Проект "Чтение и письмо для развития критического мышления в России"

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) - работа с информацией - чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложены авторами проекта  Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл

 - это "ключевые слова", работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

    Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_myshlenie_-_uroki.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Чтение и письмо для развития критического мышления в России"

    Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) - работа с информацией - чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложены авторами проекта  Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл

 - это "ключевые слова", работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

    Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

3 фазы технологии РКМ

Стадия вызова

 Деятельность учителя. Задачи данной фазы.        Деятельность учащихся.        Возможные приемы и методы.

   Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.          Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.          Составление списка "известной информации", рассказ

- предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

  Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.

Стадия осмысления

   Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".          Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.          Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

   Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии

   Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.          Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.          - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе);

- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

   Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.

Чтение для развития КМ

   На наших уроках мы работаем с двумя основными типами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии, в основном, одинаково "работают" на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном - определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов-реализация смысла-рефлексия используя набор приемов и стратегий

   Письмо для развития КМ

   Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и "разбудить сознание".

   Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает ее записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, еще более интересная.

    Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем побольше.

   Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают "читать как писатели" и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.

   При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность.

Что необходимо тем, кто хочет научиться писать:

    1. Регулярная писать.

Это дает возможность зафиксировать рождающиеся идеи, обдумать их, сформулировать новые мысли, а также помогает преодолеть психологический барьер при выполнении письменного задания.

    2. Интересные темы.

Интересные темы - это такие, которые мы выбираем сами, увлекаемся ими. Безусловно, они должны пробуждать любопытство и мотивацию познавательной деятельности.

    3. Образцы.

Это тексты, созданные другими, более опытными. Созданное другими может служить авторам образцом того, что они могли бы написать сами. Учить письму лучше на примерах.

Слово - образец может иметь еще один смысл.

Когда кто-то пишет на ваших глазах, рассказывает об этом, показывая, что даже у профессиональных авторов процесс создания текста сопряжен с мучения творческими, с множеством замечаний и неоднократной серьезной правкой, то учащиеся более спокойно воспринимают собственные переживания и трудности, возникающие при создании текста.

    4. Читательская аудитория.

Бумага помогает нам делиться мыслями, переживаниями, идеями, которые иным способом мы, может быть, никогда бы не смогли передать. Поэтому необходимо, чтобы пишущий создавая текст, ориентируясь на определённую читательскую аудиторию и впоследствии мог реализоваться (прочитать, вывесить на стенд свою работу). При этом каждый хочет быть услышанным и понятым, хочет услышать отклик на свое творение.

    5. Привычка править.

Как утверждают бывалые авторы, "писание - это переписывание". Черновой текст - бесформенная словесная масса, с которой нужно работать и работать. Приобрести же такую привычку нелегко, но только тогда можно надеяться на успех.

    6. Помощь других.

Несмотря на то, что создание текста - процесс максимально индивидуализированный, профессиональные литераторы объединяются в писательские объединения, а дети, любящие писать стихи и рассказы,- в литературные кружки и студии.

Алгоритм создания письменного текста

   При создании большинства содержательных текстов автор проходит три основных этапа:

    1. Инвентаризация.

Эта работа по сбору информации и собиранию мыслей. На этом этапе происходит смотр тех идей, которые имеются у нас по данному вопросу.

    2. Составление чернового текста.

Эта работа по перенесению своих мыслей на бумагу. Такая работа носит предварительный, экспериментальный характер. Пока составляется черновой текст, не следует критически оценивать свои идеи, обращать внимание на их форму, правописание и почерк. Этот этап еще можно назвать "Свободное письмо" (письмо на время, без остановки, не задумываясь о правильности). Нередко во время такого письма на бумаге возникают неожиданные идеи, образы.

Если пользоваться свободным письмом как приемом "инвентаризации", можно сделать "опись" своих мыслей по данному предмету, а потом составить новый черновой текст, в котором будут использованны самые удачные идеи, возникшие в ходе свободного письма.

Чтобы боязнь сделать ошибку не мешала возникновению образов и идей, достаточно крупными буквами озаглавить лист словом "Черновик".

