сопровождает любую деятельность и в экологическом воспитании она наделена тремя важными функциями: в форме диалогового общения способствует наиболее эффективной передаче и корректировке знаний от воспитателя к дошкольнику, в форме монолога воспитателя способствует передачи новых знаний, в форме беседы помогает формированию понимания дошкольниками связей в природе. Применение словесно литературного метода является неотъемлемой частью в становлении экологического мышления у дошкольников. Приоритетной областью экологического воспитания дошкольников согласно требованиям ФГОС ДО является область «Познавательное развитие». Согласно рассматриваемому образовательному стандарту, содержание данной образовательной области было направлено на познавательное, интеллектуальное развитие и развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности дошкольников. Содержание образовательной области «Познание» предполагает формирование первичных представлений у дошкольников об объектах окружающего мира и их свойствах. Конкретное содержание образовательных областей напрямую зависит от индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, и может быть реализовано в различных видах детской экологической деятельности.

Педагогически организованная экологически направленная деятельность дошкольников имеет существенные особенности. Например, игровая деятельность экологической направленности подразумевает отказ от игр, связанных с пагубным воздействием на природу и наоборот, предпочтение игр в которых дошкольник может выступать как защитник природы, выполняя установленные правила и нормы экологической этики.

Главной задачей художественно-эстетической деятельности экологической направленности является открытие дошкольниками поделок из природного материала, либо в процессе написания на холсте. В основе видов экологически направленной деятельности лежит, в разных формах её проявления, детская трудовая деятельность. Предметное содержание последней, предполагает осознанное отношение дошкольников к потребностям живых существ и осваиванию. Способов ухода за ними.

Вопросу экологизации среды в дошкольном учреждении посвящено достаточно трудов советских и российских педагогов, но более подробно вопрос о влиянии окружающей среды на развитие детей рассматривала специалист по дошкольной педагогике Е.И. Тихеева. Она утверждала, что детей необходимо воспитывать в непосредственно й близости к природе и максимально вносить её в дошкольные учреждения. Так в книге «Детский сад по методу Тихеевой» представлен метод образец природной среды в дошкольном учреждении. Выдающийся педагог А.С. Макаренко также настаивал на том, что в интерьере учреждения необходимы декоративные цветы [5].

Наблюдения за растениями и животными в уголке природы, ведение различных календарей, непосредственно – образовательная деятельность, целевые прогулки, обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, эти мероприятия, направленные на формирование экологических знаний у старших дошкольников, становятся средством бережного воспитания по отношению к ней.

                                       

Список используемой литературы

  1. Т. А. Серебрякова Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста/Т. А. Серебрякова//5-е издание исправленное и дополненное / Москва Издательский центр Академия-2013 2 стр.
  2. С. Н. Николаева Теория и методика экологического образования дошкольников // 8-е издание стереотипное/ Москва Издательский центр Академия-2014 4 стр.
  3. Е. Ф. Козина Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте. / Учебник для академического бакалавриата, 2-е издание, исправленное и дополненное// Москва «Юрайт» 2019 6 стр.
  4. С. В, Михеева Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования. // Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 [Электронный ресурс дата обращения 06.10.19] 4-8 стр.
  5. Экологическое воспитание как направления дошкольного образования в условиях ФГОС Амурский научный вестник 2016 [Электронный ресурс дата обращения 10.10.19] №2  243-246 стр.
  6. https://sinonim.org/s/ дата обращения 11.10.19