Уроки информатики и ИКТ в начальной школе

Малахова Светлана Геннадьевна

 

Конспект открытого урока по информатике в 3-м классе

по теме «Носители информации».

Цели:

1.    Образовательные:

·        познакомить учащихся с наиболее распространенными носителями информации и раскрыть смысл понятия носитель информации на основе анализа примеров;

·        продолжить формирование активного словарного запаса;

·        научить детей распознавать и называть разные виды носителей информации;

·        обобщить сведения о носителях информации путем анализа примеров.

 

 

 

Конспект  урока по информатике в 3-м классе

по теме: «Обработка информации».

Цели:

1.    Образовательные:

·        познакомить учащихся с наиболее распространенными носителями информации и раскрыть смысл понятия обработка  информации на основе анализа примеров;

·        продолжить формирование активного словарного запаса;

·        научить детей обрабатывать информацию;

·        обобщить сведения о обработке информации путем анализа примеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka__nositeli_informacii.docx30.1 КБ
Файл konspekt_uroka_obrabotka_informacii.docx24.81 КБ
Файл 1.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 3классе «Информатика» Малахова С.Г. учитель МОУ СОШ №3 г.Вольска Саратовской области.

Конспект открытого урока по информатике в 3-м классе

по теме «Носители информации».

Цели:

  1. Образовательные:
  1. познакомить учащихся с наиболее распространенными носителями информации и раскрыть смысл понятия носитель информации на основе анализа примеров;
  2. продолжить формирование активного словарного запаса;
  3. научить детей распознавать и называть разные виды носителей информации;
  4. обобщить сведения о носителях информации путем анализа примеров.
  1. Развивающие:
  1. продолжить работу по развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся;
  2. продолжить работу по формированию информационной культуры;
  3. развивать любознательность и исследовательские качества ребенка.
  1. Воспитательные:
  1. продолжить работу по выработке сознательной дисциплины у учащихся;
  2. продолжить работу по формированию навыков поведения в компьютерном классе.
  1. Здоровьесберегающие: Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, гимнастику для глаз, релаксацию.

Педагогические задачи:

  1. Раскрыть смысл понятия и расширить представление учащихся о носителях информации;
  2. Научить пользоваться понятием «носитель информации» при ответе на вопросы;
  3. продолжить развитие наблюдательности, навыков описания и исследовательских навыков;
  4. инициировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся.

Ключевые понятия: носитель информации, носитель письменной информации.

Дополнительные понятия: бумага, береста, пергамент, электронный носитель, магнитный диск, компьютер.

Характеристика урока:

  1. форма организации:  беседа с элементами исследования;
  2. тип урока: комбинированный;
  3. стратегия: исследовательская, развивающая, опережающая.

Обеспечение урока:

  1. Учебник.
  2. Дидактический материал: различные носители информации, в том числе дискеты, лазерные диски и пр.
  3. Письменные принадлежности.
  4. Демонстрационный мультимедиа проектор и экран.
  5. Презентация к уроку  «Носители информации».
  6. Карточки с тестами.

План урока:

  1. Диагностическое тестирование.
  2. Создание положительной мотивации с помощью игровой ситуации.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
  5. Выполнение заданий в РТ.
  6. Физкультминутка.
  7. Компьютерный практикум.
  8. Подведение итогов, закрепление нового материала.
  9. Комментарии к домашнему заданию.

Ход урока

I. Организация класс (1-2 мин)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Игоревна. Я проведу у вас урок информатики.

II. Проверка усвоения изученного материала.  Опрос по темам «Информация. Источники и приемники информации» (5мин).

- Отгадайте загадки.

( Загадываю загадки о птицах, о домашнем  животном, о растении.)

- Вопрос. К какому источнику информации можно отнести отгадки?

( К естественному источнику информации)

- Загадываю загадки о журнале, газете.

 - Вопрос. К какому источнику информации можно отнести отгадки? 

( К искусственному источнику информации)

- Вопрос. Назовите приемник знаковой искусственной информации. (слайд №1)

-Вопрос. Через какие источники человек воспринимает информацию?  ( слово, рисунок,  текст.) (слайд №1)

III. Вступительное слово учителя. 

Человеческая память не может хранить бесконечное количество информации, что-то забывается. У некоторых людей память лучше, у других хуже, но ни у кого нет безграничной и вечной памяти. Но человечество постоянно получает новые знания, изобретает новые устройства, машины и т.д. и чтобы передать все свои знания следующим поколениям (детям, внукам, правнукам) требуется эти знания сохранить.

 Беседа

Учитель: - Сегодня мы рассмотрим, как ещё можно сохранить информацию.

Вопрос. Какие действия можно осуществлять с информацией? (Получать, хранить, обрабатывать, передавать, обмениваться.) ( слайд №2)

Вопрос. Какие действия с информацией мы уже рассматривали? (Обработка, обмен и передача.) ( слайд №2)

Учитель анализирует примеры, приведенные учащимися, уточняет и дополняет их, подводит итоги.

