Исследовательская работа "Зачем нужен уход за зубами и влияет ли зубная паста на прочность зубов?"

                                                

                                                                                                                                                                                                   «Если хочешь научить меня  чему-то,

                                                                                                                                                    позволь мне идти  медленно… дай мне

                                                   приглядеться … потрогать и 

                                                              подержать в руках, послушать,

                                                            понюхать и, может быть, попробовать

                                                               на вкус… О, сколько всего я смогу найти 

                      самостоятельно!                 

                      В Концепции модернизации  российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивности мышления, которые сами могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих  с детьми,   как с дошкольного возраста, так и младшего школьного возраста, то есть стоящих у истоков становления личности.

                Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст.14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможна лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности.

                Педагоги нашей школы проводит большую работу во включение детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать новые и новые свойства предметов, замечать их свойства и различия. Ведь исследовательское поведение для ребенка – это главный источник получения представлений о мире. И наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования,  поиске метода его изучения,  сборе и обобщении материалов, доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании. Умозаключения детей основываются  на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую получает от учителя. Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.

              Для участия в конкурсе нами была выбрана самая актуальная, интересная тема: «Зачем нужен уход за зубами и влияет ли зубная паста на прочность зубов?».

       Выполнили:Чурбаков Илья,  Пакулев Стас,   учащиеся 4 класса

                 Руководитель: Гамова Елена    Николаевн  учитель начальных   классов

 

 В своей деятельности мы опирались на:

а) принципы развития ребенка:

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);

- дифференцированный подход (решаются задачи эффективной помощи в совершенствовании личности ребенка);

- активная деятельность (включение в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

- творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой  и продуктивной деятельности, приобретение собственного опыта).

б) методы проведения:

- беседа, наблюдение,  игра;

- практическая работа;

- эксперимент;

- коллективное и индивидуальное исследование;

- самостоятельная работа.

в) межпредметные связи.

В процессе исследовательской деятельности формировалась компетенция младших школьников:

- умения и навыки самостоятельного исследования деятельности;

- навыки овладения научными терминами в той области знаний, в которых проводилось исследование;

- умения формировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;

- навыки овладения теоретическими знаниями по выбранной теме  и шире, умения оформлять свою  работу.

Вся исследовательская работа складывалась из трех этапов: разработка, практическая реализация и защита. Наиболее трудоемким компонентом являлся первоначальный этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделялось наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию замысла в строгом соответствии с поставленной целью. В процессе поиска необходимой информации были изучены книги, журналы, энциклопедии, разрабатывалась вся необходимая документация, были подобраны материалы.

Второй этап работы – это материализация замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок и практическая деятельность.

И вот – третий этап – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели.

В результате проделанной работы учащиеся нашей школы имеют представления об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, знают, как выбрать тему и структуру исследования, умеют видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы.

 

Рекомендации учителя при подготовке к конкурсу «Я – исследователь».

 

Я – исследователь…

Как выбрать тему исследования?

Начало любого исследования - это тема твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

        Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы можешь дать,  либо устно, либо письменно):

*        Что мне интересно больше всего?

__________________________________________________        

*        Чем я хочу заниматься в первую очередь (матема- 
тикой или поэзией, астрономией или историей,
спортом, искусством, музыкой и т. д.)?

*        Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

__________________________________________________________________

*        По каким учебным предметам я получаю лучшие
отметки?

__________________________________________________________________

*        Что из изученного в школе хотелось бы узнать
более глубоко?

__________________________________________________________________*        Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

__________________________________________________________________

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

Какими могут быть темы исследования

        Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

*        фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

*        экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

*        теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных ис- точниках.

      Запиши тему своего исследования:

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

       Запиши цель своего исследования:

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Запиши задачи собственного исследования:

 

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИ

Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:

*        предположим...

*        допустим...

*        возможно...

*        что, если...

Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования.

Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную - на второе и так далее.

Предложим,__________________________________________

Допустим,___________________________________________

Возможно,___________________________________________

Что, если___________________________________________

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

                        Как составить план работы

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) -способ, приём познания явлений окружающего мира.