    3. Правка.

Это улучшение текста, стремление четко и грамотно изложить мысли, соотнести содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике. Тексты, которым предстоит быть опубликованными, проходят еще через два этапа.

    4. Редактирование.

На этапе правки могут быть вычеркнуты или добавлены целые абзацы или даже страницы, теперь же необходимо подготовить текст к изданию.

Навыки редактирования состоят из трех моментов:

   - забота о том, чтобы произведение было правильным;

   - умение видеть ошибки;

   - умение исправить ошибки.

    5. Издание.

Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается произведение окружающими, познакомиться с тем, что получилось у других. Хорошие идеи заразительны. Творения (идеи) коллег могут вызвать творческий порыв, поток новых мыслей.

Издание можно провести в различных формах: стендовая публикация, публикация в сборнике, читка в "писательском кресле". Для этого необходимо выбрать один стул (если нет кресла), который будет служить центром сцены, и на котором будет сидеть доброволец, (обратите на это внимание, так как читать вслух свои сочинения ребята должны по желанию), зачитывающий свое сочинение.

Приёмы технологии РКМ

Приёмы стадии вызова

  1. Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова.
  2. Кластеры
  3. Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
  4. Инсерт

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

  1. Эффективная лекция

Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал".

  1. Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

  1. Дневники и бортовые журналы

 Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

  1. Толстые и тонкие вопросы

 Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

  1. Таблицы

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Рассмотрим несколько табличных форм. Это  концептуальная таблица,  сводная таблица, таблица-синтез,  таблица ЗХУ, таблица "Что? Где? Когда? Почему?".

  1. Чтение с остановками

Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.

 

  1. Работа в группах

Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием  "Зигзаг-2"(автор Славин), игра "Как вы думаете?"-игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.

  1. Дискуссии

Это технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности. дискуссия "совместный поиск" затрагивает один из аспектов текста, то "Перекрестная дискуссия" (Олверманн) позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы.

  1. Письмо

Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека - "Очерк на основе интервью", создание "личностного" текста. Формы письменной рефлексии: Синквейн, Эссе.

  1. Приёмы проведения рефлексии
  1. Устная форма. "Двухрядный круглый стол" имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.
  2. Письменная форма.Портфолио
  3. Стратегия "Fishbone"
  4. Модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).
  5. Стратегия "РАФТ"

Тема: В.Бианки "Мышонок Пик", 2 класс.

Приём: "зигзаг-2".

Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Литература: сказка В.Бианки "Мышонок Пик" (глава "Постройка дома") Л.: Детская литература, 1989 г.

Автор:   М.В. Данильцина, гимназия 177, С-Пб

Ход урока:

  1. На стадии вызова можно предложить учащимся следующее задание:

- Сделайте предположение, как может выглядеть домик маленького мышонка.  /Учащиеся рисуют домики на небольших индивидуальных листах, сравнивают свои рисунки в команде, рисуют один рисунок на большом листе, затем проходит презентация./

Используемые приемы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи рисунков. Работа ведется индивидуально - в парах - в группах.

Смысловая стадия. Класс делится на 5 команд по 5 учеников в каждой команде - по количеству вопросов к тексту.

Вопросы могут быть следующими:

1. На какой остров попал Мышонок Пик?

2. Как Мышонок Пик строил себе дом?

3. Какой домик получился у Мышонка Пика?

4. Как Мышонок Пик устроил себе спаленку?

5. Для чего Мышонок Пик строил дом?

   Каждый вопрос записан на карточке определенного цвета. Учащиеся берут по 1 вопросу, изучают текст рассказа в "родной" группе с целью найти ответ на свой вопрос, подчеркивают этот ответ в тексте, затем собираются при помощи цветовых карточек в "экспертные" группы, обсуждают, приходят к общему мнению.