IV. Сообщение темы урока. ( слайд №3)

А теперь мы познакомимся с тем, как обычно люди хранят информацию. В своей памяти человек может хранить информацию о событиях, о своих чувствах и эмоциях, о различных фактах и пр.

 Благодаря тому, что человек способен запоминать, он может решать задачи, рисовать, писать, читать, то есть обучаться, может выполнять разную работу.

Работа с учебником. Чтение текста стр 19-22.

( А сейчас мы с вами используя главный носитель информации - учебник, обработаем полученные знания. Откройте страницу 19. Читайте  цепочкой.)

V. Обобщение сведений по теме урока.

1.Назовите первые источники информации? (слайд №4)

! Хранение и передача информации всегда связаны с вещественным носителем информации.

2.Назовите самый распространенный носитель информации? (Рассказать по слайду) Дети читают правило стр20. 

 Обобщение.    Бумага — очень древний и удобный носитель информации: она легкая, занимает мало места, ее можно свернуть, листы бумаги можно сшить в книгу. Все, что записано или напечатано на бумаге, может понять только человек. Другие живые существа на земле не могут читать и писать. 

Вопрос-задание. Приведите примеры, какую информацию можно сохранить (записать, напечатать) на бумаге? Дополнительная информация.  Часто требуется запомнить, а значит  сохранить информацию, например такую, как номера телефонов (свой домашний и номера телефонов учреждений, где работают родители, друзья, номер телефона скорой помощи и т. д.).  Свой домашний адрес, дорогу в школу, адреса друзей и родных, цены на товары и т. д.  Человеку трудно все это запомнить и длительное время хранить в памяти. Существуют специальные записные книжки и справочники, где записаны все телефоны и адреса.

3.Назовите случайные источники информации? Дети читают правило стр21.! Носителем информации можно назвать то, что содержит специально или случайно оставленные следы или записи с целью хранения или передачи информации.

 Ответ ученика. Другие носители информации: например, снег. На снегу можно оставить записи, следы. Однако их нельзя передать на расстояние и как только солнышко пригреет, и снег растает, исчезнет и сообщение на снегу.

! Магнитные и лазерные диски, магнитные ленты – это современные носители информации.

4.Назовите специальные носители информации? Дети читают правило стр22.

Дополнительный материал

Бывают еще магнитные носители информации. Например, дискеты или жесткий магнитный диск, кассеты для записи и проигрывания речи и музыки в магнитофонах. Есть еще лазерные диски или компакт-диски. Они отличаются от бумаги тем, что человек непосредственно не может прочесть записанную на них информацию. Это можно сделать только с помощью соответствующих технических устройств.

Вывод. Таким образом, чтобы сохранить информацию ее надо на чём-то записать или напечатать, можно ввести необходимую информацию в память компьютера хранить информацию в памяти компьютера очень удобно (если есть компьютер) в любой момент можно ее просмотреть, внести изменения, дополнить и сохранить новую версию. 

Гимнастика для глаз.

  1. И.п. – сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10-15с.
  2. И.п. – сидеть с закрытыми глазами. Не открывая глаз, круговые движения глазными яблоками, по 2-3раза в каждую сторону.
  3. И.п. – сидя. 1- с напряжением закрыть глаза (зажмурить). 2 – раскрыть глаза и посмотреть в даль. Повторить 3-5раз. Посидеть с закрытыми глазами 10-15с.

VI. Интерактивная игра

VII. Выполнение заданий в РТ (рабочая тетрадь)

Дети выполняют задание № 1,№2, №6, №7, №8

VIII. Физкультминутка.

Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.

(Руки к плечам, потом вверх, потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)

Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!

(Вращение головой в стороны.)

Энергично, как всегда,
Головой покажем: ДА!

(Подбородок прижать к груди, затем запрокинуть голову назад.)

Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.

(Приседания.)

Раз, два, три, чеканим шаг.

(Ходьба на месте.)

Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора:
За компьютер сесть. Ура!

IX.  Компьютерный практикум.

Воздух

Камень

Снег

Папирус

Носители

информации

Вода

Бумага

Дерево

(Дети садятся за столы.)

Х. Обобщение и подведение итогов

Можно выделить две группы носителей информации:

  1. человек может прочитать находящуюся непосредственно (бумага, картон, ткань, папирус, береста, камень и пр.);
  2. чтение и запись возможны только с помощью технических устройств (дискета, жесткий магнитный диск, компакт-диск, аудиокассета и пр.).

Вывод.  На носителе информация может храниться достаточно долго, ее можно просмотреть, передать, изменить.

Домашнее задание

Стр 17 №3, стр 18 №4, №5



Предварительный просмотр:

Урок в 3классе «Информатика» Малахова С.Г. учитель МОУ СОШ №3 г.Вольска Саратовской области.

 Конспект  урока по информатике в 3-м классе

по теме: «Обработка информации».