Предлагаем тебе список доступных методов исследования:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги о том, что исследуешь;

- спросить у других людей;

- познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;

- обратиться к компьютеру, посмотреть

в глобальной компьютерной сети Интернет;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

Воспользуйся теми методами, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы).

                       Подумать самостоятельно

С этого надо начинать любую исследовательскую работу.

Задай себе вопросы:

*        Что я знаю об этом?

*        Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

*        Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того,

что мне уже известно о предмете моего исследования.

Запиши свои ответы.

Просмотреть книги

о том, что исследуешь

     Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах.

Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».

        Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную и сельскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

         Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.

Спросить у других людей

       Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.

Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.

        Запиши информацию, полученную от других людей.

Познакомиться

с кино- и телефильмами

по теме исследования

      Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.

Не забудь об этом источнике знаний!

Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. (Это могут быть видеокассеты, диафильмы или учебные фильмы.)

Запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов.

                         

                       Обратиться к компьютеру

       Сегодня ни один учёный не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.

 

Понаблюдать

         Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и да же электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях.

          Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.

Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

Провести эксперимент

       Эксперимент (от латинского слова experimentum) - проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

        Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

        Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Вспомни, может быть, ты уже имел возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента.

Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов.

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

1.        Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

2.        Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

3.        Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.        Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

5.        Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

6.        Сделать выводы и умозаключения.

7.        Указать возможные пути дальнейшего изучения.

8.        Подготовить текст сообщения.

9.        Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

10. Приготовиться к ответам на вопросы.

Как это сделать

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.

 Существуют приёмы, очень похожие на определения понятий, можно воспользоваться ими.

Разъяснение посредством примера

используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов.

Описать объект - значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.

* Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой...

2.        Классифицировать (разбить на группы) основные
предметы, процессы, явления и события

Классификацией (от латинского classis - разряд и facere - делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.

3.        Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы

Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» образовано от греческого paradoxes - неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

4.        Ранжировать основные идеи

Ранжирование - от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг - это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи - значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д.

Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.

Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6.        Сделать выводы и умозаключения

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.

7.        Указать возможные пути дальнейшего
изучения

Для настоящего исследователя завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше (по выбранной теме).

8. Подготовить текст

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:

1.        Почему избрана эта тема.

2.        Какую цель преследовало исследование.

3.        Какие ставились задачи.

4.        Какие гипотезы проверялись.

5.        Какие использовались методы и средства исследования.

6.        Каким был план исследования.

7.        Какие результаты получены.

8.        Какие выводы сделаны по итогам исследования.

9.        Что можно исследовать в этом направлении дальше.

Запиши текст доклада.

9. Схемы, чертежи, рисунки, макеты

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами.

10. Подготовиться к ответам на вопросы

В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.

К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

От чего зависит успех

Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик.

*        Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

*        Действуя, не бойся совершить ошибку.

*        Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

*        Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

*        Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

*        Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное - ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности.

Верь в себя, в то, что ты - настоящий исследователь!

 

 

Экскурсия в поликлинику «Здравствуйте, доктор!»

 

“Никакой прибор не заменит чуткого

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            сердца врача, его доброй души”

                          Б.В. Петровский

 

Задачи:

-  знакомство с трудом врача – стоматолога;

- строением, назначением и функциями зубов у ухода за ними;

-  воспитание желания заботиться о своем здоровье и положительного отношения к посещению стоматолога,  выглядеть эстетично.

                                

Беседа детей  с врачом – стоматологом:

 

- Кто из вас знает, зачем нужны стоматологические клиники? Кто в них работает? (ответы детей)

- Да, вы правы. В стоматологических клиниках работают врачи-стоматологи. А теперь я вам сообщу любопытную новость, которая, возможно, удивит многих: помимо врачей – стоматологов, лечащих зубы, в клиниках работают гигиенисты стоматологические. Они учат беречь свое здоровье и правильно ухаживать за полостью рта и зубами.  Это те люди, к которым мы должны приходить на профилактический осмотр каждые полгода. Гигиенист стоматологический добрыми советами и с помощью волшебных правил помогает нам защищать наши зубки от злодея Кариеса и вредной Зубной боли. Но если,  все же злодею Кариесу удалось проникнуть в полость рта и навредить нашим зубам, то их обязательно спасет врач-стоматолог. Ведь только здоровый человек может быть счастливым. А наши зубы – это наше здоровье.

