Статья "Метод проектов в образовательном процессе начальной школы"

Метод проектов в образовательном процессе начальной школы.

 

Педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребёнок учится. Это - задача личностно ориентированной педагогики. Иногда её понимают, как необходимость отказа от созданной Я.А. Коменским классно-урочной системы, выдвигая на первый план в качестве альтернативы проектное обучение.

Андреас Папандреу (Институт образования, Кипр) указывает, что проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не столько результаты, но в большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий:

  1. подготовка,
  2.  планирование,
  3.  исследование (интервью, наблюдения, опросы, эксперименты),
  4.  результаты и выводы (анализ информации),
  5. представление или отчёт (устный отчёт, устный отчёт с демонстр. материалом, письменный отчёт),
  6. оценка результатов и процесса.

Учитель помогает ученикам в поиске источников, сам является источником информации, координирует весь процесс, поддерживает и поощряет непрерывную обратную связь.

Проектное обучение активизирует истинное обучение учеников, потому что оно:

  • личностно ориентированно;
  • использует множество дидактических подходов;
  •         самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • поддерживает педагог, цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Проектное обучение - полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

Проект может быть монопредметным (укладывается в классно-урочную систему), межпредметным и надпредметным (или внепредметным).

В начальной школе в основном мы используем монопредметные проекты.

Так как мы ограничены возрастными особенностями детей, то метод проектов в полном объёме мы можем использовать в III - IV классах и на предметах, приближённых к жизни наших учеников (технология, окружающий мир, литературное чтение).

Например, на уроках окружающего мира  при изучении темы "Природные зоны" видна полная форма работы над проектом:

1. Учитель ставит цель познакомиться с характерными особен-ностями всех природных зон России.

2. Класс делится на группы в соответствии с количеством изу-чаемых природных зон и отправляется в экспедицию.

    План изучения природной зоны вывешивается в классе.

3.  Исследовательский процесс (поиск и сбор материала, экскур-сии в музеи: Этнографический, Зоологический, музей Арктики и Антарктики, Ботанический сад, наблюдения, интервью с людьми, которые побывали в той или иной природной зоне) учащиеся ведут по плану изучения. Каждый ученик в группе работает по одному определённому пункту плана.

4.  Результаты и выводы своей работы ученики оформляют в виде рефератов.

5. Собранный и обработанный материал группа представляет на уроке в форме устного отчёта с демонстрационными таблица-ми, рисунками, схемами.

6. С целью проверки полученных знаний ученики готовившейся группы задают вопросы остальным учащимся.

Учитель выставляет оценку каждому ученику группы.

Возьмём другую тему: "Организм человека". Можно учителю рассказать в классе всё, что он знает про органы кровообращения, органы дыхания, нервную систему, органы чувств и т.д., нарисовать схемы, рисунки, дать задание выучить всё это. Но можно подойти к делу совсем по-другому.

Перед началом работы по данной теме я (учитель) предложила своим ученикам 4 класса изучать эту обширную тему самостоятельно, а делиться добытыми знаниями и выводами на уроках, проводимых в нетрадиционной форме - заседаниях конгресса. Дети поддержали моё предложение.

На стадии подготовки рассказала детям, что такое конгресс, и как он проходит. Совместно выяснили, для чего нужны конгрессы. Провели конкурс на лучшую эмблему и название нашего конгресса. Разделились на 6 групп, разобрали темы.

На каждом заседании конгресса одна группа - Независимая комиссия, которая планировала работу очередного заседания (совместно с учителем), вела заседание, делала выводы из услышанного и оценивала работу учащихся. Состав Независимой комиссии менялся соответственно очерёдности групп. В итоге, в этой роли поработали все.

В своих группах учащиеся планировали и распределяли работу самостоятельно, иногда советуясь с учителем. Кто-то искал материал в книгах из домашней библиотеки, кто-то шёл в школьную и районную библиотеки, кто-то занимался поиском в Интернете, подключались и родители, и учитель (приходилось корректировать тексты под детское восприятие), кто-то занимался оформлением: рисовали, чертили схемы, кто-то составлял вопросы (для них висел конверт, а на очередном заседании Независимая комиссия зачитывала полученные вопросы, а учащиеся пробовали на них ответить), кто-то подготавливал практические задания (определить вещества: лимонная кислота, соль, сахар).

Заседания конгресса "Познай себя" посвящались отдельным группам органов. На каждом заседании решали очередную проблему (например, при изучении "Органов чувств" - "Как человек общается с внешним миром").

