Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.
Так одним из главных направлений в воспитательной системе своих классных коллективов с 2001 года я выбрала духовно-нравственное воспитание.
Актуальностьвыбранной темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий для духовно-нравственного становления личности младших школьников.
Цель работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему воспитательной работы с детьми и родителями.
Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:
- комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;
- разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся;
- проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно-нравственного становления ребенка.
Таким образом, определяются следующие задачи:
- создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности, гражданственности, гуманных отношений между детьми;
- организация внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;
- организация работы по духовно-нравственному просвещению родителей.
В соответствии с поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система педагогических действий по реализации процесса духовно-нравственного воспитания. Она включает следующие этапы:
- Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников и определение задач духовно-нравственного воспитания.
- Проектирование, планирование воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию.
- Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми, так и с родителями.
- Проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование), коррекционная деятельность.
Таким образом, создание такой системы действий по духовно-нравственному воспитанию подразумевает реализацию всех этапов с учетом специфики, определенной ведущей педагогической идеей и необходимых условий.
Этап организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.
На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:
I. Работа с детьми, включающая:
- систему классных часов по духовно-нравственному воспитанию;
- реализацию моей авторской программы по духовно-нравственному воспитанию;
- реализацию программы «Истоки» Камкина А.В. (1 - 4 класс);
- реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» Камкина А.В. (1 - 4 класс);
- проектную деятельность учащихся;
- уроки-беседы по Благочестию с приглашением священнослужителей.
II. Работа с родителями, включающая:
- беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания;
- проведение тематических родительских собраний;
- реализацию программы клуба «Школа родительской любви»;
- совместные поездки по святым местам, экскурсии;
Начиная со 1-го класса, мы, учитель-ученик-родители, совместно работаем в данном направлении по курсу «Истоки». В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 2 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети, сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.
Параллельно с курсом «Истоки» идёт реализация по программе «Воспитание на социокультурном опыте», задача которой – помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя.
В рамках этой программы предусмотрен цикл занятий для детей и родителей, а также праздники.
В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется проектная деятельность детей. Каждый ребенок «пишет» свою «Первую книгу», в которой с помощью фотографий, рисунков, мини-сочинений рассказывает о себе, своей семье, роде. Школа должна помочь родителям в вопросе духовно-нравственного становления их детей. С этой целью в работе с родителями использую программу «Школа родительской любви». Особенностью ШРЛ является то, что осваивать традиции духовно-нравственного воспитаниям родителям приходиться не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).
Ещё в первой половине XX века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».
Результативность работы по духовно-нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.
Новизна опыта заключается в том, что разработана продуманная система педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и родителями.
Трудоёмкость осуществления связана с необходимостью проведения большой подготовительной работы, существенными временными затратами, а также заинтересованностью родителей по проблеме.
Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Результатом работы по данной системе является то, что дети стали более внимательными, отзывчивыми и чуткими друг к другу. Их сплотила коллективная деятельность, направленная на создание своего первого проекта «Моя Первая книга» (по программе «Истоки»). Эту воспитательную систему класса я успешно реализовываю вот уже 10 лет, делясь опытом с коллегами своей школы, школ города и на Мастер-классах Республиканских семинарах.
Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.
Результат воспитания – ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_duhovno-nravstvennyh_kachestv_lichnosti.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие духовно-нравственных качеств личности
младших школьников через систему внеклассных мероприятий
с детьми и родителями.
Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.
Так одним из главных направлений в воспитательной системе своих классных коллективов с 2001 года я выбрала духовно-нравственное воспитание.
Актуальность выбранной темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий для духовно-нравственного становления личности младших школьников.
Цель работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему воспитательной работы с детьми и родителями.
Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:
1) комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;
2) разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся;
3) проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно-нравственного становления ребенка.
Таким образом, определяются следующие задачи:
1) создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности, гражданственности, гуманных отношений между детьми;
2) организация внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;
3) организация работы по духовно-нравственному просвещению родителей.
В соответствии с поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система педагогических действий по реализации процесса духовно-нравственного воспитания. Она включает следующие этапы:
1. Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников и определение задач духовно-нравственного воспитания.
2. Проектирование, планирование воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию.
3. Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми, так и с родителями.
4. Проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование), коррекционная деятельность.
Таким образом, создание такой системы действий по духовно-нравственному воспитанию подразумевает реализацию всех этапов с учетом специфики, определенной ведущей педагогической идеей и необходимых условий.
Этап организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.
На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:
I. Работа с детьми, включающая:
- систему классных часов по духовно-нравственному воспитанию;
- реализацию моей авторской программы по духовно-нравственному воспитанию;
- реализацию программы «Истоки» Камкина А.В. (1 - 4 класс);
- реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» Камкина А.В. (1 - 4 класс);
- проектную деятельность учащихся;
- уроки-беседы по Благочестию с приглашением священнослужителей.
II. Работа с родителями, включающая:
- беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания;
- проведение тематических родительских собраний;
- реализацию программы клуба «Школа родительской любви»;
- совместные поездки по святым местам, экскурсии;
Начиная со 1-го класса, мы, учитель-ученик-родители, совместно работаем в данном направлении по курсу «Истоки». В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 2 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети, сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.
Параллельно с курсом «Истоки» идёт реализация по программе «Воспитание на социокультурном опыте», задача которой – помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя.
В рамках этой программы предусмотрен цикл занятий для детей и родителей, а также праздники.
В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется проектная деятельность детей. Каждый ребенок «пишет» свою «Первую книгу», в которой с помощью фотографий, рисунков, мини-сочинений рассказывает о себе, своей семье, роде. Школа должна помочь родителям в вопросе духовно-нравственного становления их детей. С этой целью в работе с родителями использую программу «Школа родительской любви». Особенностью ШРЛ является то, что осваивать традиции духовно-нравственного воспитаниям родителям приходиться не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).
Ещё в первой половине XX века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».
Результативность работы по духовно-нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.
Новизна опыта заключается в том, что разработана продуманная система педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и родителями.
Трудоёмкость осуществления связана с необходимостью проведения большой подготовительной работы, существенными временными затратами, а также заинтересованностью родителей по проблеме.
Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Результатом работы по данной системе является то, что дети стали более внимательными, отзывчивыми и чуткими друг к другу. Их сплотила коллективная деятельность, направленная на создание своего первого проекта «Моя Первая книга» (по программе «Истоки»). Эту воспитательную систему класса я успешно реализовываю вот уже 10 лет, делясь опытом с коллегами своей школы, школ города и на Мастер-классах Республиканских семинарах.
Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.
Результат воспитания – ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.