  1. На стадии размышления идет работа в экспертных группах, а затем вновь в первоначальных.   Вернувшись в "родную" группу, эксперты в порядке следования цветов знакомят "родную" группу с ответом на свой вопрос. После такой работы любой ребенок из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту. Идет озвучивание: вопрос - ответ. Группы последовательно отвечают на вопросы, дополняя друг друга.

Стадию размышления можно усилить творческим заданием. Например, попросив ваших учеников вернуться к первоначальным рисункам - предположениям и нарисовать "новый" дом Мышонка Пика (Ученики рисуют, как выглядит дом мышонка, затем проходит презентация).

Приёмы технологии РКМ

Работа в группах - "Обучение сообща"     или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Зигзаг

   Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

    1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

    2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".

   Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

   Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.

   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Зигзаг 2, автор Славин

   Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого "Зигзага", текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

Тема: "Глаз", 3 класс.

Приём: "зигзаг", "верите ли вы", "кластер".

Цель урока:

    1. Познакомить с новыми понятиями: зрачок, хрусталик, роговица, сетчатка, радужная оболочка.

    2. Познакомить со строением глаза.

    3. Дать представление о гигиене глаз.

    4. Продемонстрировать знание изученной темы.

Литература:

 Поглазова О.Т. "Окружающий мир" (учебник), М., ЗАО "ИНПРО-РЕС", 1998г.; Сухарев Ю.Ф. "Природоведение" (методическое пособие к урокам природоведения).

Автор:   Н.И. Чибисова, гимназия 177, С-Пб

Ход урока:

  1.  На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и не верные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

высказывание        до ч-я        после ч-я

  1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.                      

  2. Форма глаза напоминает яблоко.                      

  3. Глаза в сильные морозы мерзнут.                      

  4. Зрачок - это отверстие в глазу.                      

  5. В глазу имеется прозрачная линза.                      

  6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.                      

  7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.          

           

2. Смысловая стадия. На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую прием "Зигзаг ". Ученики читают текст, отмечают главное, выделяя новые непонятные слова (индивидуальная работа). Затем ученики расходятся по группам в соответствии с цветом квадратика на своём листочке с текстом.

Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный конспект.

    1-я группа: кластер "Что можно увидеть глазами".

    2-я группа: внешнее строение глаза (схема) и значение каждой части.

    3-я группа: внутреннее строение глаза (схема).

    4-я группа: как видит человек (схема).

    5-я группа: сигналы ( как ухаживать и беречь глаза).

На стадии размышления:

    1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.

    Аутотренинг.

    2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.

    3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".

Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.

Тексты для чтения в группах:

    1. Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размере предмета, о его цвете, движется предмет или покоится, где предмет находится относительно нас: далеко или близко, слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. И, конечно, незаменимым является зрение для чтения книг, для просмотра кинофильмов и TV передач, из которых мы тоже очень много узнаем об окружающем мире. Если заснять на кинопленку все, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20км. Пленки. Глаза позволяют видеть мир красочным и объемным. Именно наличие двух симметричных глаз создает возможность видеть мир объемно, а не плоско, как на фотопленке.

   Лучше всего человек видит до 12-ти лет, если у него нет дефектов зрения.

    2. Посмотрите как надежно расположен глаз в черепе человека, в специальной выемке - глазнице, защищенной выступами костей. При ударе по глазу эти кости принимают удар на себя.

   Кроме того, глаз хорошо защищен веками (верхними и нижними) от попадания в него пыли, насекомых, мелких предметов.

   Веки на своем краю снабжены волосками - ресницами. Ресницы очень нужны глазу - при попадании в глаз каких-либо частиц, они прежде всего касаются ресниц, и глаз мгновенно закрывается.

   Веки защищают глаза от слишком яркого света и его вспышек.

   Посмотрите внимательно и достаточно долго друг на друга. Вы заметите, что веки время от времени смыкаются и быстро расходятся - мы моргаем.

   Почему человек моргает?

   Под веками у человека находятся специальные железы, выделяющие влагу. Этой влагой глаз смазывается, и веко легко скользит по глазу. Как только влага подсыхает, веко снова его смазывает, сделав моргающее движение. При этом с поверхности глаза удаляется попадающая туда мелкая пыль.

