Формирование основ нравственного самосознания младших школьников через участие в «Тимуровском движении»

Хисматуллина Раиса Гараевна

 

Формирование основ нравственного самосознания младших школьников через участие в «Тимуровском движении»

 

 

«Замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,  где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.»

 В.А.Сухомлинский

 

 

 

 

 (Найти проблему) Современное общество остро нуждается в духовно-нравственных людях с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющих эти способности реализовать во имя счастья.

(Актуальность) Мы много слышим и сами часто говорим, что главная  задача в том, чтобы помочь каждому ребенку стать свободной, творческой и самостоятельной личностью..  Но как этого добиться? На этот вопрос нет готового ответа. Но есть конечная цель - «Портрет выпускника начальной школы».

В основной образовательной программе начального общего образования нашей гимназии,  в разделе «Программа духовно-нравственного и гражданско -  патриотического воспитания обучающихся на ступени начального образования», одним из направлений воспитательной работы является «Тимуровское движение». Программа эта ориентирована на становление личностных характеристик выпускника. Личностное развитие учащегося подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:

  • понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре (знаково-символьные универсальные учебные действия (далее - УУД));
  • владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);
  • умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).

 Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД.

В чем новизна? Тимуровское движение – не новая по сути, но как одна из форм работы, может помочь в достижении поставленных задач. Здесь и формирование патриотических чувств, и воспитание уважения к старшему поколению, умения сопереживать, мотивация желания помочь слабым, и многое другое…

Мы ставим перед собой цель: Создание  условий  для формирования и гармоничного   духовно – нравственного и патриотического  развития личности каждого ученика, учитывая его    природные задатки, условия жизни и воспитания его  в семье, школьном коллективе. 

Для начала просмотрим еще раз, на какие процессы  нужно обратить внимание:

  • формирование самосознания и ценности человеческой жизни;
  • развитие творческого потенциала учащихся путем реализации его в различных сферах деятельности;
  • формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуры общения;
  • Воспитание уважения  к закону, развитие  гражданской ответственности к общественным ценностям;
  • Воспитание  положительного  отношения к труду, развитие  потребности в творческом труде, честности и ответственности;
  • Воспитание  и развитие  потребности в здоровом образе жизни.

 «Покажи мне, и я увижу; расскажи мне, и я услышу; вовлеки меня, и я научусь» - гласит восточная мудрость.

Мы считаем, что эти слова очень актуальны и в наши дни. В процессе совместной работы необходимо объединить усилия педагогов, родителей и детей.

Исторически сложилось так, что целое поколение наших сограждан как бы «выпало» из процесса духовно – нравственного воспитания. И сейчас необходимо создавать  зону ближайшего развития для всех участников такого взаимодействия . Когда дети участвуют в благотворительных акциях, вместе с ними участвуют и их родители. Благодаря их пониманию мы собираем вещи и средства для помощи нуждающимся. Очень активны родители начального блока в проведении ярмарок солидарности.

Тимуровское движение является частью гражданско-патриотического направления воспитательной работы.

За время работы с классом мы многое успели. Даже  то, что они принадлежат к какой-то особой группе ребят, уже им интересно.  Готовясь к мероприятиям, мы изучаем родной край, узнаём о нём много нового. Участвуя в благотворительных акциях, мы учимся сопереживать и пропускать чужую боль через себя.

Важными формами организации совместной учебной деятельности, общения и взаимодействия детей выступают проектная деятельность  совместная продуктивная деятельность и межвозрастное взаимодействие.

Развивается гражданская ответственность, честность и справедливость по отношению к своим товарищам и к своим поступкам.

Очень часто мы обсуждаем правила здорового образа жизни.

Ко всем мероприятиям ребята всегда подходят творчески.

Мы учимся создавать социальные проекты. Одним из таких социальных проектов явилось празднование 23 февраля. Помимо участия в городских акциях, мы разработали дополнительно выпуск поздравительных листовок для всех служивших в рядах Российской Армии и расклеили их во дворах; провели классный час с приглашением ветеранов труда, где ребята расспрашивали о службе, провели в классе небольшое мероприятие для будущих защитников Отечества, где сами ребята доказывали мысль о важности служения Отечеству.

