Почему так трудно детям в школе?

Прокофьева Наталия Вадимовна

 

Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для  приятного времяпровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени – то нам всегда и не хватает. В школах  появляются новые технологии, а  первоклассникам  очень трудно  в школе. С чем это связано? Какие причины дошкольной жизни мешают быстро и безболезненно адаптироваться  к школьной жизни? 

         Хочу начать наш сегодняшний разговор с китайской пословицы: «Цветы будущего – в семена настоящего».

Знаете ли вы,  что запоминается  в душе ребенка в период от рождения до 12-ти лет, начинает проступать   в самостоятельных поступках в периоде от 12-ти до 24-х лет.

Сегодня  я хочу обратить     ваше внимание на тот этап в развитии детей, на котором  родители       могут и должны больше всего помочь своим детям.

Сегодня  пойдет речь об  этико- психологической подготовке к школе детей вместе с родителями.

         Что  является ее стержнем? Что ребенку не под силу?

         Стержнем этико-психологической подготовки ребенка к школе является развитие диспетчерской программы.

 Что это такое?   

         Начнем с нас, взрослых. Знакома ли вам ситуация, когда мы, взрослые беремся за какое – либо дело  и никак не можем переключиться на другое, пока первое не закончим. Бывают такие диспетчерские  фанатики и на работе, и дома: пока деталь не доточит, домой не пойдет, пока все не достирает, в гости с мужем не двинется. Встречается у нас, у взрослых, и неумение заканчивать дело: начал одно, вдруг бросил, хотя точно знал, что бросать нельзя, и побежал каким-то другим делом заниматься, не доделал и второе дело – переключился на третье. Хотя причины у взрослых в этих случаях, как ни печально, такие же, как     и у детей, но по виртуозности объяснения и самооправдания   они детей превосходят.

Возьмем еще один типичный случай, знакомый каждому – отлынивание от важного дела, за которое почему-то никак не взяться. Целый вечер маешься, ходишь по квартире, зачем-то кому-то звонишь и никак не можешь начать, взяться за дело.

Почему так маялся взрослый? Чего ему  не хватало, чтобы начать? Что он искал и чего ждал?

Оказывается, он искал внешней команды: вот придет мама с работы, накричит, и по ее крику, как ко команде, я включусь в работу. А мама не приходит,  мамы уже на свете нет,  а маята осталось. И ожидание  осталось. И причина осталась: крика- команды нет, и дела нет!

Что нужно делать для того, чтобы наши дети так не маялись в будущем?

Тренировать его управляющую программу в очевидных играх, осложняющих самоуправление. Каждый родитель может увидеть модель будущего поведения ребенка в школе на примере игры в малом коллективе!

         Я приведу примеры  игр с мячом и свистком, которые  на мой,  взгляд очень показательны и имеет далеко видущие выводы. Правила игры такие: используются  две команды 1 свисток – команда, разрешающая ловить мяч, два свистка – команда, запрещающая ловить мяч. Если ребенок услышал 2 свистка -  он должен остановить свое желаемое действие и мяч не ловить и не бросать, затормозить уже начавшееся движение рук. Эти умения, особенно последнее умение остановить себя, по силам не каждому ребенку. Он уже услышал два свистка, и ловить значит нельзя, но его руки так и тянутся и хватают мяч. И только тут, наконец, команда запрета срабатывает, и он бросает этот злополучный мяч, стремясь избавиться от него. Управляющая, диспетчерская программа не справилась со своей задачей.  На  примере игры в малом коллективе  можно предсказать родителям модель будущего поведения ребенка в школе. В малом коллективе не так велико число отвлекающих факторов. Представьте себе, что же на него обрушивается в школе, когда он должен будет не обращать внимания на блестящую ручку соседа, на новую книжку соседки, на пинок сзади или отнятый карандаш, на поиск линейки в собственном портфеле, на  исчезнувшую в это время с парты тетрадь по математике… В итоге  первые полгода учитель вынужден, к сожалению, тратить время не на  питание детей  школьными знаниями, а на приучение их нормам поведения, к правилам самоуправления, без которых он в классе присутствовать, как ученик, конечно не может.

         Важнейшим критерием готовности ребенка к школе является умение выполнять в цепочке друг за другом не менее 5-ти команд. Например, по первому свистку добежать до двери,   по второму – закрыть дверь, по третьему – вернуться и спрятаться под столом, по четвертому вылезти из под стола, по пятому – схватить мяч со стула и принести ведущему. Команда в этом случае поступает извне, и по этой команде диспетчерская программа «включает» ребенка в действие. Эта программа будет в дальнейшем помогать выполнять внутренний план действий и останавливать    ребенка в случае неразумности этого плана.          Прежде чем начать уроки, он должен сначала мысленно представить последовательность выполнения, называемую психологами внутренним планом действия.

         Приведу еще один пример типичной недоразвитой  диспетчерской программы. Я, думаю, вы как  родители, очень часто  сталкиваетесь с тем, что ребенок якобы заигрался. Вы его зовете – раз,  вы его зовете – два, вы  его зовете – три, а он так и не идет. Вы никогда не задумывались, почему? Говорят, он увлекся, ему трудно оторваться. И всего-то? Это не  совсем все! Он не может самостоятельно прервать начатое игровое действие и вынужден дожидаться либо его окончания, либо команды извне. У него нет умения формировать внутреннюю команду остановки, внутреннего  сигнала «Остановись!», по которому он, раз – и остановился. Поэтому ему требуется помощь извне, чтобы со стороны кто-то надавил и заставил, чтобы   со стороны взрослых была подана внешняя команда.