- Представьте себе такую ситуацию: вы пришли в гости, и у вас разболелся зуб. Какое у вас будет настроение? (ответы детей).

- Вы почувствуете себя счастливыми? (ответы детей).

Люди, которые правильно ухаживают за своими зубами и проверяют их два раза в год, никогда не попадают в такие ситуации.

Перед вами на столике находятся зеркала. Я предлагаю открыть рот и посмотреть в зеркало, кто у нас в ротике живет? (ответы детей).

Во рту у человека находятся зубы и язык.

- Зачем человеку нужны зубы? (ответы детей).

- Зачем человеку нужен язык? (ответы детей).

Еще в ротовой полости имеется верхнее нёбо дно полости рта. Посмотрите внимательно в зеркало и пощупайте языком верхнее нёбо. Какое оно? (твердое и гладкое)

А теперь пощупайте дно полости рта. Какое оно? (мягкое).

Еще во рту у человека есть десны, миндалины и язычок, который находится посередине горла. Посмотрите в зеркало и подумайте, чем наши зубы защищены спереди? С боков? (ответы детей).

Я познакомил поближе вас с жителями своих ртов. Все они живые. А сейчас я вам расскажу сказку о девочке, которая ничего не хотела    знать  о жителях своего ротика, не любила за ними ухаживать. И вот какая неприятная история приключилась  с ней: эта история произошла в одном селе, в доме с зеленой крышей. Вы без труда узнали бы этот дом, если бы случайно набрели на него. Именно здесь жила девочка Маша с мамой. Папой и бабушкой. Ей было  9 лет. Девочка ходила в школу, как и вы, а после уроков играла со своими друзьями во дворе. В общем, самая обыкновенная девочка, только немного ленивая. Иногда Маша так уставала, что даже умыться не было сил. Правда – правда! Зубную щетку в руках не удержать. Бабушка ей говорила, что зубы надо беречь смолоду, но внучка даже и слышать ничего не хотела.

Как-то раз после школы Маша долго гуляла во дворе, а когда прибежала домой, то сразу села за стол пить чай с конфетами.

- Вымой руки, грязнуля! – сказала бабушка.

- А зачем, и так нормальные! – ответила внучка.

После ужина бабушка попросила внучку почистить зубки, но она отказалась.

- Ох, Маша, Маша! Смотри – не будешь чистить зубы – обидишь их.

- Как же я их обижу? Ведь они же не люди, ничего не чувствуют!

- Зря ты так говоришь, внученька! Еще как чувствуют! И если человек перестает за ними ухаживать, они могут попасть в лапы к коварному Кариесу и Зубной боли.

- Знаю, знаю, бабушка! Нам в школе рассказывали, не бойся, это просто сказки!

С этими словами Маша ушла спать в свою комнату.

Вдруг послышался стук за окном, Маща выбралась из кровати и подошла к окну. В стекло бились золотые бабочки, потом ей послышалось, что они о чем-то шепчутся. Да, они просились пустить их в окно. Девочка распахнула форточку и увидела, что это вовсе не бабочки, а звездочки. Маша дотронулась до одной из них и….ее ноги оторвались от пола. Звездочки подхватили девочку и понесли ее над спящим селом, бескрайними и широкими лесами, бегущими куда-то речками. Звездочки опустили путешественницу на лестницу, ведущую к дворцу, и исчезли в воздухе.

Маша огляделась. Перед ней возвышался настоящий сказочный замок. Честно говоря. Ей никогда не приходилось оказываться далеко от дома совсем одной. Так что на душе было тревожно. Но тут Маша увидела, что по лестнице поднимаются два маленьких белых человечка. Они подошли,  поклонились с большим достоинством, подали ей руки и повели вверх по лестнице. Надо заметить, что кругом была необычайная чистота.  

Девочка даже пожалела, что перед сном поленилась умыться и почистить зубы. Маша и ее странники прошли по аллее с белоснежными колоннами, устланной  мрамором, и остановились возле ворот. На них были высечены из камня две цифры 32. Маша ничего не поняла.

