Программа внеурочной деятельности в 1-х классах «Путешествие по тропе здоровья» Разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Пояснительная записка

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

-     Стрессовая педагогическая тактика;

-     Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

-     Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

-     Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

-     Провалы в существующей системе физического воспитания;

-     Интенсификация учебного процесса;

-     Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

-     Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

-     Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение.

В целом, вся программа направлена на принятие правильных решений детьми в отношении своего здоровья. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность «Путешествия по тропе здоровья». При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования. Разработка «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на обучающихся 1 классов (6-7 лет).

В программу «Путешествие по тропе здоровья» могут вноситься необходимые коррективы с учетом местных условий, особенностей здоровья детей, их развития; может меняться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов, число выполненных практических работ. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в ходе выполнения наблюдений, исследований, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе.

Цель, задачи и принципы реализации содержания программы:

Цель:

Формирование основ культуры здоровья у младших школьников, через практические навыки, умения познакомить учащихся со своим организмом, т.е. с самим собой.

Задачи:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию;

- выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение школой движений;

- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии подвижных игр на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе проведения подвижных игр.

После окончания обучения по программе обучающиеся должны:

Знать:

-     Факторы, влияющие на здоровье;

-     Факторы, негативновоздействующие на здоровье;

-     Психофункциональные особенности собственного организма;

-     Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;

-     Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.

Уметь:

-          Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

-          Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

-          Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

-          Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

-          Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Средства диагностики:

-          Наблюдение;

-          Тесты;

-          Анкетирование (анализ анкет);

-          Отзывы родителей.

Актуальность программы:

- Создание условий для хорошего физического развития учащихся;

- Для достижения оптимального уровня двигательных способностей;

- Для развития знаний и умений в области физической культуры;

- Для формирования спортивного образа жизни, предусматривающего активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях.

Участники программы: учащиеся 1 класса.

Состав группы: постоянный и переменный.

Форма занятий: групповая.

Время существования программы: программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.

Количество занятий и учебных часов в неделю, за год: программа рассчитана на 34 учебные недели – на 68 учебных часа.

Основная идея программы:

- освоение учащимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе- в первую очередь- это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

Основные направления содержания деятельности:

- здоровьесберегающие технологии;

- духовно-нравственное развитие;

- технология развивающего обучения.

В практике работы используются следующие формы: эстафеты; спортивные соревнования; спортивные праздники; подвижные игры; беседы.

Условия реализации программы: кабинет; спортивный зал; спортивная площадка; спортивный инвертарь.

Ожидаемые результаты:

- приобретение школьниками знаний о правилах ведения ЗОЖ, об основных нормах гигиены;

- о технике безопасности во время игр, о правилах конструктивной групповой игры;

- об основах организации коллективной творческой деятельности;

- о способах проведения досуга людей.

Диагностика: 4 раза в год.

Тематическое планирование

Названия тем

 

Количество час

1.

Вводное занятие. Беседа «Твой новый режим дня» Игра «Через цепь».

2

2.

«Путешествие в страну Здоровичков». День Здоровья

2

3.

«Волшебница Гигиена» - внеклассное занятие. Игра «Салки - стенки»

2

4.

Секреты закаливания. Игра «Палочка-выручалочка»

2

5.

«Советы Айболита» Игра с флажком

2

6.

Как устроен человек? Игра «Моё тело»

2

7.

Секреты в лукошке. Игра «Шишки, жёлуди, орехи»

2

8.

Лакомств – 1000, а здоровье – одно. Игра «Поймай шарик»

2

9.

Копилка витаминов. Игра «Хлопки»

2

10.

Здоровые зубы – залог здоровья. Игра «Повтори-ка»

2

11.

«Доктор Свежий воздух» - экскурсия в природу

2

12.

Школа здорового питания. Игра « Съедобное – несъедобное»

2

13.

Мир звуков. Береги слух! Игра «На внимание: пол, нос, потолок»

2

14.

Весёлые старты.

2

15.

Друзья Вода и Мыло. Игра «Надень кольцо»

2

16.

Игровая программа « Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды»

2

17.

Одевайся по сезону – викторина. Игра «Кто быстрее дойдёт до середины»

2

18.

Игра – путешествие « Откуда берутся грязнули?»

2

19.

Что нужно знать о лекарствах. Игра «Поймай шарик»

2

20.

Вредные сестрички – вредные привычки. Игра «Воробьи и вороны»

2

21.

Праздник « Чистота и здоровье»

2

22.

Разучивание игр народов мира

2

23.

Как стать Гулливером? Игра «Волшебные ёлочки»

2

24.

Ядовитые растения. Игра «Через кочки и пенёчки»

2

25.

Спортивный праздник « Мы – спортсмены!»

2

26.

Чихали мы на простуду. Строим крепость.

2

27.

«Играют все!» - игрокросс.

2

28.

Игра « Зов джунглей»

2

29.

«Красный, желтый, зеленый» ПДД

2

30.

Любимые игры детей.

2

31.

Путешествие в королевство « Будь Здоров!»

2

32.

«От физкультуры и спорта - к здоровому образу жизни»

2

33.

«Мы – юные туристы» Кольцовка подвижных игр

2

34.

Итоговое занятие. Праздник Здоровья

2

35.

