Развитие учебных коммуникативных действий через организацию работы в парах на уроках в начальной школе

Прокофьева Марина Дмитриевна

«У человека к истине есть три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый трудный, но самый благородный»

    Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность к актуализации их для самостоятельного постижения знаний,  т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУН, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире полученные знания, тем легче дети будут  овладевать другими навыками и умениями и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка. [4, с.15 ]

Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.

     Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

     При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, , предлагает своё мнение, пусть даже оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).[3, с.24 ]

        Обучение работе в группах начинается с 1-го класса. Главным в этот период становится  развитие у первоклассников  умения  договориться, конструктивно общаться в парах. Они знакомятся с правилами общения: как правильно сидеть за партой, смотреть на собеседника при разговоре, тихо говорить в паре, называть товарища по имени, как соглашаться или возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушать ответ, чтобы в дальнейшем исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, поэтому следует  вызвать любую пару к доске и на примере показать, как нужно работать. Первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Необходимо  систематически подбирать задания для выполнения в паре. [2, с.9]

              В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы. Задания для индивидуальной работы  даются дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

       После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик».  Например, при изучении состава числа "8" в 1 классе, даётся задание:  «Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек, разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как узнали? Значит, 8=4+4. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого. Значит, 8=3+5; 8=1+7". 

На уроках русского языка-на доске: Рука- ручонка, ручонка- ручей

                                       Ножонка-нож, ножонка-нога.

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие - нет. Когда дети готовы, они поднимают руки домиком.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения. Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно  у учеников вырабатываются умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

  Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).         Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.) Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

  Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

При изучении нового материала  учитель может заготовить дидактические карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму. Эффективно проходит повторение и  закрепление учебного материала. Учитель готовит дидактические карточки, причем обе карточки составляются так, что они дополняют друг друга, включая все вопросы повторения. Закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к доске и выслушать её.

 При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы  застенчивые дети раскрепощаются, у них появляется уверенность в собственных силах. [1, с.21]

Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.

 

Список литературы

1. Кудряшова, Т.Г.  Групповая  форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова //Начальная   школа  плюс До и После. - 2007. - 3.

2. Кузнецова, И.В. Почему нужно работать в   группах? / И.В. Кузнецова //  Начальная школа  плюс До и После. - 2002. - 11.

3. Савушкина, Т.П. Аспекты  группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч  начальной   школы . - 2008. -4.

  4.  Цукерман Г.А., Поливанова К.П. Введение в школьную жизнь. –М.: Московский центр качества образования, 2010.

Начальное общее образование.  Вестник образования. 2004. - №5.