Организация  совместной продуктивной деятельности (СПД)

Важнейшими условиями организации СПД являются:

- последовательная смена совместных форм работы учащихся с учителем и одноклассниками в процессе  подготовки к мероприятиям. Это разработка презентаций, составление планов работы.

- ориентация каждого ученика на творческую деятельность ;

- ориентация с самого начала на получение нового социально значимого продукта деятельности. Например, совместное написание сценария для проведения утренника, сказки для презентации отряда, очерка для стенгазеты, стихотворения для поздравления мам с праздником и пр.

- максимальная актуализация и привлечение личного опыта учеников как в сфере знаний, представлений, умений и навыков в учебном предмете, так и в сфере межличностного общения и отношений.

-  многообразие  форм совместной деятельности, планируемых в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими, личностными особенностями учащихся и спецификой изучаемого предмета при сохранении общего принципа утверждения норм взаимного уважения, равенства и сотрудничества всех участников СПД.

Перечисленные условия обеспечивают формирование регулятивных и познавательных УУД.

Межвозрастное взаимодействие (МВВ) учащихся

           МВВ является значимым фактором, обеспечивающим преемственность поколений,  формирование  гармонической личности и детского коллектива, Адекватно организованное МВВ обладает значительным воспитательным потенциалом, создает зону ближайшего развития для всех участников такого взаимодействия в направлении развития самосознания, морально-нравственного развития, способности саморегуляции, самостоятельности  и автономии старших участников взаимодействия, чувства ответственности за другого человека. Межвозрастное взаимодействие в тимуровской работе осуществляется в процессе совместной работы с ветеранами комплекса. Мы часто встречаемся с председателем совета ветеранов Автозаводского района Годалиной Л.Р. Она сама с удовольствием приходит к нам в гимназию на общие мероприятия, приглашает на классные часы заслуженных людей города: ветеранов труда и первостроителей КАМАЗа.

Поздравляя ветеранов с праздником, и, собирая информацию о них для виртуального музея, ребята о многом задумываются. В них просыпается интерес  и к своим корням. Они рассказывают и своих дедушках и бабушках.

          В прошлом учебном  году успешно провели насколько мероприятий с младшими ребятами в детском саду №50. Это были мероприятия по «Правилам ДД» и  «Азбука вежливости.

        Самым запоминающимся мероприятием стала  поездка на «Пост №1» нашего города. Ребята с восторгом рассказывали о своих впечатлениях. Планируем  съездить туда всей начальной школой

        В процессе межвозрастного взаимодействия формируются коммуникативные УУД.

       Ребята начинают чувствовать себя неотъемлемым звеном между прошлым и будущим. Ощущают свою значимость, и это придает им уверенности. Именно себя они ощущают поколением «NEXT», теми патриотами, кто должен продолжить служение Родине.

       И пусть у нас не всегда всё получается по задуманному сценарию. Но не на словах, а на деле проверяется плечо друга и только в процессе  преодоления трудностей ребята приобретают жизненный опыт.

 

         Хочу сказать большое спасибо всем классным руководителям и ребятам, которые активно участвовали в акциях, приносили вещи и игрушки, участвовали в сборе макулатуры , в выставке открыток ,  в ярмарке милосердия.

          Наиболее активными среди них были классы Некрасовой Ирины Анатольевны, Тодоровой Юлии Рафаиловны (их классы принесли самое большое количество вещей), Кравченко Ольги Александровны, совместно с которой был организован выезд в «Мэрхэмэт».

           И, в заключении, о проблемах.

Есть такое крылатое выражение : «Критикуешь - предлагай, предлагаешь- помогай!»

 Но только один или два отряда не могут решить проблему духовно – нравственного воспитания. Поэтому предлагаем создать в каждом классе тимуровскую комиссию (2-3чел). Возможно создание команды – при желании детей. Предполагаем, что в данном случае работу можно вывести на новый уровень. Ведь в гимназии всегда есть работа, где ребята могли бы приложить свои руки и предложить светлые идеи. А мы, в свою очередь, подумаем, как можно отметить хорошую работу и помощь.