   Есть еще защита глаз - это слезы. Они вымывают соринки и убивают микробы. В сутки у человека выделяется обычно около одного кубического сантиметра слез.

   Брови над глазами оберегают их от капелек пота, которые порой текут со лба. Глаза никогда не мерзнут. У них нет нервных окончаний, чувствительных к холоду.

    3. Сам глаз представляет собой круглое тело - ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. Оно очень подвижно и может быстро поворачиваться.

   В передней части глазного яблока есть РАДУЖНАЯ ОБЛОЧКА, которая достается нам по наследству от наших родителей. От этого зависит цвет глаз (голубые, черные, серые, карие).

   Определи цвет глаз соседа.

   Но вот что интересно - не бывает красных, оранжевых, желтых глаз. Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке - ЗРАЧОК. При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом свете расширяется.

   За зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая увеличительное стекло. Линза - это ХРУСТАЛИК. Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех тел и предметов, видимых нами, и направляет их на дно глазного яблока - СЕТЧАТКУ. На сетчатке располагаются чувствительные нервные волокна. Поворачивают глаз вверх, вниз, влево и вправо ГЛАЗНЫЕ МЫШЦЫ. Снаружи глаз покрыт прозрачной роговой оболочкой - РОГОВИЦЕЙ.

    4. Окружающие нас тела либо отражают свет (как, например: цветок, здание, человек), либо излучают его сами (как солнце, свеча, электрическая лампочка). И если лучи света попадают в наши глаза, то мы их видим.

   Разные предметы расположены от нас поразному - близко и далеко. Поэтому лучи в глаз проходят поразному. Чтобы направить эти лучи точно на дно глаза - сетчатку, хрусталик постоянно изменяет форму? То становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние.

   Само глазное яблоко тоже очень подвижно и может быстро поворачиваться во все стороны.

   И так, роговица и хрусталик, изменяя ход лучей, формируют изображение на сетчатке глаза. Здесь нервные волокна воспринимают световую информацию. По зрительному нерву это информация проходит в мозг, который дает нам зрительное ощущение размера, формы, цвета, расположения и движения предмета.

   Удивительно, что изображение рассматриваемого предмета на сетчатке получается перевернутым. Но мы видим все нормально! И благодаря мозгу. Новорожденные дети первые дни своей жизни видят все "вверх ногами", и одну- две недели мозг учится все "ставить на ноги".

    5. Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нельзя читать лежа и при плохом освещении.

   Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения - 25 - 30 см. это легко проконтролировать: если поставить руку на локоть, тогда глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Лучше, если книга будет наклонена. Через каждые 20-30 минут чтения надо делать небольшой перерыв, чтобы дать глазам отдых.

   Не смотрите на солнце или яркие электрические лампы без защитных очков. Это вредно!

   Никогда не трите глаза руками: при этом можно занести грязь м микробы. Глаза можно вытирать только чистым полотенцем или платком.

   Не держите острые предметы около глаз.

   При заболевании глаз всегда обращайтесь к врачу.

   Не смотрите долго телевизионные передачи.

   Все это отрицательно влияет на зрение.

Приёмы технологии РКМ

"Ключевые слова"

   Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

   Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Например по теме "Эпоха застоя" могут быть предложены следующие высказывания:

- в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были провозглашены основные права граждан;

- это было время расцвета литературы и искусства;

- была восстановлена система ГУЛАГА;

- была ужесточена цензура;

- видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР и т.д.

   Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приёмы технологии РКМ

Кластеры, автор Гудлат

   Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

   Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, при изучении темы "Окончание Второй Мировой войны. Роль Японии" просим учащихся предположить, по каким направлениям мы будем изучать эту страну (эти направления могут быть предложены учителем).Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Мы располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:

   Следующим шагом будет задание учителя в группах обсудить и сделать предположения о развитии региона по данным направлениям. Информация записывается. Чтобы разрешить противоречия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на все вопросы, возникшие при систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, расширить знания по данной теме, предлагается текст.

   Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

   Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности региона и внутренняя политика. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких "гроздей", выделение новых. Например: я хочу поподробнее рассмотреть материал об особенностях региона. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание.

Игра "Как вы думаете?"

    Игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.

   Подготовка.

   Учитель раздаст всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная схема:

Ход игры:        

    1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.

    2. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из них "лицом" вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано "Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет". Если вы считаете, что тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ.

    3. Когда все члены группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее "лицом" вниз.

    4. Когда этот этап работы завершен, анализируем результат: карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение группы.

    5. Следующий этап - обсуждение каждой перевернутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто ее перевернул. Затем идет обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему решению, то вам придется искать компромисс.

 

Тема: Виктор Драгунский " Друг детства". 1 класс.

Приём: "чтение с остановками".

Цель урока: познакомить с рассказом В.Драгунского, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Литература: учебник Бунеевых "Капельки солнца"

Автор:   М.В. Данильцина, гимназия 177, С-Пб

Ход урока:

   1. На стадии вызова учащимся предлагается подумать над названием рассказа.

-Прочитайте название.

-О чем может быть рассказ с таким названием?

На доске появляются предположения .

  1. На смысловой стадии используется прием "Чтение с остановками".

 Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации) Дети читают текст.

Текст рассказа:

   Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером. Я сказал папе:

- Папа, купи мне грушу!

- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:

- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

-Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу.

Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:

- Стойка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.

   Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.

   И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:

- Вот, Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!

1 остановка

:- Кем хотел стать мальчик?

- А кем вы хотели бы быть? Почему?

   На доске появляется "список": астроном, капитан, спортсмен...

   Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

- Что придумала мама? (1-2 версии)

- Что будет дальше?

- Какие игрушки были у вас в детстве любимыми? (обсуждение в парах)

- Чем может закончиться этот рассказ?

   После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку рассказа

   Дети записывают концовку (или устно обсуждают в парах, в четверках "концовку")

На стадии размышления  возвращаем учащихся к первоначальным версиям, затем просим прочитать, как заканчивает рассказ автор - Виктор Драгунский.

   Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.

   Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот...

   И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара.

- Ты что? - сказала мама.

- Что с тобой?

   А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:

- Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

На стадии размышления задаем вопросы классу:

- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?

- Давайте вспомним, с чего начался урок и проверим предположения: " О чем рассказ?"

Если останется время- можно сочинить синквейн:

Друг.

Мягкий, пушистый.

Утешает, радует, слушает.

Он в беде не бросит.

Игрушка.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: " Моя любимая игрушка", нарисовать своего любимца.

-Давайте сейчас обсудим, как можно назвать ваш рассказ? (Мой друг.Любимый друг. Любимая игрушка...)

Начальная школа

Тема: "Пожарная безопасность", предмет ОБЖ, 2 класс.

Приём: "чтение с остановками", работа в группах"

Цель урока:

   познакомить с причинами возникновения пожара и обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и 1-й медицинской помощи пострадавшим от огня.

Литература:

    В.Я.Сюньков "Основы безопасности жизнедеятельности" М-Просвещение"-1997, А.А.Усачев А.И.Березин "ОБЖ", М-1997 2 класс, Е.И.Верховской "Рабочая тетрадь ОБЖ" 1-4 класс М"Просвещение"-1998г.

Автор:   Ю.В. Власова, гимназия 177, С-Пб

Ход урока:

   На стадии вызова учитель предлагает учащися разгадать кросворд с ключевами словами по теме урока.

   Работа в группах: класс разбивается на команды по количеству слов в кроссворде. Каждая команда получает ребус с зашифрованным ключевым словом, разгадывает его, затем заполняется кроссворд на доске "ПОЖАР"

   Речь учителя:

- Сегодня пойдет речь о пожарах. Что такое пожар? (Пожар это стихийное бедствие, уничтожающее всё вокруг.)

- Подберите слова, характеризующие пожар. Какой он? ( Быстрый, опасный .разрушающий, большой, сильный, страшный, зловещий, смертельный, горячий... Слова записываются на доске вокруг кроссворда. )

-Посмотрите, какие страшные слова мы подобрали. ПОЖАР- это одно из опасных стихийных бедствий.

