Моя педагогическая философия...

Круглова Елена Александровна

Эссе, которое было написано в рамках муниципального конкурса " Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя  педагогическая  философия.

  Если  учитель  соединяет  

в себе  любовь  к  делу  и ученикам,

                              он – совершенный  учитель.

Л.Н. Толстой

  Ещё  сидя  за  партой  в  школе, пыталась  представить  себя  в  роли учителя, а заканчивая  её, - о другой  про-фессии и не мыслила. Моя  мечта  сбылась. Поступила  в  Вольское  педагогическое  училище №2 им. Ф.И. Панфё-рова. С педагогами  повезло. Талантливый  педагог и ши-роко образованный  человек – Кисель Е.В. – как-то сказала: «Старайтесь не пользоваться методичками – иначе не будет ничего своего, потеряете  только  вам  присущий  стиль  об-щения  с детьми, свою  индивидуальность». Эти слова  в  дальнейшем  сыграли  решающую  роль  в  моей  работе. Я поняла: хороший  учитель  всегда  учится сам. Учится, рабо-тая над собой, учится, когда передает лаконично, доходчиво – это залог  успеха  преподавательской  деятельности. Может,  поэтому  я  поступила  в СГУ. И снова  лекции, занятия, экзамены… Не хотелось, чтобы  обо мне  сказали: «Нам не повезло с учителем». Ведь  учитель – это личность, которая  оказывает  сильнейшее воздействие  на  формиро-вание  духовного и нравственного мира  ребенка. А его улыбка? Это – солнце в классе, это настроение, понимание и одобрение.

    Параллельно с  основной  профессией  приобрела  специ-ализацию «школьный  психолог».  Снова ищу, пробую… По-другому  вижу  каждого ребенка, его психологию, тот микроклимат, в котором он живет. Всегда  думаю над вопросом: «Как организовать учебный  труд  детей, чтобы  он был радостным, успешным, чтобы  ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в уче-бе?»

  В свою работу  я стараюсь  целенаправленно вносить элементы  развивающего обучения, рекомендации учителей – новаторов, собственные методы и приемы  создания  положительного эмоционального фона учения и развития  детей.

  В результате  поисков, раздумий, практической  работы  у  меня  сложилась  собственная  система  обучения. В основе  ее лежат  идеи, убеждения  и принципы, которые  в  целом  представляют  мою педагогическую  философию. Ядро этой  философии – мое  убеждение, что ребенок – главная  цен-ность общества, выше  которой  ничего быть не может. Не зависимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, харак-тера, способностей, он, как сказано в Библии, «запертый  сад, запечатанный  источник». В каждом  ребенке  скрыт неизвестный  нам  потенциал, который  должен обязательно реализоваться. И мой  педагогический  принцип – очень осторожно и бережно помочь ребенку  раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов  в  учебной  деятельности в данный, кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение  личности, которую принимают и любят без всяких условий. Поэтому моя  позиция  по отно-шению к ребенку  такова: он – мой соратник, союзник, друг. И хочется, чтобы  каждый  ребенок  чувствовал то же по от-ношению  к  учителю.

  Что же думают ученики  об учителях? Каким хотят видеть современного учителя? Меня  всегда  волнуют  эти  вопро-сы. Проведя  анкету, интересно заметить, что детские  вы-сказывания  об учителе  характеризуют  его как  доброго, отзывчивого, справедливого, требовательного, любозна-тельного. Это учитель – друг, с которым  можно говорить не только о школе, а обо всем, что волнует детей, ведь в мечтах детей он видится веселым, спокойным, добрым и общительным. И я стараюсь  приблизиться к  этому  идеалу  учителя, а  иначе не  стоит  работать.

  Всякий  раз,  встречая  новый  день, думаю: «Что интерес-ного он принесет мне? Подарит ли  чудные  мгновенья общения с  моими  учениками? Какие  вопросы  задаст  сегодня? Смогу ли их разрешить?» Всегда  с  легким  волне-нием  открываю дверь школы, быстро вхожу  в  свой  класс: ведь  сейчас  появятся  мои  ученики.

                    В нашем классе

                    Как будто ничто не меняется:

И зимой, и весной на окошках листва

Та же тишина  по утрам дожидается,

                     Те же  взгляды  ребячьи,

                     И те же  слова.

Как обычно, дети входят в класс со словами приветствия,  с нескончаемыми вопросами, нехитрыми  просьбами, с без-граничной  доверчивостью, искренней радостью. Всматриваюсь  в  детские  лица, внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на все вопросы, а  самой  так  хочется  сказать вслух: « Дорогие  мои  ребята! Вы  самые  удиви-тельные  люди  на  свете. Ваша  доброжелательность, от-крытость, приветливость ни с чем не  сравнима. В вас нет  пока подозрительности, вы верите  в  добро, справедли-вость, счастье. Только где оно, счастье? Смогу ли я, ваш учитель, указать к  нему  дорогу? Как оградить вас от  всего дурного, грязного, что еще есть в нашей жизни? Как зака-лить? Как помочь? Вот он, огонек  доверия. Его легко пога-сить неосторожным прикосновением, резким  словом, рав-нодушным жестом. Как важно помнить о том, что в  дет-ской  жизни нет мелочей…  Вспоминаются  слова Руссо: «Любите  детство, будьте  внимательны  к  его играм и забавам, к его милому  инстинкту! Кто из вас не жалел подчас о том возрасте, когда  улыбка не сходит с  уст, когда  душа  наслаждается  миром?»»

  Мои  мысли  прерывает звонок.  Урок  начинаю  с  улыбки. Улыбка – мой  рабочий  инструмент. Она, как  говорил Экзюпери, объединяет. И это действительно так. Уже  све-тятся  навстречу  мне доверчивые  лица. Детская  душа  желает  приобщиться  к чуду. Моя же  роль – помогать ученикам  отыскивать чудеса на каждом  уроке. Мы  вместе  с  детьми дерзаем и творим, ищем  ответы  на  волнующие нас  вопросы, и я  радуюсь  тому, что мои питомцы не боят-ся их задавать. Ребята  дарят  мне  минуты  фантазии и вооб-ражения, вдохновения  и творчества, а я с любовью все при-нимаю. А каким  должно быть при этом слово  учителя? Конечно, непринужденным, задушевным, утверждающим атмосферу  доверия, чистосердечности, общности, иначе поиск  чудес не состоится…

На эту  тему  можно много размышлять, но рамки  этого краткого эссе не предполагают этого. Поэтому  мне  хочется  закончить свою работу  такими  строками:

                     «Нам не дано предугадать,

                       Как наше  слово отзовется.

                       Посеять в душах благодать,

                       Увы, не всякий  раз дается.

                       Но мы  обязаны  мечтать

                       О дивном  времени, о веке,

Когда цветком  прекрасным стать

                      Сумеет личность человека.

                       И мы обязаны  творить,

                       Презрев все тяготы  мирские,

                       Чтоб истин светлых заложить

                        Зачатки в души молодые,

                       Чтоб верный  путь им указать,

                       Помочь в толпе не раствориться…

                       Нам не дано предугадать,

                       Но мы обязаны  стремиться!»