         Прежде, чем учиться по- настоящему управлять собой, ребенок начинает активно учиться управлению собой по внешним командам. Это происходит, в основном, в период с 5-ти до 7-ми лет, так называемый период испытания взрослых, когда дети вдруг начинают активно не слушаться и вроде даже делают  все назло. Ты ему говоришь одно, а он тебе другое. В этот период ребенок входит более сознательным человеком, хотя еще не понимает, почему он так себя ведет, почему не слушается взрослых. Чтобы научиться подчиняться хотя бы внешним командам и останавливать себя по ним, надо     сначала их получить от взрослых.

         И вот ребенок уже взрослый, и понимание есть, что надо делать, а самому никак не сесть за уроки, пока мама не заставит. Он доведет маму до исступления, чтобы она, наконец, набросилась на него чуть ли не с кулаками, и только тогда, оказывается, его внутренний диспетчер – диспетчерская программа – запустит   необходимый перечень действий,  связанных с выполнением уроков, только тогда он соблаговолит что-то делать. Что бы этого не было после 12-ти лет, особенно нужна родительская любящая твердость с 5-ти   до 7-ми лет. Поэтому с 5-ти до 7-ми лет у многих народов   разрешены наказания. До 5-ти лет наказания еще бессмысленны в силу непонимания детьми, что такое  «вина».

         Вот почему на внешнем плане этот период называют периодом испытания взрослых, а на  внутреннем плане развития ребенка – периодом послушания.  Если в этот период ребенок не научился  слушаться, то в дальнейшем не ждите от него умения слушать взрослых, особенно после 12-летнего перехода рубежа и до 18-19-ти лет будет очень трудно.

         Вернемся к игре.

         Как вы считаете по  каким признакам можно судить, что ребенок включился в коллективную игру?

         Рассмотрим следующие ситуации:

Передо мной стоят дети, и  я каждому бросаю мяч, один свисток – один бросок, поймал мяч – назови свое имя, услышал еще один свисток – бросай мяч обратно. Одному бросила – мяч вернулся ко мне, другому  бросила –  опять  мяч у меня и так далее. Все играют правильно, по двум свисткам останавливаются, не хватают мяч, как раньше, и не бросают его.

         Включаются ли дети в коллективную игру?

         Нет, каждый играл со мной индивидуально!  И каждый играл сам за себя и потом каждый тут  же за себя пережевал. Стоит только детей поставить по кругу и дать мяч через одного и попросить по одному свистку передавать свой мяч соседу влево или вправо, в зависимости от договоренности, как игра распалась. Во втором случаи игра стала внутренне коллективной и приблизилась к модели коллективной  формы обучения.

Дети  успевают только смотреть и принимать, их  не хватает на отдачу.

         Дети трудно включаются на несколько действий. Обычно мы говорим, что не хватает объема внимания. Ребенок получил огромное количество информационно-значимых сигналов на вход диспетчерской программы. Нужно было отобрать информацию, выбрать правильную цепочку движений и запустить ее. Другими словами не хватило мощности диспетчерской программы.  Без игровых  ситуаций эту программу развивать не возможно. С 5-ти до 7-ми лет легко погрузить их в такие игры, но попробуйте сделать это после 12-ти лет, когда они просто уже не могут слушать взрослых, как раньше. Современные дети не играют в коллективные игры. А вспомните себя детьми. Мы постоянно играли  вместе во дворах – Али – баба и 40 разбойников, пятнашки, считалки, краски ….

         Как вы думаете, чему  учили нас эти игры. Мы развивали с вами диспетчерскую программу.

         Необходимость психологической подготовки ребенка к школе понимали еще и советские  специалисты, ратуя  за обучение с 6-ти лет. К сожалению, многие родители  увлекаются не подготовкой к коллективным формам обучения, требующих навыка самоуправления в коллективе, а просто развитием ребенка: учат считать, читать, писать и знать. Научив ребенка читать, мы не  решаем проблему его внутренних трудностей, а просто ликвидируем ее внешние проявления. В итоге сталкиваемся с тем, что хорошо подготовленный ребенок, с точки зрения родителей, не успевает в школе. Как раньше у него была аллергия к детскому саду, так теперь у него может появиться аллергия к школе.      

         Развитие диспетчерской программы в каждом ребенке – это стержень его психологической подготовки к школе. Диспетчерская программа лучше всего развивается в трудовой деятельности. Только она сможет справиться со школьными и жизненными трудностями. Только она может остановить нахлынувшее «хочу» и заставить ребенка делать то, что «надо», и сделать это «надо» по совести. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя».      Как это сделать?

Дорогие родители! Не упустите важнейший  период развития ваших детей – период с 5-ти до 7-ми лет! Это не только период послушания, период испытания взрослых, но это и начало трудового становления.

         Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной, где попало игрушки, взрослые переходят к укладыванию ранца. 

         Не будете давать своим детям трудиться в период трудового становления, не надейтесь на их помощь после 12-ти лет.

         Теперь же, после 7-ми,  вас ждет новая проблема – ребенок входит в период ученичества и должен научиться работать, а как этим базисным умением овладеешь, если учеба – тоже труд, а трудиться  - он не научен? Я думаю, вам теперь понятно, почему дошкольный трудовой навык важнее умения читать, писать, считать, танцевать, петь и всего остального.

         Если вы сегодня   узнали своего ребенка , не приходите в ужас от мысли: « Так вот что ждет после 12-ти…», и пусть не опускаются ваши руки, и после  12-ти нужны ваши сильные руки, как не на ваши руки, может опереться ваше чадо?