Как собрать портфолио учителя.

Люлякина Ирина Юрьевна

По какому принцепу собирать портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sobrat_portfolio.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. «Общие сведения о преподавателе»

личные данные                                                                        Примерные разделы портфолио

Раздел I. «Общие сведения о преподавателе». Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога:

  1. фамилия, имя, отчество, год рождения;
  2. копии документов об образовании (что и когда окончил, полученная специальность, квалификация по диплому);
  3. трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
  4. копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней;
  5. копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма;
  6. копии дипломов различных конкурсов;
  7. другие документы по усмотрению аттестуемого.

Раздел II. «Научно-методическая деятельность». В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

  1. материалы,  в  которых обосновывается  выбор  аттестуемым образовательной программы     и комплекта  учебно-методической литературы;
  2. материалы, в которых  обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий;
  3. материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  4. использование     информационно-коммуникационных     технологий     в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.;
  5. работа  в  методическом  объединении,   сотрудничество   с  методическим центром, МИОО, ВУЗами и другими учреждениями;
  6. участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в методических и предметных неделях;
  7. организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
  8. проведение научных исследований;  разработка авторских программ;
  9. написание   рукописи   кандидатской   или   докторской   диссертации; подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
  1. сценарии   внеклассных   мероприятий,   фотографии   и   видеокассеты  с
    записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии,
    КВНы, брейн-ринги и т.п.);
  1. программы кружков и факультативов;  
  2. список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  3. другие документы.

                Раздел III. «Результаты  педагогической  деятельности».  В раздел помещаются: материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ  и  сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

  1. сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года
    на основании:

        - контрольных срезов знаний;

                        - участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах;

  1. результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие
    медалистов;
  2. поступление в вузы по специальности;
  1. победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  1.  и т.п.

        Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого преподавателя за определенный период.

  1. Раздел  IV.   «Учебно-материальная база». В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:
  2. список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  3. список наглядных пособий (макеты,  таблицы,   схемы,  иллюстрации, портреты и др.);
  4. наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
  5. наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы
    виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
  6. аудио и видеопособия;
  7. наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
  8. измерители качества обученности учащихся;
  9. другие документы по желанию преподавателя.

Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). В ней необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории (см. выше). Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестуемого.

Объем введения (пояснительной записки) –  3 - 6 страниц, (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный).

При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие титульного листа, четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц). Например:

Оглавление

  1.         3
  2. копия диплома об образовании                                                        4
  3. копия удостоверения о повышении квалификации                        
  4. копия удостоверения к медали                                                
  5. копия диплома кандидата педагогических наук                
  6. копии Почетных грамот                                                                  
  7. и т.д.

Общий объем материалов портфолио должен быть не менее 30 и не более 70 страниц формата А-4. Художественное оформление портфолио не оценивается.

Портфолио представляется аттестуемым в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до квалификационного испытания.

С содержанием портфолио должны ознакомиться заранее не менее двух членов экспертной группы. Они рассматривают представленные материалы и пишут рецензию. В рецензии указывается:

  1. соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию;
  2. полнота  раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого;
  3. положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
  4. общая оценка работы;
  5. другие позиции по усмотрению рецензента.

Для презентации методического портфолио, основная цель которой – в короткое время представить результаты проделанной работы за определенный период - аттестуемому отводится 10-25 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Члены экспертной группы могут задать вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5-7). Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

Обсуждение результатов защиты портфолио проводится на закрытом заседании экспертной группы без присутствия аттестуемого. В ходе заседания обсуждаются представленные аттестуемым материалы, и определяется степень их соответствия заявленной квалификационной категории.

Оценка представленного аттестуемым портфолио производится экспертами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к заявленной квалификационной категории, бинарным способом («+» или «-»).

Считается, что педагог успешно выдержал квалификационные испытания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:

        1)     преподаватель:

- ведет активную работу в методическом объединении;

-  использует на уроках различные методы и формы работы;

-  учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;

-  знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся;

2)   познавательная активность учащихся высокая, студенты показывают устойчивые положительные   результаты    по    итогам    проверки   уровня обученности,   принимают участие   в      областных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и т.п.;

3)        внеклассная работа по предмету проводится постоянно;

4)    учебно-методическое   и   техническое   оснащение   кабинета   соответствует современным требованиям и постоянно совершенствуется.

При экспертизе портфолио обращается внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценивается степень участия в них аттестуемого (активно: автор, выступающий, консультант; пассивно: слушатель, наблюдатель).

При проведении экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности аттестуемого указывается, использованы ли результаты его работы в деятельности ОУ, на уровне  города, области. Если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены.

При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике ОУ, города и республики.

Выводы и рекомендации членов экспертной группы, определяющие степень реализации педагогом своих профессиональных интересов, возможности и способности к дальнейшему развитию, доводятся до аттестуемого.