Как научить младшего школьника учиться?

Шеломова Елена Юрьевна

 

Целью образования на современном этапе становится “общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_mladshego_shkolnika_uchitsya_1.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методического совещания: Как научить  младшего школьника учиться?

  1. Стадия вызова. (4 мин)

Слайд 1.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Целью образования на современном этапе становится “общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться”.  

- Стандартом нового поколения данное умение обозначено главным результатом обучения на 1 ступени.

- Скажите, неужели учителя начальной школы до введения нового стандарта  этого не делали?

- Выскажите своё мнение по данному вопросу.

СЛАЙД 2, 3, 4. 

- Почему тогда мы получаем такие результаты?

На слайдах представлены общие результаты мониторингового обследования учащихся начальной школы Пермского края за 2010 год.

- Обратите внимание на то, что % выполнения некоторых заданий по предметам достаточно низкий 6,5%, 13%, 15%. Эти задания направлены на проверку ОУУН, таких как восприятие учебной задачи, самоконтроль, умение сравнивать, привлекать и использовать свой жизненный опыт. Как видим, данные умения не сформированы у учащихся.

- Дети привыкли выполнять задания по образцу, нестандартные формулировки вызывают у них затруднения.

Слайд 5.

- Возникает  противоречие: Учителя начальной школы обучают детей, но результаты не соответствуют современным требованиям.

Слайд 6. 

- Чрезвычайно актуален вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. Обозначена проблема: как научить младшего школьника учиться, т. е. сформировать УУД?

Слайд 7.

- Давайте подумаем вместе, что должно измениться в деятельности учителя, чтоб эта проблема разрешилась со временем?  (роль учителя, роль ученика, формы урока, технологии и т. д).

- Действительно технологии. Какие?

- Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обес печивал развитие у учащихся мыслительных и исследова тельских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является системати ческое применение проблемно-исследовательского метода в преподавании различных школьных предметов.

 - А действительно ли это так?

2.Исследование.(7мин)

- Определим,  какие УУД можно сформировать с помощью проблемно-исследовательского метода?

Слайд 8.

- Поработайте в группах. (Обратимся к слайду).

- Определите,  какие универсальные действия формируются на каждом из этапов исследовательского урока. Предлагаю поработать с содержанием этапов урока и номенклатурой УУД.

3.Обмен информацией.(5мин)

- Слово группам.

4. Организаия информации, обобщение.(1мин)

- Вернёмся к проблеме: как научить младшего школьника учиться, т. е. сформировать УУД?

- Исходя из проделанной работы,  какой можно сделать вывод?

- Согласна с выводами.

- Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе освоения ими базовых программ начальной школы представляется сложной задачей. Её решение предполагает существенное переосмысление учителем не только педагогических позиций, но и представлений о временных рамках урока.

  - Урок-исследование более эффективен в случае двухчасового занятия, т.е. спаренного урока. Технология учебного проблемного исследования применима в преподавании любого предмета.

Технология построения урока-исследования - это универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование  универсальных учебных действий в учебном процессе.

- Любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуще ствить, т. е. с проблемы. Это структурное звено мышления и познавательной активности — возникновение проблемы, предшествующее постановке мыслительной задачи, имеет са мостоятельную ценность и особое значение в обучении. Именно данный этап мышления и познавательной активнос ти ребёнка связан с порождением проблем, вопросов, форму лированием новых задач, что имеет прямое отношение к про цессам продуктивного и творческого мышления.

  - Стихийное исследовательское поведение ре бёнка его индуктивные и дедуктивные рассуждения необхо димо включить в специально организованные исследования, которые позволяют овладеть приёмами и методами, заимство ванными из науки и научного мышления, превратить процесс познания окружающей действительности в творческий про цесс, способствующий развитию мышления и творческой ак тивности человека.

Дедуктивное исследование

ОБОБЩЕНИЕ

I

Индуктивное исследование

Мотивация (создание проблемной ситуации)                

Исследование (может быть в малых группах)

Обмен информацией Организация информации

Связывание информации

Подведение  итогов.  Рефлексия.

Постановка новых вопросов

Применение

Существует шесть основных этапов мето дики исследования, которые следуют друг за другом, и два дополнительных этапа — постановка новых вопросов и применение, которые могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать.

1 этап - этап мотивации

Этап мотивации, или создания проблемной ситуации, — ключевой этап как в индуктивном, так и в дедуктивном ис следовании. От него во многом зависит, состоится исследо вание или нет. Связано это с тем, что по своему психологи ческому смыслу он соответствует этапу порождения пробле мы в структуре полного акта мышления.

2 этап - этап исследования

Данный этап соотносится с этапом поиска решения в структуре полного цикла продук тивного мышления. Этим и определяется его психологичес кий смысл. Исследование направляется вопросом, который и регулирует поиск, осуществляемый ребёнком.

3 этап - этапа — обмена информацией

Сущность данного этапа отражена в его названии. На этапе обмена информацией учи телю необходимо обеспечить условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой груп пой учащихся.

4 этап - этап организации информации

Этап организации информации часто называют этапом классификации, так как сортировка имеющихся данных по принципу некоторого сходства выступает здесь как централь ное звено. Такая сортировка предполагает нахождение при знака сходства, оценку информации с точки зрения этого признака, наконец, выделение сходной группы фактов.

5 и 6 этапы - этапы — связывания информации и подве дение итогов

Смысл следующего этапа — связывания информации — открытие связующего принципа, представляющее собой на хождение такой общей идеи, которая относится ко всем из ученным фактам. Нахождением такой общей идеи и заверша ется этот этап. За ним неизбежно следует другой — подве дение итогов, рефлексия, который соотносим с этапом обоснования решения в структуре полного цикла мыслитель ного акта. Психологический смысл этого этапа — достижение понимания решения, которое и является важнейшим резуль татом мыслительной деятельности.

Систематическое примене ние рассмотренной нами методики в учебном процессе школьников обеспечивает развитие универсальных по знавательных действий и приобретение важных исследова тельских умений. В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-иссле- дования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:

  1. ставить исследовательские вопросы;
  2. формулировать проблемы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. составлять план работы;
  5. вести наблюдения;
  6. планировать и проводить опыты для нахождения необ ходимой информации и проверки гипотез;
  7. выделять существенную информацию из разных источ ников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.);
  8. организовывать (систематизировать) информацию;
  9. представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т. п.).

5. Рефлексия. (3мин)

 - В совместной деятельности мы нашли один из способов решения проблемы. Таким образом, вы имели возможность пройти все этапы исследовательского урока. Данная технология является универсальной, так как она может быть применима не только на уроке, но и быть ведущей в методической работе учителей на современном этапе.

- Желаю успехов в исследовательской деятельности на уроках. Слайд 9. - И надеюсь,  что в скором времени результаты мониторинговых обследований будут радовать всех нас.