Главные вкладки

    Программа дополнительного образования «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практические занятия с

    Авторы программы: Логинова И.В. - преподаватель "Логики" и "Наглядной геометрии" в "Школе развития способностей "Крошка Енот" Боброва О.Г. - учитель начальных классов Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Рекомендуется к использованию во внеучебной проектной деятельности учащихся. Главная задача педагога – создание комфортной творческой атмосферы для практической и исследовательской работы учащихся с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Кроме этого в программу включен блог логических игр и заданий: «Логический квадрат», «Куб. Задания с игровым кубом», интеллектуальная игра«Крестики-нолики». Для реализации программы разработан дидактический наглядный материал в виде мультимедийных презентаций к занятиям: http://www.proshkolu.ru/user/irkra/folder/

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

    «Развитие пространственных представлений младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»

                                                               

                                                     

    Великий Новгород  2010 год

    Пояснительная записка

    Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО» имеет научно-познавательную направленность и реализуется в МАОУ «Гимназия №2» на кружке моделирования «Геометрика». Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.

            Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».

            Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

    Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

    Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

              С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

    Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

    Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.

    Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

    1. ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
    2. формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
    3. развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
    4. овладение навыками пространственного ориентирования;
    5. вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
    6. развитие воображения, умения фантазировать.

    Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.

    Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся -  1 раз в неделю, 36 занятий в год.

    Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.

    Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

    Практическая часть состоит  из двух видов деятельности:

    1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

    2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

    Ожидаемый результат:  1 класс (7 – 8 лет)

    По окончании дети должны знать и уметь:

    1. иметь представление о различных видах многоугольников;
    2. ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
    3. анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
    4. составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
    5. конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
    6. вычислять периметр фигуры практическим путем;
    7. иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.

    Ожидаемый результат:  2 класс (8 - 9 лет)

    По окончании дети должны знать и уметь:

    1. измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
    2. иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
    3. конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;
    4. ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;
    5. вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
    6. иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
    7. конструировать симметричные фигуры;
    8. придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.

    Ожидаемый результат:  3 класс (9 - 10 лет)

    По окончании дети должны знать и уметь:

    1. уметь работать со схемами и лабиринтам;
    2. иметь представление о различных видах призм и пирамид;
    3. измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
    4. решать задачи логического характера;
    5. конструировать различные виды призм и пирамид;
    6. иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
    7. конструировать фигуры с центром симметрии.

    Ожидаемый результат:  4 класс (10 - 11 лет)

    По окончании дети должны знать и уметь:

    1. конструировать по образцу и по собственному замыслу;
    2. уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
    3. конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей;
    4. уметь работать по схемам различной сложности;
    5. иметь представление об изометрии и об основах теории вероятности.

    Продолжительность занятий:

     7 лет –  30 минут,  8 –11лет –  40 минут.

    Способами определения результативности программы являются:

    1. Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
    2. Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

    Учебно-тематический план

    Класс

    Название темы

    Всего часов

    Теоретические занятия

    Практические занятия

    1 класс

    36

    18

    18

    Плоскостное конструирование

    10

    5

    5

    Плоскость и объем

    5

    2,5

    2,5

    Конструирование по собственному замыслу

    5

    2,5

    2,5

    Логический квадрат

    2

    1

    1

    Периметр

    2

    1

    1

    Симметрия

    1

    0.5

    0.5

    Тематическое конструирование

    11

    5,5

    5,5

    2 класс

    36

    18

    18

    Плоскостное конструирование

    5

    2.5

    2.5

    Плоскость и объем

    10

    5

    5

    Конструирование по собственному замыслу

    6

    3

    3

    Периметр

    2

    1

    1

    Объем геометрических тел

    2

    1

    1

    Симметрия

    2

    1

    1

    Тематическое конструирование

    9

    4,5

    4,5

    3 класс

    36

    18

    18

    Многогранники

    17

    8.5

    8.5

    Конструирование по собственному замыслу

    5

    2,5

    2,5

    Симметрия

    2

    1

    1

    Объем

    2

    1

    1

    Тематическое конструирование

    10

    5

    5

    4 класс

    36

    18

    18

    Многогранники

    14

    7

    7

    Конструирование по собственному замыслу

    5

    2,5

    2,5

    Объем

    2

    1

    1

    Изучение основ теории  вероятности

    2

    1

    1

    Изометрические проекции

    2

    1

    1

    Симметрия

    2

    1

    1

    Тематическое конструирование

    10

    5

    5

    Итого по программе

    144

    72

    72

    Содержание

    1 класс

    Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (10 ч)

    Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.

    Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».

    Тема № 2: «Плоскость и объем» (5 ч)

    Теория: понятия «объем», «геометрическое тело», «куб», «развертка».

    Практическое задание: анализ и конструирование куба из развертки.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

    Тема № 3:  «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

    Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

    Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

    Тема № 4:  «Логический квадрат» (2 ч)

    Теория: правила составления логического квадрата.

    Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат».

    Тема № 5: «Периметр» (2 ч)

    Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника.

    Практическое задание: исследование - конструирование многоугольников различного периметра из девяти ТИКО-квадратов.  

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).

    Тема № 6: «Симметрия» (1 ч)

    Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».

    Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».

    Тема № 7: «Тематическое конструирование» (11 ч)

    Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.

    Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

    2 класс

    Тема № 1: «Плоскостное конструирование»  (5 ч)

    Теория: изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран», список фигур.

    Практическое задание: конструирование растений и животных жарких стран.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Коллекция ТИКО-поделок».

    Тема № 2:  «Плоскость и объем» (10 ч)

    Теория: понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина».