Отчитывалась каждая группа о своей исследовательской работе устно с использованием таблиц, рисунков, с разборкой и сборкой макетов. Вся работа оформлялась в реферат.

Например на заседаниях "Органы чувств" были заслушаны доклады по темам:

  1. "Строение и функции глаза" (со схемами);
  2. "Дефекты зрения";
  3. "Природная защита глаз" (ученик сам предложил данную тему);
  4. "Гимнастика для глаз" (с обучением всех присутствующих);
  5. "Строение и функции уха" (с показом на модели);
  6. "Гигиена органов слуха" (раздали каждому в картинках, с заданием: раскрасить ту часть, где правильно);
  7. "Строение и функции языка" (с рисунком).

Независимая комиссия сделала выводы после докладчиков каждой группы, например: "Без органа слуха мы не могли бы разговаривать друг с другом, выражать свои эмоции, сохранять равновесие;" или " Язык тоже один из наших сторожей, помогает определить, что вредно организму".

В конце заседания проводилась индивидуальная работа на листках в виде схематичных ответов на вопросы. Все листки вкладывались в конверты по группам и сдавались в Независимую комиссию для последующей проверки. Оценки за урок выставляли и обосновывали также члены Независимой комиссии.

Такая форма проектного изучения возможна, когда тема даётся блоком. Когда та же тема "Организм человека" раздроблена и проходит через 4 года обучения, надо искать другие формы обучения.

На уроках окружающего мира во II классе при изучении темы "Сезонные изменения в природе" задумалась о том, что никакая книга, даже самая лучшая с красочными иллюстрациями, не заменит ребёнку общения с живой природой. Тема разбита по сезонам, обобщать и делать выводы будем только в конце учебного года. Как поддержать интерес учащихся на протяжении длительного времени? Заинтересовала тем, что наблюдать и исследовать будут сами весь учебный год, а в конце проведём КВН по защите своего времени года. Разделили класс на 4 команды (по сезонам), выбрали объект наблюдений - Шуваловский парк, и началась долгая исследовательская работа, длиною в 8 месяцев. За это время мы провели 5 уроков- экскурсий.

Увидели, что 3 осенних периода: ранняя, золотая и поздняя осень, ярко выражены в нашей местности. Наслаждались звуками и красками осеннего парка (3 экскурсии), наблюдали за птицами и животными (белками), готовящимися к зиме, собирали опавшие листья и плоды.

В зимнем парке учились определять деревья и кустарники по кроне, по форме ветвей, по цвету стволов, рассматривали зимующие под снегом растения, подкармливали птиц и белочек.

А весеннюю экскурсию ждали уже все с нетерпением. Для многих настоящим открытием стала встреча с улитками, ползающими по дорожкам и стремительно прячущими свои рожки.

Весь собранный материал понадобился на обобщающем занятии, где каждая команда защищала своё время года. Добавили и пословицы, и поговорки, и стихи, и песни, и рассказы русских писателей.

Настоящим открытием для меня (учителя) стала зарисовка Чуда, которое не повторяется в другом сезоне. Ученик команды "Зима" нарисовал зимний вечер, но на рисунке всё было розовым. Почему не голубым или фиолетовым? "Но ведь это и есть чудо: садится зимнее солнце, и - в одно мгновенье всё становится розовым", - ответил Алёша.

И привычные оценки при таком учебном процессе вряд ли нужны.

На уроках литературного чтения работаем совместно с районной библиотекой.

По заданной библиотекой теме дети планируют свою работу, делятся на 2 команды и распределяют функции внутри команды (помощь учителя по мере необходимости).

Далее ученики самостоятельно ищут литературу, начитывают материал, готовят вопросы, рисуют эмблемы и иллюстрации к прочитанным произведениям, придумывают название команды и девиз.

Результаты своей работы оформляют в рефератах и отзывах. Представление и отчёт по работе учащихся проходит в библиотеке в игровой форме.

Оценка результатов - грамота команде-победительнице. Итоги подводятся по определённой бальной системе.

На остальных уроках учителем начальной школы может проводиться подготовительная работа к полной форме проектного обучения, т.к. ввиду возрастных особенностей невозможно использовать все стадии данной методики.


 

Литература

  • «Школа проектов N 112 - от замысла до результата», СПб., СПбГУПМ, 2000 г.
  • Гузеев В.В. «Образовательная технология: от приёма до философии», Москва, "Сентябрь", 1996 г.
  • ж. «Начальная школа», N5,1997 г.
  • ж. «Начальная школа», №11, 2009 г.
  • Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Москва, "Нар. образование", 1998 г.

•       ж. «Народное образование», N9,1997 г.