Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями

Бяулова Марина Михайловна

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников.

Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому  в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.

Так одним из главных направлений в воспитательной системе  своих классных коллективов с 2001 года я выбрала духовно-нравственное воспитание.

Актуальностьвыбранной темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий для духовно-нравственного становления личности младших школьников.

Цель работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему  воспитательной работы с детьми и родителями.

Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:

  1. комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;
  2. разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся;
  3. проведение  бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно-нравственного становления ребенка.

Таким  образом, определяются следующие задачи:

  1. создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности, гражданственности, гуманных отношений между детьми;
  2. организация внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;
  3. организация работы по духовно-нравственному просвещению родителей.

В соответствии с поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система педагогических действий по реализации процесса духовно-нравственного  воспитания. Она включает следующие этапы:

  1. Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников и определение задач духовно-нравственного воспитания.
  2. Проектирование, планирование воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию.
  3. Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми, так и с родителями.
  4. Проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование), коррекционная деятельность.

Таким образом, создание такой системы действий по духовно-нравственному воспитанию подразумевает реализацию всех этапов  с учетом специфики, определенной ведущей педагогической идеей и необходимых условий.

Этап организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.

На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:

I. Работа с детьми, включающая:

  •    систему классных часов по духовно-нравственному воспитанию;
  •    реализацию моей авторской программы по духовно-нравственному воспитанию;
  •    реализацию программы «Истоки» Камкина А.В. (1 - 4 класс); 
  •    реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» Камкина А.В. (1 - 4 класс);
  •    проектную деятельность учащихся;
  •    уроки-беседы по Благочестию с приглашением священнослужителей.

II. Работа с родителями, включающая:

  •    беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания;
  •    проведение тематических родительских собраний;
  •    реализацию программы клуба «Школа родительской любви»;
  •    совместные поездки по святым местам, экскурсии;

Начиная со 1-го класса, мы, учитель-ученик-родители,  совместно работаем в данном направлении по курсу «Истоки». В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 2 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети, сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.

Параллельно с курсом «Истоки» идёт реализация по программе «Воспитание на социокультурном опыте», задача которой – помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя.

В рамках этой программы предусмотрен цикл занятий для детей и родителей, а также праздники.

В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется проектная деятельность детей. Каждый ребенок «пишет» свою «Первую книгу», в которой с помощью фотографий, рисунков, мини-сочинений рассказывает о себе, своей семье, роде. Школа должна помочь родителям в вопросе духовно-нравственного становления их детей. С этой целью в работе с родителями использую программу «Школа родительской  любви». Особенностью ШРЛ является то, что осваивать традиции духовно-нравственного воспитаниям родителям приходиться не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).

Ещё в первой половине XX  века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».

Результативность  работы по духовно-нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.

Новизна  опыта заключается в том, что разработана продуманная система педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и родителями.

Трудоёмкость осуществления связана с необходимостью проведения большой подготовительной работы, существенными временными затратами, а также заинтересованностью родителей по проблеме.

Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.

Результатом работы по данной системе является то, что дети стали более внимательными, отзывчивыми и чуткими друг к другу. Их сплотила коллективная деятельность, направленная на создание своего первого проекта «Моя Первая книга» (по программе «Истоки»). Эту воспитательную систему класса я успешно реализовываю вот уже 10 лет, делясь опытом с коллегами своей школы, школ города и на Мастер-классах  Республиканских семинарах.

Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

Результат воспитания –  ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

 Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_duhovno-nravstvennyh_kachestv_lichnosti.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовно-нравственных качеств личности

младших школьников через систему внеклассных мероприятий

с детьми и родителями.

  Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников.

         Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому  в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.

             Так одним из главных направлений в воспитательной системе  своих классных коллективов с 2001 года я выбрала духовно-нравственное воспитание.

             Актуальность выбранной темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий для духовно-нравственного становления личности младших школьников.

         Цель работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему  воспитательной работы с детьми и родителями.

                Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:

1)    комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;

2)  разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся;

3)  проведение  бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно-нравственного становления ребенка.

Таким  образом, определяются следующие задачи:

1) создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности, гражданственности, гуманных отношений между детьми;

2)    организация внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;

3)       организация работы по духовно-нравственному просвещению родителей.

          В соответствии с поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система педагогических действий по реализации процесса духовно-нравственного  воспитания. Она включает следующие этапы:

1. Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников и определение задач духовно-нравственного воспитания.

2.   Проектирование, планирование воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию.

3.   Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми, так и с родителями.

4. Проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование), коррекционная деятельность.

Таким образом, создание такой системы действий по духовно-нравственному воспитанию подразумевает реализацию всех этапов  с учетом специфики, определенной ведущей педагогической идеей и необходимых условий.

Этап организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.

На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:

I. Работа с детьми, включающая:

   - систему классных часов по духовно-нравственному воспитанию;

   - реализацию моей авторской программы по духовно-нравственному воспитанию;

   - реализацию программы «Истоки» Камкина А.В. (1 - 4 класс);  

   - реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» Камкина А.В. (1 - 4 класс);

   - проектную деятельность учащихся;

   - уроки-беседы по Благочестию с приглашением священнослужителей.

 

II. Работа с родителями, включающая:

   - беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания;

   - проведение тематических родительских собраний;

   - реализацию программы клуба «Школа родительской любви»;

   - совместные поездки по святым местам, экскурсии;

        Начиная со 1-го класса, мы, учитель-ученик-родители,  совместно работаем в данном направлении по курсу «Истоки». В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 2 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети, сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.

Параллельно с курсом «Истоки» идёт реализация по программе «Воспитание на социокультурном опыте», задача которой – помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя.

В рамках этой программы предусмотрен цикл занятий для детей и родителей, а также праздники.

В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется проектная деятельность детей. Каждый ребенок «пишет» свою «Первую книгу», в которой с помощью фотографий, рисунков, мини-сочинений рассказывает о себе, своей семье, роде. Школа должна помочь родителям в вопросе духовно-нравственного становления их детей. С этой целью в работе с родителями использую программу «Школа родительской  любви». Особенностью ШРЛ является то, что осваивать традиции духовно-нравственного воспитаниям родителям приходиться не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).

            Ещё в первой половине XX  века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».

         Результативность  работы по духовно-нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.

       Новизна  опыта заключается в том, что разработана продуманная система педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и родителями.

       Трудоёмкость осуществления связана с необходимостью проведения большой подготовительной работы, существенными временными затратами, а также заинтересованностью родителей по проблеме.

        Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.

         Результатом работы по данной системе является то, что дети стали более внимательными, отзывчивыми и чуткими друг к другу. Их сплотила коллективная деятельность, направленная на создание своего первого проекта «Моя Первая книга» (по программе «Истоки»). Эту воспитательную систему класса я успешно реализовываю вот уже 10 лет, делясь опытом с коллегами своей школы, школ города и на Мастер-классах  Республиканских семинарах.

Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

               Результат воспитания –  ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

 Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.