Человечки хлопнули три раза в ладоши и двери распахнулись. Маша оказалась в огромном белоснежном зале. Человечки снов хлопнули в ладоши и исчезли. Маша испугалась, подумала, что забыла с ними поздороваться! Вслед она крикнула: «Здравствуйте!».

Вдруг заиграла торжественная музыка и в дальней стороне зала распахнулись голубые шторы. На высоком троне восседала необычной красоты женщина. Она выглядела почему – то очень грустной.

- Здравствуй, девочка! Тебя зовут Маша?

- Да, а откуда Вы меня знаете?

- Я знаю всех людей на земле, знаю, как их зовут и как они заботятся о своих зубах. Я – королева Зубная щетка, а те белые человечки мо подданные. Ты вчера вечером осмелилась обидеть их, сказала, что ничего не чувствуют. А они у меня живые, очень чувствительные и обидчивые. Видишь ли, в мой дворец пришла беда.  Со мной только осталось два зуба, а у всего у меня их 32. Но ты забывала чистить зубы и их захватили ужасный король Кариес и вредная королева Зубная боль, заточили в своем дворце болезней. Ведь, если кто-то из людей перестает заботиться о своих зубах, мои подданные слабеют и не справляются со злодеями. Вот и сейчас Кариес в удобный момент и захватил зубы в плен. Я предлагаю тебе погостить у меня, а два моих помощника помогут тебе в обучении.

Зубы привели Машу в просторную  гостевую комнату, в которой висели на стенах большие зеркала и портреты улыбающихся детей. Оказывается, это – ученики, которые побывали в гостях и научились ухаживать за своим ртом. Теперь их зубы здоровые и белоснежные.

Маша немного отдохнула, а затем зубы предложили пройти ученице в учебную комнату, предложив улыбнуться и посмотреть в большое зеркало.

Маша улыбнулась и ахнула. Зеркало отразило черные точки на ее зубах.

- За зубами нужно ухаживать регулярно, но еще есть время все исправить. Несколько дней Маша училась ухаживать за своими зубами. Она узнала, зачем человеку нужны зубы и язык, что находится в полости рта. А еще Зубы объяснили девочке, что много сладкого есть нельзя, вредно.

Теперь девочка не только чистила зубы, но и после каждого приема пищи полоскала рот.  Пространство между зубами она очищала с помощью зубочисток и зубных нитей. Он узнала, что зубные нити называются флоссы. Свой язык девочка очищала с помощью щетки для языка. Каждый день, улыбаясь в зеркало, она видела изменения в своей полости рта. Ее зубки становились белее и красивее. Это приносило радость ей и зубам.

И вот уроки с зубами подошли к концу. Королева Зубная щетка наградила ее дипломом за исключительную заботу о зубах и ослепительную улыбку. Напомнила о том, что нужно чистить зубы утром и вечером, посещать стоматолога два раза в год. А в Замке начался настоящий праздник.

-  Ребята, а как вы думаете. Это был сон? А кто из героев вам понравился больше всех? Как вы думаете, что помогло Маше спасти пленников? Что нужно делать, чтобы не попасть в ситуацию, в которую попала девочка?

 

Практикум «Чистка зубов»

 

1.     Зубная щетка располагается вдоль линий десен. Движения зубной щетки – сверху  вниз. Тщательно чистить каждый зуб.

2.     Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки – снизу вверх.

3.     Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки – вперед назад.

4.     Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5.     Не забудьте почистить язык.

                                                                                                       

 

Подбор  и разучивание стихотворений, отгадывание загадок, сочинение частушек и сказок о зубах.

 

1. Поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Так как же можно укрепить свое здоровье? Как вы думаете?  

 

2. Как поел, почисти зубки, делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам – фрукты, очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:

К стоматологу идем в год два раза на прием!

И тогда улыбки свет, сохранишь на много лет.

 

3.Стихотворение И. Демьянова «Плачет Костя»

              Плачет Костя: ноют зубы.                           

              Чистить зубы он не любит

              Ни снаружи, ни внутри –

              Разболелись сразу три!

