Групповые формы обучения

Макаренко Наталья Александровна

Считаю, что истинный интерес к учению возникает у учеников не только от увлекательности моих рассказов, но и как результат совместной деятельности самих учеников. Поэтому я использую групповые формы обучения на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики.

Группы делятся по следующим признакам: типу работы; теме работы; уровню сложности.

При организации групповой работы выделяю:

·                    парную работу (двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом). Например, взаимодиктанты, где учащиеся играют роли учителя и ученика, где «сильные» ученики выступают в роли консультантов;

·                    единую групповую работу (учащиеся в малых группах, например, по рядам, выполняют задание, одинаковое для всех групп);

·                    дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они преследуют одну цель).

МОИ ученики  разделены на 3 группы по успеваемости (только дети об этом не знают):

М - «мыслители» - сильные,

О - «открыватели» - слабые,

И - «исследователи» - средние.

Использование на уроках групповой работы убеждает в том, что:

возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется характер взаимоотношений между детьми.

Можно организовать коллективнуюнную работу над одним упражнением, но при этом детям с низкой работоспособностью предлагаю репродуктивные задания, о со средней и высокой работоспособностью  – творческие задания. Например, русский язык, 2 класс, тема «Учимся писать суффиксы».

О - с низкой работоспособностью

И - со средней работоспособностью

М - с высокой работоспособностью

Спиши. Объясни написание суффиксов в словах: шарик, садик, лесочек, часочек.

Выбери, какой  суффикс нужно добавить, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением: мяч, дождь, блинок, листок.   Докажи.

Придумай и запиши 10 слов на суффиксы -ик, ек.

Или двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом (парная работа). Например, взаимодиктанты, где учащиеся играют роли учителя и ученика, где «сильные» ученики выступают в роли консультантов.

 Взаимодиктант по математике:

  • произведение чисел 2 и 8;
  • 6 увеличить в 7 раз;
  • уменьшаемое 28, вычитаемое 9.Найди разность.
  • сумма чисел 32 и 18 уменьшить в 5 раз.

Работа в группах даёт ощутимый результат: каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных задач в соответствии с возможностями. Таким образом, слабые ученики пытаются тянуться за сильными, становятся более раскованными и решительными, свободно формулируют вопросы и выводы.