Здоровьесберегающие технологии

Макаренко Наталья Александровна

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающий направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

Практика показывает, что присутствующий на занятиях в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. Проанализировав причины школьных болезней (недостаточная освещенность класса; снижение двигательной активности; перегрузка учебными занятиями; утомляемость),  пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.

При организации воспитательной работы особое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

В своей работе использую педагогику сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

 На своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

На занятиях создается благоприятный психологический фон, используются приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создаются условия для самовыражения учащихся. При подготовке к занятиям учитываю особенности возрастного развития школьников и разрабатываю образовательные стратегии,  соответствующие особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.

На занятиях наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.). Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

При организации учебно-воспитательной работы серьезное внимание  уделяется применению здоровьесберегающих  технологий, в рамках которых стремлюсь к созданию оптимальных условий обучения ребёнка в школе. С целью выявления ранней предрасположенности к заболеваниям, поддержания здоровья учащихся и формирования у них навыков здорового образа жизни, созданы следующие условия:

·        Для ликвидации перегрузок учебными и внеклассными занятиями осуществляется анализом физического состояния вновь прибывших детей.

·        Рационально организуется учебно-воспитательный процесс.
Проводятся занятия активно-двигательного характера:1-2 физминутки за занятие,  динамические паузы в форме гимнастики для глаз, осанки, развития мелкой моторики, игровые перемены, подвижные игры на перемене и свежем воздухе, которые  способствуют сохранению здоровья детей, снимают перегрузки, повышают работоспособность.

·        Правильно организованное и сбалансированное питание имеет не маловажную роль в здоровом образе жизни ребёнка. Поэтому 100%  моих учащихся  обеспечены горячим питанием, чистой  питьевой водой.

·       Во время занятий распределяются различные виды заданий, чередуется мыслительная деятельность с физминутками, определяется время подачи сложного учебного материала, выделяется время на проведение практических работ, нормативно применяется ТСО.

·        Соблюдаю санитарно-гигиенические требования и нормы к оформлению кабинета и его содержанию (проветривание класса,  чистота помещения). В классе современная магнитная доска, над ней - лампа для лучшей освещённости, новые «ростовые» парты и стулья, для релаксации - настольные и напольные игры.

·        Организована деятельность школьников по расширению границ  применения знаний, предоставляя нестандартные задания, что позволяет обеспечивать ситуации успеха и личностного роста каждого ребёнка.

Одним их важных аспектов учебно-воспитательной работы в качестве классного руководителя и учителя предметника считаю воспитание культуры здоровья. Включаю в план работы достаточное количество профилактических, просветительских мероприятий, использую возможности активного отдыха совместно с родителями, работаю в сотрудничестве с учителем физической культуры,  с медицинским работником школы, с психологом, учреждениями дополнительного образования.

В процессе деятельности детям показываю непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком; опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье; опасность болезней века и вредных пристрастий человека.          Помогаю осознать необходимость бороться за своё здоровье. Приобщаю детей к физической культуре и спортивно-оздоровительной работе с целью укрепления жизненных, физических и духовных сил, с целью развития устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Формирую ценностное отношение к собственной жизни и здоровью.

Используются  следующие формы и средства:

·        классные часы по охране здоровья;

·        Дни Здоровья;

·        внеклассные занятия по программе М. М. Безруких «Все цвета, кроме черного»;

Целью, которых является формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни как таковой и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Дети научатся ценить свое здоровье, управлять своим настроением и отношениями с людьми, поймут, насколько важно правильно питаться и соблюдать режим дня.

Ребята обучаются по рабочим тетрадям: «Учусь понимать себя» (2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс), «Учусь общаться» (4 класс).
Кроме этого проводится работа в семье: совместная работа педагога с родителями. Рекомендую книгу для родителей «Все цвета, кроме чёрного».

В книге для родителей рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Раскрывается система работы с тетрадями для учащихся: "Учусь понимать себя"(2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс),"Учусь  общаться" (4 класс). Даются методические рекомендации, которые помогут родителям организовать занятия с ребенком дома. 

·        подвижные народные игры на переменах и на свежем воздухе (народные игры «Лапта», «Городки»);

·        ознакомление с правилами поведения на природе;

·        «Весёлые старты», внутриклассные конкурсы и состязания;

·        спортивный праздник;

·        акция «Мы – против»  и классный час «Мы выбираем здоровье» в рамках декады «Красная лента» (проводится ежегодно; ученики нашей школы выражают протест против наркомании, алкоголизма, курения, прикрепляя к своей одежде красные ленты или значки);

·        классные часы по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице, дома, в школе;

·        изготовление листовок  по здоровому образу жизни;

·        родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни;

·        создание проектов направленных на сохранение и укрепление здоровья («Наша пища», «Чай-любимый наш напиток, «Безопасность на дороге», «Витамины», «Вес школьного портфеля»).

 Использование мной  в воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий позволяет сохранять здоровье учащихся в классе в условиях максимальной включённости во внеклассную работу, ведёт к улучшению здоровья учащихся (снижению  заболеваемости ОРЗ по классу 2008-2010 г.).