    Практическое задание: конструирование треугольной призмы из развертки.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

    Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (6 ч)

    Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

    Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

    Тема № 4: «Периметр» (2 ч)

    Теория: понятия – «выпуклые» и «невыпуклые» многоугольники, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников.

    Практическое задание: конструирование выпуклых  и невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей.

    Материалы:  конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

    Тема № 5: «Объем» (2 ч)

    Теория: единицы измерения объема, сравнительный анализ объемов кубов (малого и большого).

    Практическое задание: конструирование кубов (большого и малого) из ТИКО-деталей, измерение объема кубов с помощью наполнителя.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».

    Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)

    Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.

    Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».

    Тема № 7:  «Тематическое конструирование» (9 ч)

    Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Выставка современных технических средств», список фигур для конструирования.

    Практическое задание: моделирование фигур для выставки (транспорт, бытовая, военная техника и т.п.).

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

    3 год обучения

    Тема № 1:  «Многогранники» (17 ч)

    Теория: понятия «многогранник», «четырехугольная пирамида», «октаэдр».

    Практическое задание: конструирование октаэдра, исследование многогранника, работа в тетради.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), тетради для исследований.

    Тема № 2:  «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

    Теория: -

    Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.

    Тема № 3: «Объем» (2 ч)

    Теория: формула вычисления объема куба.

    Практическое задание: сравнительный анализ объемов разных видов четырехугольных призм.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».

    Тема № 4: «Симметрия» (2 ч)

    Теория: понятие «центр симметрии», различение симметричных и не симметричных фигур.

    Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе центральной симметрии.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

    Тема № 5:  «Тематическое конструирование» (10 ч)

    Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Космодром», список фигур для конструирования.

    Практическое задание: конструирование разного вида призм, пирамид из ТИКО-деталей; сравнительный анализ объема фигур.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель,

    4 год обучения

    Тема № 1:  «Многогранники» (14 ч)

    Теория: понятия «многогранник», «кубооктаэдр».

    Практическое задание: конструирование кубооктаэдра из развертки, исследование многогранника, работа в тетради.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), схема развертки кубооктаэдра, тетрадь для исследований.

    Тема № 2: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

    Теория: -

    Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.

    Тема № 3: «Объем» (2 ч)

    Теория: понятие «мера объема».

    Практическое задание: сравнительный анализ объемов различных многогранников.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель.

    Тема № 4: «Изучение основ теории вероятности» (2 ч)

    Теория: знакомство с элементами теории вероятности.

    Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу; работа в тетради.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), таблица вероятностных значений, тетрадь.

    Тема № 5: «Изометрические проекции» (2 ч)

    Теория: проекции куба на плоскость.

    Практическое задание: конструирование изометрических проекций куба.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

    Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)

    Теория: осевая и центральная симметрия.

    Практическое задание: конструирования узоров на основе осевой и центральной симметрии.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

    Тема № 7: «Тематическое конструирование» (5 ч)

    Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Детская игровая площадка», список фигур для конструирования.

    Практическое задание: моделирование фигур для детской площадки.

    Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

    Рекомендации

    1. Использование на занятиях набора «Геометрия» в сочетании с набором «Школьник» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой.
    2. Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в 3 – 4  классах работу в тетрадях.
    3. В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование
    4. Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется  разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)

    Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО» (кружок моделирования «Геометрика»)

               Обеспечение программы методическими видами продукции:

         1. Мультимедийные презентации занятий –

                 - «Многоугольники»

    - «Четырехугольники»

    - «Логический квадрат»

    - «Периметр многоугольника»

    - «Куб»

    - «Объем»

    - «Симметрия»

    - «Каталог геометрических фигур и тел»

    - «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»

    - «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».

                      Дидактический материал представлен:

    1. Схемы плоскостных фигур
    2. Схемы разверток многогранников

                    Материально-техническое оснащение занятий:

    1. Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия» - 20 штук;
    2. Столы – 10 штук;
    3. Стулья – 20 штук;
    4. Стеллаж для хранения конструктора – 1 штука;
    5. Мультимедийное оборудование.

              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.

    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

    http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/  -  программа, методический и дидактический материал для кружка «Геометрика».                                             


     

    Комментарии

    Зайцева Светлана Афанасьевна

    Уважаемая Ирина Викторовна! Как я поняла, вы автор этой программы.(Кстати, в документе это нигде не прописано). Такие программы, тем более переработанные в свете новых стандартов, сейчас, мне кажется, очень необходимы. Можно ли еще сделать гиперссылки на те мультимедийные презентации, на которые вы ссылаетесь в тексте. Тогда бы можно было просмотреть и оценить программу полнее. с уважением Светлана Афанасьевна.

    Уважаемая Светлана Афанасьевна! Благодарю Вас за внимание к моему материалу. Презентации можно посмотреть у меня в блоге. После аанотации и файла с программой есть интерактивная фраза - Блог Логиновой Ирины Викторовны - наведите на нее, под ней появится черточка - нажмите на фразу и появятся все мои материалы. Светлана Анатольевна, если не найдете, напишите мне. Программа находится на стадии разработки, часть презентаций я еще дорабатываю. После доработки добавлю их в блог. Если Вы решшите взять программу на апробацию, все разработанные материалы по конструктору ТИКО (то есть методическое обеспечение) я могу пересылать Вам по электронной почте. Авторами программы являюсь я и педагог, который будет работать по этой программе в новом учебном году в рамках внеклассной деятельности. Спасибо за замечание, я действительно забыла оставить в программе информацию об авторах. С уважением, Логинова И.В.