О системе Л.В. Занкова

Никитина Наталья Борисовна

Система Л.В. Занкова существует почти 50 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание. 

       В 1996 году получила статус государственной системы образования. 

       Система имеет продолжение в основной школе.

 

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА ДАЕТ

 

ученику:

  • развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;

  • радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

  • самостоятельность, уверенность, ответственность;

  • стремление к сотрудничеству.

  • учителю:

  • изменение взгляда на образование и ученика;

  • технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;

  • расширение возможностей для творчества.

  • родителям:

  • уверенность в успешном будущем своего ребенка  

Каковы идеи системы Л.В.Занкова ?

     В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Современный человек постоянно находится перед выбором. Ваш ребёнок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. В свой трудовой деятельности ваш ребёнок (как и вы сейчас, если хотите быть конкурентноспособными) должен видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них.

     Условия для развития необходимых современному человеку качеств создаёт система, разработанная вашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым.

     Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений, и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка- его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому  из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л.В. Занкова ни в коем случае не отвергает  и не принижает важности приобретения фактических знаний , необходимых каждому образованному человеку; оно только несколько иначе расставляет приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребёнка в общем развитии.  Длительный массовый эксперимент показал прямую зависимость качества обучения, жизненной успешности ребёнка от динамики его продвижения в общем развитии.

      Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то ,что процесс обучения мыслится как развитие личности ребёнка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно – ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему, по нашему убеждению, в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребёнка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.

Какое содержание осваивает ребёнок в занковском классе?

Содержание строится с опорой на три кита: 1) цель – общее развитие каждого ребёнка; 2) учёт особенностей обучаемых; 3) образовательные стандарты.

Разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы, он стал победителем конкурса по созданию учебной литературы нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

Отбор и структурирование содержания всех учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями. При написании учебников авторы исходили из того, что импульсом к началу познания служит удивление. Учитывая возрастные особенности обучаемых, в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и даёт толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, ребёнок начнёт мыслить аналитически. Сначала он воспринимает мир целостно. Мы воспользовались этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребёнку целое.

При всём богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости вы можете перевести ребёнка из занковского класса в любой другой. Он легко впишется в новые условия.

Система Л.В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, в природу, на предприятия – в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Обучение не обещает ученикам лёгкой, беззаботной жизни. «Трудность», которую мы предлагаем детям, рассчитана на её преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем.

 

Комментарии

Мишина Елена Викторовна

С Вами полностью согласна. Только в нашей школе учителя среднего звена не хотят продолжать работу по системе Л.Занкова. Очень обидно за детей. 4 года их развиваешь, а в 5 классе с ними работают по старинке. Хотелось бы узнать как в других школах.