              Вот сверло жужжит от злости,

              Зуб сверлит, ругает Костю:

              Вот со мной и стал з-знак-к-ком!

              Чис-сти з-зуб-бы,

              Чис-сти з-зуб-бы!

              Пор-р-рош-ком!                                                     

4.           Надо чистить каждый зуб,

    Верхний зуб, нижний зуб,

    Даже самый дальний зуб,

              Очень важный зуб.

    Изнутри, снаружи три,

    Три снаружи, изнутри… .

 

5.       Если зубы вдруг смогли бы говорить,

          То они б нас тут же начали учить:

          «Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши,

             И снаружи и внутри нас почеши»

 

6.  Чтоб тебе, мой друг, с тоскою не пришлось на склоне лет

 Страшной челюстью вставною  пережевывать обед,                

 Чтоб свои родные зубки смог ты дольше сохранить     

 Надо чистить их почаще, надо вовремя лечить!   

 

7.   У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу

       В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!

       Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!

       Бегать стал от докторов и остался без зубов!

      Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!

      И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.

 

8. Телеграмма: «Очень скоро! Добрый дедушка Мороз!

Выпал первый зуб молочный, в новый год, совсем без слез!

Он шесть лет мне был полезным, им жевал свои обеды,

Теперь вырастет надежным, белый, белый, как у снега!»

(Илья Чурбаков)

9. Сказка «Про микроб».

         Жил-был на свете микроб. Звали его Стрептококтус. Этот микроб был очень злой,  и терпеть не мог красивые детские зубки. Он задумал испортить у малыша зубы, так как он не хотел чистить зубки. Вот и поселился противный микроб во рту у мальчика. Вскоре, в зубках появились дырочки, стало пахнуть плохо изо рта, да к тому же, они начали болеть… Пришлось маме вести его к врачу. Мальчик прислушался к советам стоматолога: «Чтобы микроб снова не поселился во рту, нужно зубки беречь, не грызть орехи, твердые предметы, после приема пищи полоскать ротик, а также чистить зубы два раза в день!»

         (Илья Чурбаков)

 

 

10.                                                                                               Загадки.

 

                «Полон хлевец белых овец»    

       Когда мы едим – они работают.

       Когда не едим – они отдыхают.

       Не будем их чистить – они заболят

 

Костяная спинка,                                     Белая река

Жёсткая щетинка,                             В пещеру затекла.

С мятной пастой дружит,                 По ручью выходит,

Нам усердно служит.                       Со стен грязь выводит.

         (Зубная щётка)                                       (Зубная паста)

                                     

 

                                        Я не сахар, не мука,

                                      Но похож на них слегка.

                                      По утрам всегда я

                                      На зубы попадаю. (Зубной порошок)

 

 

   11.  Частушки

   Начинаем петь частушки,                   Слышу плач, звенит в ушах,

     Просим не смеяться:                           Трудная задачка.

     Тут народу очень много –                  - У Антона боль в зубах:

      Можем растеряться.                        Кариес пробрался.

 

              Я с утра «Дирол» подсыплю            Мы частушки вам сегодня

              В соус, чай и майонез.                         Весело пропели.

              Пусть теперь тебя боится                    - Не судите слишком строго,

              Этот самый кариес.                              Спели, как сумели!

 

    Третий год убрать пытаюсь

    Жёлтый я с зубов налёт.

    Для твоих резцов, пожалуй,

              Только «Комет» подойдёт.

 

12.  Из истории зубной щётки.

(Дополнительный материал)

Давным-давно, когда зубной щётки ещё не было, люди всё же чистили зубы. Зубной щёткой у европейцев долгое время оставалась тряпочка. Во Франции, Англии, в России – зубная щётка появилась 300 лет назад, в 17 веке. Тогда-то французский король и обязал своих придворных чистить зубы каждый день.

В годы царствования Ивана Грозного использовали «зубную метлу» из щётинок. Пётр I приказывал всем чистить зубы: «Для этого берите влажную тряпицу и мел толчёный».