   Учитель читает текст о пожарах:

Текст 1:   С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения, несметные сокровища, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадил никого и ничего. Сталкиваются две силы - человек и огонь. Пожар не случайность, а результат легкомыслия и беспечности".

   Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное - уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом и даже город. В прежние времена пожар не один раз уничтожал Москву.

1 остановка:

- Что может стать причиной пожара? (Молния, возгорание от солнечных лучей, игра с огнём, электроприборы.)

- Где могут возникнуть пожары? (В природе, в городе.)

- В нашем Красногвардейском районе за последние месяцы из 514 пожаров больше половины произошли в жилых помещениях. Лучшей защитой от пожара является знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

Смысловая стадия. Работа с текстом:

- Почему возникают пожары?

Текст 2:   Раньше Москва была застроена деревянными домами, а дерево - сгораемый материал. Теперь дома каменные.

   Каменные только стены, а все остальное отлично горит. Мебель, обои, книги, одежда, пол...

2 остановка:

-Какие предметы в помещении легко воспламеняются?

Текст 3:   Нельзя баловаться спичками - это не игрушка, а главная причина пожара. Зажигалки - тоже одна из причин пожара. Оставленный включенным утюг, обогреватель, неисправная гирлянда тоже могут стать причиной пожара. Не выключенный газ - тоже причина пожара.

3 остановка:

- А что опаснее всего?

Текст 4:   И спички с зажигалками, и утюги с обогревателями, и включенный газ - всё опасно. Но!

   Спички сами не зажигаются, зажигалки не зажигаются, а газ не включается. Самая главная причина пожара - это сами люди. А лучшая защита от пожара - знание и соблюдение пожарной безопасности.

   Могут быть использованы фрагменты компьютерных программ, видеофильмы, диапозитивы или вывешенные плакаты, сюжетные картинки, с помощью которых проиллюстрированы опасные, ситуации возникновения пожара в доме.

Обобщающая игра "Игра-загадка"

1) Кто, задорный и весёлый, верность правилам храня, бережёт родную школу от огня?

      - Это я, это я, это все мои друзья!

2) Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор а сгорел гараж знакомых и строительный забор.

      - Это я, это я, это все мои друзья!

3) Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнём недаром завершается пожаром?

      - Это я, зто я, это все мои друзья!

4) Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке. загорелся старый стол, еле сам живой ушёл!

      - Это я, это я, это веемой друзья!

5) Кто пожарным помогает, правила не нарушает, кто пример для всех ребят?

      - Это я, зто я, это все мои друзья!

   Работа с правилами противопожарной безопасности: каждая команда получает правила, рисует плакат и готовится к его презентации.

Правила "Пожарной безопасности"

   Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это одна из причин пожара.

   Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники... Уходя из дома, не забудьте их выключить.

   Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.

   Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.

   Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

   Самое опасное занятие - курение в постели. Человек засыпает, роняет окурок, загорается одеяло, начинается пожар.

На стадии рефлексии презентация ПЛАКАТОВ (у доски по группам).

   Речь учителя:

-У вас получились очень хорошие плакаты. Давайте, подарим их ребятам из детского сада, чтобы они тоже учили правила противопожарной безопасности. - А если все же случится пожар, что в первую очередь вы будете делать?

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА:

1) Поднять тревогу;

2) Вызвать пожарную охрану;

Пусть помнит каждый гражданин - Пожарной номер "01";

3) Эвакуироваться ( Рассмотреть план эвакуации);

4) Сбор в специально отведенном месте;

5) Перекличка.

( Если пожар случился в школе. Действия при пожаре дома или на даче рассматриваются и обсуждаются отдельно.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1)Придумать синквейн с любым словом по теме урока;

2) Вспомнить литературные произведения, где описываются пожары;

3) Создать новый плакат: "Действия при возникновении пожара ";

4) Узнать о первой помощи при ожогах.