Эффективность сочетания приемов сказкотерапии с инновационными и традиционными образовательными технологиями на логопедических занятиях.

Розова Юлия Евгеньевна

Государственное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  (VII вида)  № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 «Сказка – это вымышленная история со счастливым концом

и обязательной победой добра над злом»  

В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны  влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и  нарушения речи. Все чаще  речевые патологии    имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики,   эмоционально-волевая сфера.   

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе я стараюсь находить новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения.

 Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда давно стали  перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. 

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под  музыку), кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые  являются наиболее целесообразными и эффективными.  На своих логопедических занятиях я часто использую приемы сказкотерапии, сочетая их с  информационными  технологиями, психогимнастикой,  водотерапией и пескотерапией. На таких занятиях удачно сочетаются элементы  инновационных и традиционных педагогических технологий.  

На каждом таком занятии ведущим звеном является сказка (авторская, русская народная  и др.),   на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водо- и пескотерапии, элементы психогимнастики. Важно соблюдать условие  – все этапы занятия должны подчиняться общей сюжетной линии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyaeffektivnost_sochetaniya_priemov_skazkoterapii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность сочетания приемов сказкотерапии с инновационными и традиционными  образовательными технологиями на логопедических занятиях.

Розова Юлия Евгеньевна

Государственное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  (VII вида)  № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 «Сказка – это вымышленная история со счастливым концом

и обязательной победой добра над злом»  

В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны  влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и  нарушения речи. Все чаще  речевые патологии    имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики,   эмоционально-волевая сфера.  

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе я стараюсь находить новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения.

 Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда давно стали  перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под  музыку), кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые  являются наиболее целесообразными и эффективными.  На своих логопедических занятиях я часто использую приемы сказкотерапии, сочетая их с  информационными  технологиями, психогимнастикой,  водотерапией и пескотерапией. На таких занятиях удачно сочетаются элементы  инновационных и традиционных педагогических технологий.  

На каждом таком занятии ведущим звеном является сказка (авторская, русская народная  и др.),   на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водо- и пескотерапии, элементы психогимнастики. Важно соблюдать условие  – все этапы занятия должны подчиняться общей сюжетной линии.

В качестве примера представляю конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 3 классе.

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т   в словах, предложениях, тексте. Лексическая тема: Игра – путешествие «Поиски пиратских сокровищ». Грамматическая тема: Имя существительное.

Цель: Дифференциация рукописных букв п – т  на письме.

Задачи:

Образовательные:  Учить различать звуки [п – т], буквы п – т  на письме.  Автоматизировать графокинетический образ букв  п – т  на материале слов, предложений и  текста.  Учить определять род  имен существительных.

Коррекционные:  Развивать зрительно-пространственные восприятие, представления и ориентировки.     Развивать фонематический анализ  и синтез.  Активизировать словарь по лексической теме занятия.  Развивать основные психические процессы.  

Воспитательные:  Воспитание умения слушать и слышать друг друга.     Прививать любовь к путешествиям.

Оборудование:    контейнеры для индивидуальной работы с песком,    таблицы для составлений предложений,   парта для работы с песком и водой, компас, монеты, составляющие слово «знания», светильник «Пламя»,  массажные коврики, эмблемы морских обитателей, карта (фрагменты).  

Содержание занятия.

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.  

1.Развитие зрительно-пространственных  представлений и ориентировки.

  -  Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис,  а Алина сидела рядом с Сашей.

2.Сообщение логопедической темы.                                                                           - Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда и с кем, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? (Пират. Остров. Попугай.)

- Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие с пиратом Попугаем, но это не просто путешествие. Мы будем искать настоящие пиратские сокровища.

- Когда-то давно Попугай был птицей одного известного пирата, который спрятал свои сокровища надежно от людей.   Вы готовы на время стать настоящими пиратами?  Чтобы собрать карту старого пирата, мы должны выполнить все задания урока. Вот вам первое задание.

3.Уточнение связи звука и буквы.    

-  Назовите первый и последний звук в слове ПИРАТ.  Дайте характеристику звуку |п,|, |т|. Какая строчная буква обозначает этот звук? Какие буквы сегодня будем различать?  Запишите  тему урока.  