Древние римляне, а особенно римлянки, полоскали рот отваром трав на меду и луковым отваром. Из жжёного оленьего рога приготовляли зубной порошок и чистили им зубы, пользуясь деревянной палочкой. Дёсны после чистки зубов смазывали специальными мазями. У народов Азии в древности тоже было приспособление для чистки зубов, похожее на современную зубную щётку. Называлось это приспособление зубной веник.

В Индии до сих пор на базарах продают «зубные щётки» - веточки дерева ним. Достаточно очистить такую веточку от коры и пожевать. Размочаленные волокна с успехом очищают зубы, а выделяющийся при этом сок (он весьма приятный на вкус) обладает дезинфицирующими свойствами  и отлично укрепляет дёсны.

Жители Сибири и Урала для украшения дёсен и чистки зубов пользовались жевательной мастикой, которую варили из сосновой смолы.

- Настоящая зубная щётка была изобретена в 20-х годах XIX в. Зубная щётка – зубам верная подружка. Щётка не только чистит зубы, но и делает массаж дёсен.

 

13. Беседа   «Что можно, а чего нельзя».

1. Чтобы иметь крепкие зубы, важно хорошо питаться. Надо есть продукты, в которых есть витамин А, чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы.

 Витамин А содержится в моркови, капусте, помидоре, в яичном желтке, икре, рыбьем жире. Надо есть овощи, в которых есть витамин С, чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни. Не будет витамина С – станешь слабым, выпадут зубы.

 Витамин С содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, красной смородины, капусте, картофеле, лимоне, луке и других овощах и фруктах. Чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам, надо есть продукты, в которых есть витамин В. Не будет витамина В – человек плохо спит и много плачет.

 Витамин В  содержится в свёкле, яблоках, репе, зелени салата, а из животных продуктов – в почках, печени.

2. Не ешьте слишком много конфет и не слишком увлекайтесь сладкой газированной водой. Пейте натуральные соки.

3. Нельзя допускать контраста между приёмами горячей и холодной пищи.

4. Нельзя грызть орехи, сахар, карамель, ручки, карандаши.

5. Нельзя брать в зубы гвозди, булавки, иголки.

6. Нельзя откусывать нитки при шитье.

 

14.                       Игры:

  а)   «Магазин»: предпочтение в выборе продуктов, противостояние рекламе. Или «придумай свою рекламу для оздоровления питания»

 

      б) «Повтори, не ошибись»

       Задание: все участники стоят по кругу. Первый участник называет 1 слово, 2 – повторяет слово 1 участника и добавляет свое; 3 участник повторяет слова 1 и 2 участника и добавляет свое слово и т.д. Слова должны иметь тематику «Здоровые зубы»

   Например:

Зуб

Зуб, десна

Зуб, десна, паста.

Зуб, десна, паста, кариес.

Зуб, десна, паста, кариес, врач 

  И т.д.

в)  «Закончи предложения»

Задание: послушай внимательно начало предложения  и  закончи фразу:

В тюбике хранится …………………..   (паста)

В щетки есть ………………………….  (щетинка, ручка)

Паста бывает ………………(мятной, душистой, вкусной, охлаждающей, освежающей т.д.)

Зубы чистят …………………(два раза в день)

Рот полощут …………………(после приема пищи)

г)   Словесная игра «Я начну, а ты продолжи!»

Цель: Развивать умение  по началу, придумывать конец предложения. Уточнять и расширять представления о понятии  «здоровые зубы – здоровый человек».

1. Здоровый человек – это…

2. Мое здоровье…

3. Иногда я болею, потому что…

4. Когда я болею, мне помогают…

5. Когда у человека что – то болит, то он…

6.Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…

15.  Вопросы на повторение

Сколько раз в день вы чистите зубы?

Для чего необходимо чистить зубы?

Как называется заболевание зубов?

Со скольки лет вы чистите зубы?

Что нужно делать после каждого приема пищи?

Кто следит за сохранностью ваших зубов?

Сколько раз в год необходимо посещать стоматолога?

Что нужно, чтобы почистить зубы?

 

16.  Активизация словаря

Словарь

 

Абразивные материалы – твердые мелкозернистые или порошкообразные вещества (кремень, пемза), применяемая для шлифовки.

