"Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

                                                  Гегель, Георг Вильгельм Фридрих

 

               Духовно-нравственное  воспитание личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях оно приобретает особое значении, так как  сейчас,  все чаще можно встретить жестокость и насилие.  Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа,  решая задачи воспитания, должна  опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ребенку  определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

           В данный период происходит формирование духовно-нравственной позиции ребенка, его эмоций, чувств, мышления, социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем ребенка мире. Это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Другими словами, духовно- нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения. Наше общество нуждается в образованных и  нравственных людях; в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников  как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

          Ребенок, который может понять и правильно оценить чувства другого человека,  в сознание и сердце которого прочно вошли такие понятия, как Доброта, Дружба, Справедливость, Сострадание, Любовь, Щедрость (материальная и духовная) имеет намного более высокий уровень эмоционального развития, коммуникативных навыков, личностного потенциала в будущем, устойчивости в стрессовых ситуациях.

 Духовность и нравственность – два понятия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воли — в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.

Школа призвана в первую очередь, воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа, глубоко знающего и трепетно относящегося к своей истории, вере и культуре. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Педагогу для решения данных задач требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание учащихся.  Все предметы, преподаваемые в учреждении, включают элементы духовно-нравственных ценностей.

В своей работе,  направленной на формирование духовно – нравственного воспитания младших школьников,  мы ставили перед собой следующие задачи:

·        гармонизация духовно- нравственной  сферы личности младших школьников;

·        способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, доброта, честность и др.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей;

·        формирование отрицательного отношения к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления;

·        способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество;

·        формирование устойчивой положительной нравственной самооценки ребенка, воспитание желания и готовности помогать другим людям;

·        развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

  Только,  опираясь на систему тесного взаимодействия с педагогами  и родителями детей,  мы   содержательно выстроили  работу по разработке комплекса развивающих мероприятий,  направленных на гармонизацию духовно-нравственной сферы.

Одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня, нерушимое историко-культурное достояние. Мы должны показывать  учащимся, что слово дано для правильного общения. Судьба наша в словах, которые мы произносим. Наша будничная речь привычна для нас как дыхание, но она у одних людей  наполнена светом, добротой, у других искалечена лукавой лексикой, нецензурной бранью.

         Основным  инструментом,  посредством  которого  мы   направляем  и  организуем  деятельность  ребенка, обычно  являются  задания,  которые    ставим  перед  ребенком при чтении  и  анализе  притч,  басен,  назидательных  рассказов;  этических бесед, текстов учебника окружающего мира. Для  их  эффективности  нужно,  чтобы  они  были  внутренне  приняты  ребенком,  от  этого  зависит  правильность выполнения   задания.  Методы  достигают  цели,  когда  у  детей сформировалась  готовность  активно  включаться  в  предусмотренную  содержанием  воспитания  деятельность.

        Хороший  рассказ не  только  раскрывает  содержание  нравственных  понятий,  но  и  вызывает  у  школьников  положительное  отношение  к  поступкам,  соответствующим  нравственным  нормам,  влияет  на  поведение.

     Рассказ  мы сопровождаем  иллюстрациями о живописи,  художественными  фотографиями,  изделиями  народных  умельцев.  Усиливает  восприятие и хорошо  подобранное  музыкальное  сопровождение.  В учебниках для начальной школы достаточное количество  текстов о духовно-нравственном воспитании. Немаловажное   значение придаю обстановке для беседы.  Стараемся,  чтобы  знания по обсуждаемой теме   сохранялись  как  можно  дольше. 

     Объясняем  детям, что жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обсуждаем поведение литературных персонажей, учимся анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы, что не  только  желательно,  но  и так необходимо в нашей жизни.  Вовремя и   к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  ребенка   от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном поведении и поступке.

     Естественно,  что  воспитание  зависит  и  от  личного  примера учителя,  его  поведения,  отношения  к  детям,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно.  Кроме  того,  сила  положительного  воздействия  педагога  будет  возрастать  и  тогда,  когда  дети   убедятся,  что  между  его  словом  и  делом  нет  расхождений,  ко  всем  он  относится  ровно  и  доброжелательно.

  В своей деятельности мы использовали следующие формы работы с детьми:

·        индивидуальные занятия с детьми;

·        интегрированные занятия;

·        совместно с родителями детей создание «Книги Добрых дел» нашего класса;

·        обмен между классами  «Книгами Добрых дел», презентация детьми своих рассказов;

·        беседы с детьми на духовно-нравственные темы;

·        проведение выставки «Уроки Доброты» (демонстрация изготовленных детьми поделок, рисунков по мотивам рассказов из серии книг;

·        тематические беседы с детьми;

·        посещение храма в с. Песчанка, Новооскольского района.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала к внеклассным мероприятиям  считаем  создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание и интерес ребенка. Обсуждение просмотренных презентаций, в которых затрагиваются вопросы морали, являются богатым источником для выработки этических норм, необходимых в повседневной жизни общества и в жизни ученического коллектива. Успешность данного вида деятельности в формировании духовно-нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых технологий. 

Родители регулярно привлекаются к проведению мероприятий, что ведет к укреплению престижа семейного образа жизни в обществе, повышение ответственности семьи, отцовства и материнства за рождение, воспитание и благосостояние детей, благоприятных условий воспитания детей и  укрепление связей поколений.

Жизнь сложна и каждый день может предложить всякие нестандартные ситуации, и очень важно знать, как проявят в будущем себя наши ученики. Всем ли хватит мужества совершить добро?

     Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

     Рвануться на выручку нужно, в любую минуту всегда.

     И если кому-то, кому-то поможет, твоя доброта, улыбка твоя,

     Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,  годы живешь ты не зря!

 

Используемая литература:

 

1.     Богданова О.С., Амосова Р.Г. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М., 1979.

2.      Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.

3.     Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001 №6.

4.     Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). – Минск: 1976.

5.     Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. Классный руководитель. 2003. № 4