Цели:

  1. Образовательные:
  1. познакомить учащихся с наиболее распространенными носителями информации и раскрыть смысл понятия обработка  информации на основе анализа примеров;
  2. продолжить формирование активного словарного запаса;
  3. научить детей обрабатывать информацию;
  4. обобщить сведения о обработке информации путем анализа примеров.
  1. Развивающие:
  1. продолжить работу по развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся;
  2. продолжить работу по формированию информационной культуры;
  3. развивать любознательность и исследовательские качества ребенка.
  1. Воспитательные:
  1. продолжить работу по выработке сознательной дисциплины у учащихся;
  2. продолжить работу по формированию навыков поведения в компьютерном классе.
  1. Здоровьесберегающие: Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки
  2. Педагогические задачи:
  1. Раскрыть смысл понятия и расширить представление учащихся о обработке  информации;
  2. Научить пользоваться понятием «обработка числовой  информации» при ответе на вопросы;
  3. продолжить развитие наблюдательности, навыков описания и исследовательских навыков;
  4. инициировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся.

Ключевые понятия: обработка числовой информации, компоненты результатов действия,  программа (калькулятор)

Характеристика урока:

  1. форма организации:  беседа с элементами исследования;
  2. тип урока: комбинированный;
  3. стратегия: исследовательская, развивающая, опережающая.

Обеспечение урока:

  1. Учебник.
  2. Письменные принадлежности.
  3. Демонстрационный мультимедиа проектор и экран.
  4. Презентация к уроку  «Обработка  информации».
  5. Карточки с индивидуальными заданиями.

Примерный план урока

  1. Организационный момент (1—2 мин).
  2. Обобщение известных учащимся сведений по теме урока (3-4 мин).
  3. Новый материал по теме в виде эвристической бе седы (8-10 мин).
  4. Выполнение заданий в рабочей тетради (7-10 мин).
  5. Физкультминутка (2-3 мин).
  6. Компьютерный практикум (10 мин).
  7. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
  8. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход урока

I. Организация класс (1-2 мин)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Игоревна. Я проведу у вас урок информатики.

II. Проверка усвоения изученного материала.  Опрос по теме: «Хранение информации» (5мин).

  1. Для чего необходимо  запоминать и хранить информацию? (Люди хранила информацию, чтобы передать ее другим поколениям.)
  2. На каких носителях можно хранить информацию? (флэшка, диск, книга, и т.д)
  3. Какими способностями обладает человек, чтобы хранить в своей памяти информацию? (читать, писать,  и считать)

III. Вступительное слово учителя. 

Сейчас, ребята я с вами проведу магическую игру.  У вас на парте лежат магические листочки, произведем вычисление по моему заданию.

«Магическая игра». Задумайте число, которое меньше 10, но  больше нуля. Увеличь его в девять раз. Из полученного результата вычти задуманное число. Результат раздели на задуманное число. Если вычисления выполнены верно, то получится число 8.

Выполняя операцию вычисления, в какой форме вы предоставили информацию? (в числах)

IV. Работа с учебником

Прочитать правило в учебнике стр 67.

- Какие действия вычисления вы умеете применять при работе с числами? (деление, умножении, сложение, вычитание).

- Сейчас мы проверим, как вы умеете выполнять действия.

V. Работа в тетради:

Откройте тетрадь на странице 49- ой. Запишите число, какое сегодня число? Запишите.

Задание №1.

  1. Рисунок — это форма представления какой инфор мации? (графической)
  2. Что используют для представления числовой ин формации? (числа)

Задания: № 2, Упражнение 2 нацелено на отработку действий с числовой информацией (нахождение суммы).

Исходные числовые данные

Вид обработки данных

Результат обработки

38 и 11

Нахождение суммы

49

89 и 61

150

59 и 95

154

115 и 129

244

Задание №3 Упражнение 3 также нацелено на отработку действий с числовой информацией — на нахождение разности.

Исходные числовые данные

Вид обработки данных

Результат обработки

100 и 21

Нахождение разности

79

89 и 45

44

99 и 19

80

75 и 50

25

VI. Физминутка –музыкальная.

VII. Обобщение сведений по теме урока.

Прочитать правило на странице 68.

 Вывод. Обработать числовую информацию (числовые данные)- значит, осуществить действия над числами: сложение, умножение, вычитание, деление и другие.

VIII. Практическая работа

Вычисление с помощью программы  «Калькулятор».

IX.  Домашняя работа

Тетрадь №1. №4,№5 стр 52,53. Вопросы после текста темы « Обработка информации»


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

В мире информатики

Слайд 2

Приемником знаковой информации может быть только человек 24.06.2012 2 слово рисунок текст

Слайд 3

24.06.2012 3

Слайд 4

24.06.2012 4 Носители информации

Слайд 5

2010 ©Bolgova N A 5 КАМЕНЬ БЕРЁСТА Первые носители информации

Слайд 6

Случайные источники информации 24.06.2012 6 ПЕСОК ЗЕМЛЯ

Слайд 7

Специальные носители информации 24.06.2012 7

Слайд 8

24.06.2012 8 бумага снег дерево папирус воздух камень Носители информации

Слайд 9

24.06.2012 9