Азот – химический элемент, газ без цвета и запаха, главная составная часть воздуха, входящий также в состав белков.

Антисептик – обеззараживающее средство.

Бактерия – микроорганизм, преимущественно одноклеточный.

Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления.

Зуб -  костный орган во рту для схватывания, кусания, измельчения и разжевывания пищи.

Кальций – химический элимент, мягкий серебристо-белый металл.

Классификацией (от латинского classis - разряд и facere - делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.

Кариес – разрушение ткани кости зуба

Лаборатория – учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования,  анализы.

Лаборант – научно-технический сотрудник лаборатории, научного учреждения.

Мембрана -  упругая перепонка, тонкая пленка или пластинка,  способная совершать колебания

Метод  - (от греческого слова methodos) -способ, приём познания явлений окружающего мира.

Микроскоп – увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым взглядом.

Минерал – естественное неорганическое образование кристаллической структуры, приблизительно однородное по  химическому составу и физическим свойствам, залегающее в глубинах  или на поверхности  Земли и обычно служащее предметом добычи как полезное ископаемое.

Ранжирование - от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг - это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи - значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте

Фтор – химический элемент.

Эксперимент  - (от латинского слова experimentum) - проба, опыт.

 

17. Стихи и ситуации

 

1.  Задание:   прочитайте  первые 4 строчки стихотворения.  Обсудить   с   детьми   ситуацию      

                   Как нужно себя вести в такие минуты? После обсуждения прочитать последние 

                   две  строчки.  Вспомнить   посещение   стоматолога,   как   дети   вели  себя в те          

                   минуты?

У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу 

В кресло сел,  но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!

Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!

Бегать стал от докторов и остался без зубов!

Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!

И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.

 

2.  Задание:   прочитайте  первые  4 строчки стихотворения.  Обсудить   с   детьми   ситуацию      

                   Сколько зубной пасты необходимо выдавливать на щетинку щетки? Что в первую очередь нужно было сделать слоненку, когда он увидел тюбик с красивой картинкой? После обсуждения прочитать последние  две  строчки. 

 

Сначала подумай, потом сделай.

Слон малины захотел и зубную пасту съел:

Ведь на ней была картинка – земляничка и малинка!

Потерял он аппетит, у него живот болит;

Пасты нет теперь зубной – проглотил ее больной!

Если хочешь что-то съесть, надо надписи прочесть,

После дать себе ответ: польза будет или вред?    

 

3. Задание:   прочитайте  строчки стихотворения. Можно ли вспоминать эти строчки, когда чистишь зубы? В какой момент эти слова напоминают нам о бережном обращении к воде? (во время  работы (чистки) зубной щетки) Что нужно сделать, чтобы вода не текла в это время?  Доказано, что за это время без пользы вытекает 3 литра ( 3000 м/л) воды, а для того, чтобы прополоскать рот после чистки зубной пастой необходим всего  1 стакан (200 м/л) воды.

 

Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Воду попусту не лей, дорожить водой умей!

 

4. Задание:  

 

 

Темы

1 часть стихотворения

1 половина задания

2 часть стихотворения

2 половина задания

 

Гигиена полости рта

Ежик плачет и кричит – Очень сильно зуб болит! А к врачу идти боится: - Мама, не пойду в больницу!!! Доктор мне совсем не нужен, может сделать только хуже.

Что можно посоветовать  Ежику, когда у него разболелись зубы?

Кто может в этот момент прийти на помощь? (отвести больного  к стоматологу)

- Не кричи так, милый Ежик, врач полечит и поможет. Поскорее успокойся и врачей совсем не бойся. Доктора нужны затем, чтоб помочь всегда и всем!

Вы согласны  с этими строчками стихотворения. Когда врачи приходили вам на помощь?

 

Исследовательская работа 

«Зачем нужен уход за зубами  и влияет ли паста на прочность зубов?»

         Номинация: «Окружающий мир»

         Много вещей окружает нас, которыми мы привыкли пользоваться, не задумываясь, давно ли они появились, и кто трудился над их созданием. Например, зубная паста. Какие средства применяли раньше и зачем чистят зубы? Обо всем этом можно узнать из нашего  проекта  «Зачем нужен уход за зубами  и влияет ли паста на прочность зубов?»