ИТОГО:

68

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_puteshestvie_po_trope_zdorovya.docx58.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 297

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Школьный Спортивный Клуб

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 297

Пушкинского района Санкт-Петербурга

                         _____________ Н.Н. Вдовичева

           

                            «___» ____________ 201_ год

Методическая разработка

Программа внеурочной деятельности в 1-х классах

«Путешествие по тропе здоровья»

Разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Автор-составитель:

педагог ШСК «Скиф-297

ГБОУ школы № 297

Токаревских С.А.

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • Стрессовая педагогическая тактика;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • Провалы в существующей системе физического воспитания;
  • Интенсификация учебного процесса;
  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение.

В целом, вся программа направлена на принятие правильных решений детьми в отношении своего здоровья. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность «Путешествия по тропе здоровья». При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования. Разработка «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на обучающихся 1 классов (6-7 лет).

В программу «Путешествие по тропе здоровья» могут вноситься необходимые коррективы с учетом местных условий, особенностей здоровья детей, их развития; может меняться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов, число выполненных практических работ. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в ходе выполнения наблюдений, исследований, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе.

Цель, задачи и принципы реализации содержания программы:

Цель:

Формирование основ культуры здоровья у младших школьников, через практические навыки, умения познакомить учащихся со своим организмом, т.е. с самим собой.

Задачи:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию;

- выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение школой движений;

- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии подвижных игр на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе проведения подвижных игр.

После окончания обучения по программе обучающиеся должны:

Знать:

  • Факторы, влияющие на здоровье;
  • Факторы, негативновоздействующие на здоровье;
  • Психофункциональные особенности собственного организма;
  • Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
  • Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.

Уметь:

  • Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  • Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
  • Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Средства диагностики:

  • Наблюдение;
  • Тесты;
  • Анкетирование (анализ анкет);
  • Отзывы родителей.

Актуальность программы:

- Создание условий для хорошего физического развития учащихся;

- Для достижения оптимального уровня двигательных способностей;

- Для развития знаний и умений в области физической культуры;

- Для формирования спортивного образа жизни, предусматривающего активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях.

Участники программы: учащиеся 1 класса.

Состав группы: постоянный и переменный.

Форма занятий: групповая.

Время существования программы: программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.

Количество занятий и учебных часов в неделю, за год: программа рассчитана на 34 учебные недели – на 68 учебных часа.

Основная идея программы:

- освоение учащимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе- в первую очередь- это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

Основные направления содержания деятельности:

- здоровьесберегающие технологии;

- духовно-нравственное развитие;

- технология развивающего обучения.

В практике работы используются следующие формы: эстафеты; спортивные соревнования; спортивные праздники; подвижные игры; беседы.

Условия реализации программы: кабинет; спортивный зал; спортивная площадка; спортивный инвертарь.

Ожидаемые результаты:

- приобретение школьниками знаний о правилах ведения ЗОЖ, об основных нормах гигиены;

- о технике безопасности во время игр, о правилах конструктивной групповой игры;

- об основах организации коллективной творческой деятельности;

- о способах проведения досуга людей.

Диагностика: 4 раза в год.

Тематическое планирование

Названия тем

Количество час

Вводное занятие. Беседа «Твой новый режим дня» Игра «Через цепь».

2

«Путешествие в страну Здоровичков». День Здоровья

2

«Волшебница Гигиена» - внеклассное занятие. Игра «Салки - стенки»

2

Секреты закаливания. Игра «Палочка-выручалочка»

2

«Советы Айболита» Игра с флажком

2

Как устроен человек? Игра «Моё тело»

2

Секреты в лукошке. Игра «Шишки, жёлуди, орехи»

2

Лакомств – 1000, а здоровье – одно. Игра «Поймай шарик»

2

Копилка витаминов. Игра «Хлопки»

2

Здоровые зубы – залог здоровья. Игра «Повтори-ка»

2

«Доктор Свежий воздух» - экскурсия в природу

2

Школа здорового питания. Игра « Съедобное – несъедобное»

2

Мир звуков. Береги слух! Игра «На внимание: пол, нос, потолок»

2

Весёлые старты.

2

Друзья Вода и Мыло. Игра «Надень кольцо»

2

Игровая программа « Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды»

2

Одевайся по сезону – викторина. Игра «Кто быстрее дойдёт до середины»

2

Игра – путешествие « Откуда берутся грязнули?»

2

Что нужно знать о лекарствах. Игра «Поймай шарик»

2

Вредные сестрички – вредные привычки. Игра «Воробьи и вороны»

2

Праздник « Чистота и здоровье»

2

Разучивание игр народов мира

2

Как стать Гулливером? Игра «Волшебные ёлочки»

2

Ядовитые растения. Игра «Через кочки и пенёчки»

2

Спортивный праздник « Мы – спортсмены!»

2

Чихали мы на простуду. Строим крепость.

2

«Играют все!» - игрокросс.

2

Игра « Зов джунглей»

2

«Красный, желтый, зеленый» ПДД

2

Любимые игры детей.

2

Путешествие в королевство « Будь Здоров!»

2

«От физкультуры и спорта - к здоровому образу жизни»

2

«Мы – юные туристы» Кольцовка подвижных игр

2

Итоговое занятие. Праздник Здоровья

2

ИТОГО:

68