А). Зрительный гнозис букв.  

  •  Сравнение букв п - т по начертанию.
  • Написание букв на песке. Игра «Кто самый внимательный?»
  • Обвести буквы по контуру. «Корабль на волнах».
  • Условное обозначение букв.  

 - Молодцы! Вы справились с заданием. Получите первый фрагмент карты.

II. Основная часть.    

1)  Дифференциация   букв  п-т  на уровне слова.  

-  Чтобы найти клад, нам придется постараться и  преодолеть различные препятствия.   (Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, мост, пистолет, пальма, парус, песок, канат.; записывают их в  тетрадь, выделяют буквы п – т по заданию.  Какой частью речи являются эти слова?)  

- Молодцы, выполнили и второе задание. Вот вам второй кусок карты.

3)  Динамическая пауза.    Игра «Море волнуется».

( Может выполняться на массажных ковриках под музыку.)

Каждый из детей получает эмблему с изображением обитателя моря. По сигналу: «Морская фигура  на месте замри!» -  они должны максимально точно показать: рыбу, морского конька, морскую звезду, черепаху.

4)  Зрительная гимнастика под музыку.  

- Плыли мы, плыли, но вдруг на море начался шторм. Чтобы закрепится, нам нужно бросить якорь. Посмотрите внимательно на канаты, якорь на том канате, на котором нет узла.

5)  Дифференциация   букв  п-т  на уровне предложения.      

 - Когда то давно  после такого шторма   произошло  кораблекрушение, на берег выбросило много различных предметов (предметы в контейнере с водой), но лишь в одном из них хранится ценная информация. Попугай дает нам подсказку-шифр.  Используя слоговую таблицу, расшифруй название данного предмета.  (Бутылка)

- Верно. В этой бутылке хитрый пират спрятал указания, где зарыт клад. Нам нужно потрудиться и разгадать его послания.

Каждый ученик получает записку с зашифрованным предложением.

(Дифференцированное  по сложности задание)

А) Составить предложение, распутав паутинку. Б)  Составить  предложение по координатам слов. В)  Составить  предложение по подсказке-цвету

Г)   Составить   предложение по подсказке-рисунку.

- Подчеркните в предложениях главные члены*.

- Вы получаете третью часть карты.

6) Дифференциация   букв  п-т  на уровне текста.    

 - Чтобы добраться до клада, нам необходимо из ваших предложений составить текст.  Попугай вспомнил подсказку.

- Вы догадались, в каком порядке следуют предложения? У кого первое предложение? Прочитайте его. И т.д.

А)    Пиратский корабль на остров плывет.

Б)    На острове старая пальма растет.

В)   Под пальмой письмо пират написал.

Г)   Пират попугай то письмо передал.

- Попугай передает нам письмо Старого пирата. Но пират был неграмотный, он допустил в письме ошибки. Исправьте их.

«Плывипе  на спров.  Под тальмой разведите  коспёр. Опложите от тальмы при камня по спрелке костра.»

- Вот вам четвертый фрагмент карты. Ура! Мы собрали карту. Используем письмо пирата, найдем клад.

7) Развитие высших психических функций.

Перед учениками появляется контейнер с песком, расположение всех объектов на песке соответствует плану на карте. Зажигается светильник «Пламя» (1-3 сек.), дети запоминают направление стрелки.  

- Перед нами три сундука, но, ни одного ключа. Пират приготовил последнее испытание – «Морской бой». Сыграем. (Графический диктант)

- Какой сундук открыть? Как вы считаете? Проверим удачу?  Наш сундук первый. А в нем монеты.  Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось?  

III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

Организованное окончание урока.

 - Правильно. На  любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту.   Что нового вы узнали сегодня на занятии?  Какие звуки и буквы мы сравнивали? Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы. И  вы получаете  удостоверение настоящего пирата.

Таким образом,  одновременное использование в рамках одного занятия нескольких   нетрадиционных методов терапии, здоровьесберегающих, информационных    технологий  значительно повышает эффективность  коррекционно-логопедической работы. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями. Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.