         Цель  работы: изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.

         Объект исследования: зубная паста.

          Приемы исследования: состав и влияние зубных паст.

         Задачи:

         - изучить историю создания, состав и действие компонентов зубных паст;

        - провести наблюдение и эксперимент;

         - сделать выводы.

         Гипотеза: способна ли зубная паста оказать влияние на прочность зубов?

         Методы исследования:

         - изучение литературы о видах и составе зубных паст ( воспользовался  книгами модельной библиотеки);

         - систематизировал полученные теоретические и практические знания;

         - исследовал, пронаблюдал и провел эксперимент.

         Цель самостоятельной работы:

         - провести эксперимент и сделать вывод о результате химического взаимодействия кислот и соединение кальция;

         - исследовать под микроскопом зубной налет.

Практическая часть

         Наша  практическая работа состоит из двух частей. В первой мы наблюдали  вредное воздействие кислот. Во второй – микроскопическое исследование зубного налета.

            Опыт первый:

         Яичная скорлупа, как и зубная эмаль, состоит из кальция. Нам  потребовалось: 2 куриных яйца, уксус, лимонная кислота, две стеклянные банки и две крышки.

         Порядок выполнения: сначала приготовили 9% раствор уксусной и лимонной кислоты. Затем на дно каждой банки положили сырое яйцо, в одну банку налили уксус, а в другую лимонную кислоту. Процесс контролировали каждые 2 часа.

         Результаты: через 6 часов скорлупа яйца в лимонной кислоте стала мягкой, а через 11 часов растворилась. Содержимое осталось покрытым тончайшей мембраной, которую можно проткнуть. В растворе уксусные кислоты реакция шла медленнее, но  с тем же результатом.

         Следующий этап: мы  нанесли  зубную пасту, содержащую  фтор, на скорлупу яйца и вновь поместили в раствор кислоты. Через 6 часов  извлекли  это яйцо.

         Результат: на одной стороне скорлупа стала мягкой, а та сторона, на которой была нанесена зубная паста, стала тоньше, но осталась твердой на ощупь.

         Опыт второй:

         Вторую часть практической работы мы провели  в лаборатории.

         Порядок выполнения: рассматривали под микроскопом зубной налет, нанесенный на смотровое стекло.

         Результат: выслушав объяснение лаборанта, мы поняли, что крупные темные пятна  - это и есть бактериальные клетки.

         Для того, чтобы проверить в  домашних условиях,  насколько хорошо вы чистите зубы, смажьте их раствором йода. Налет окрашивается  в коричневый или синий цвет.

         Опираясь на данные опыта, можно сделать заключение:  в зубном налете содержатся бактерии, которые вырабатывают кислоту. Она, в свою очередь, истончает, разрушает зубную эмаль. Это способствует проникновению бактерий внутрь и происходит разрушение зуба.

         Выводы:

         - основная причина заболеваний полости рта – бактериальный зубной налет;

         - кислоты разрушают зубную эмаль;

         - зубная паста, содержащая фтор, укрепляет зубную эмаль;

         - ежедневные гигиенические процедуры предупреждают возникновение и препятствуют развитию стоматологических заболеваний.

 

 

Бибиографический список использованной литературы.

  1. Богоявленская, А. В науку идут малыши. Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1.
  2. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000      

3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006.

4. Знакомьтесь: зубная паста. М.: ЗАО «Натусана», 2008.

5. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007.

6. Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы/. – М.: ВАКО, 2004

        7.  Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. Советы практического врача педиатра. Книга для воспитателя. М. Просвещение, 1991.

        8. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001.

        9. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.

10.Стивен У. Мойе. Занимательная химия. М.: АСТ «Астрель», 2006.

11. Щербинин Дмитрий. Откуда что взялось? М.  «Аквилегия - М», 2009.

12.Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи.- Древо познания, 2002.

13.Энциклопедия. Я познаю мир. Химия.  М.: АСТ «Астрель», 2009.

14.Энциклопедия для детей. Обо всём на свете. От А до Я. - М.: Махаон, 2004.

15.Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1.