Главные вкладки

    Применение педагогической технологии на основе УДЕ по П.М.Эрдниеву в сочетании с ТРО при интеллектуальном развитии младших школьников.

    Тартанова Галина Анатольевна

    Тартанова Галина Анатольевна,

    учитель начальных классов,

    средняя школа №1,

    г.Актобе

    Применение педагогической технологии на основе УДЕ

     по П.М.Эрдниеву в сочетании с ТРО

     при интеллектуальном  развитии младших школьников.

    Проблема интеллектуального развития младших школьников, формирования культуры и самостоятельности мышления, развитие познавательных способностей детей и расширение математического кругозора – одна из центральных в содержании математического образования.

       Данный аспект является главным в развитии  личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к  мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

    Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится обучение по УДЕ (укрупнение дидактических единиц) и ТРО (технология разноуровнего обучения). В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.

      ТРО позволяет обучать учащихся с учетом их учебных возможностей на разных уровнях.

    Внедрение данных технологий осуществлялось в учебном процессе учащихся младших школьников.

    Применение данных педагогических технологий производится при соблюдении двух важнейших педагогических требований:

    - соответствовать учебному материалу;

    -соответствовать возрастным особенностям, возрастной психике и физическим особенностям.

    В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения - обучения».

    Главной особенностью содержания технологии П.М. Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов, а в ряде случаев и внутри блока родственных учебных предметов.

    Ключевой элемент технологии УДЕ - это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:

    а) исходная задача;

    б) ее обращение;

    в) обобщение.

    В работе над математическим упражнением отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:

    а) составление математического упражнения;

    б) выполнение упражнения;

    в) проверка ответа ;

    г) переход к родственному, но более сложному упражнению. Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указанных этапов.

    Опыт обучения на основе укрупнения единиц усвоения показал, что основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей, например:

    а) решение обычной «готовой» задачи;

    б) составление обратной задачи и ее решение;

    в) составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и решение ее;

    г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;

    д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче.

    Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций.

    Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.

    На своих уроках я чаще всего использую второй вариант разноуровнего обучения – это внутриклассная дифференциация.

    Какова же деятельность учащихся на уроках?

    С учащимися первой группы – расширение и углубление знаний, формирования умения решать задачи повышенной трудности, развитие устойчивого интереса к предмету. Развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

    С учащимися второй группы – ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать с книгой, самостоятельно работать над задачей.

    С учащимися третьей (слабой) группы – ликвидация пробелов в знаниях, умениях. 

    Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным учебным предметам может находиться в различных группах; более того, в пределах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться.

    Например:

    Совместно с учениками провожу (устно) разбор задачи, выделяя все ее части (условие, вопрос, решение, ответ). Затем один ученик решает задачу с обратной стороны доски, а остальные – решают самостоятельно.

    Затем работа в парах: дети меняются тетрадями и выполняют проверку (сверку с доской).

    Далее выполняется задание  разной степени сложности.

    Дается текст задачи :Курица снесла 17 яиц, а змея отложила на 5 яиц меньше. Сколько яиц отложила змея?

    I уровень: - составить к задаче граф- схему, если вопрос задачи «Сколько всего яиц в месяц снесут курица и отложит змея?

    II уровень: - составить две обратные задачи и решить их;

    III уровень; - составить одну обратную задачу и решить ее.

    Знания, которыми учащиеся овладевают посредством системы УДЕ в сочетании с ТРО, обладают качеством системности, представляют собой «кисточку» учебного процесса, состоящего из логически различных элементов обладающих информационной и структурной общностью, благодаря чему знания приобретают свойства устойчивости к сохранению в памяти и действенности в многообразной учебной деятельности.

    Список литературы:

    1.Елаушна-Помжаева Н.А. Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике. Н.Ш. №5,1988 г.

    2.Логачевская С.А. «Элементы НОТ в работе младших школьников» Н.Ш. №12, 1988 с.47

    3.Мор Г.Я. Н,Ш. №10, 1988 г. с. 7-9

    4.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»

    5.Эрдниев П.М. «Обучение математике в начальных классах»

    6.Эрдниев П.М. «Укрупненные знания как условия радостного учения» Н.Ш. 1999 г. №11

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл erdniev.docx16.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тартанова Галина Анатольевна,

    учитель начальных классов,

    средняя школа №1,

    г.Актобе

    Применение педагогической технологии на основе УДЕ

     по П.М.Эрдниеву в сочетании с ТРО

     при интеллектуальном  развитии младших школьников.

    Проблема интеллектуального развития младших школьников, формирования культуры и самостоятельности мышления, развитие познавательных способностей детей и расширение математического кругозора – одна из центральных в содержании математического образования.

       Данный аспект является главным в развитии  личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к  мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

    Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится обучение по УДЕ (укрупнение дидактических единиц) и ТРО (технология разноуровнего обучения). В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.

      ТРО позволяет обучать учащихся с учетом их учебных возможностей на разных уровнях.

    Внедрение данных технологий осуществлялось в учебном процессе учащихся младших школьников.

    Применение данных педагогических технологий производится при соблюдении двух важнейших педагогических требований:

    - соответствовать учебному материалу;

    -соответствовать возрастным особенностям, возрастной психике и физическим особенностям.

    В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения - обучения».

    Главной особенностью содержания технологии П.М. Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов, а в ряде случаев и внутри блока родственных учебных предметов.

    Ключевой элемент технологии УДЕ - это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:

    а) исходная задача;

    б) ее обращение;

    в) обобщение.

    В работе над математическим упражнением отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:

    а) составление математического упражнения;

    б) выполнение упражнения;

    в) проверка ответа ;

    г) переход к родственному, но более сложному упражнению. Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указанных этапов.

    Опыт обучения на основе укрупнения единиц усвоения показал, что основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей, например:

    а) решение обычной «готовой» задачи;

    б) составление обратной задачи и ее решение;

    в) составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и решение ее;

    г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;

    д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче.

    Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций.

    Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.

    На своих уроках я чаще всего использую второй вариант разноуровнего обучения – это внутриклассная дифференциация.

    Какова же деятельность учащихся на уроках?

    С учащимися первой группы – расширение и углубление знаний, формирования умения решать задачи повышенной трудности, развитие устойчивого интереса к предмету. Развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

    С учащимися второй группы – ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать с книгой, самостоятельно работать над задачей.

    С учащимися третьей (слабой) группы – ликвидация пробелов в знаниях, умениях.  

    Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным учебным предметам может находиться в различных группах; более того, в пределах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться.

    Например:

    Совместно с учениками провожу (устно) разбор задачи, выделяя все ее части (условие, вопрос, решение, ответ). Затем один ученик решает задачу с обратной стороны доски, а остальные – решают самостоятельно.

    Затем работа в парах: дети меняются тетрадями и выполняют проверку (сверку с доской).

    Далее выполняется задание  разной степени сложности.

    Дается текст задачи :Курица снесла 17 яиц, а змея отложила на 5 яиц меньше. Сколько яиц отложила змея?

    I уровень: - составить к задаче граф- схему, если вопрос задачи «Сколько всего яиц в месяц снесут курица и отложит змея?

    II уровень: - составить две обратные задачи и решить их;

    III уровень; - составить одну обратную задачу и решить ее.

    Знания, которыми учащиеся овладевают посредством системы УДЕ в сочетании с ТРО, обладают качеством системности, представляют собой «кисточку» учебного процесса, состоящего из логически различных элементов обладающих информационной и структурной общностью, благодаря чему знания приобретают свойства устойчивости к сохранению в памяти и действенности в многообразной учебной деятельности.

    Список литературы:

    1.Елаушна-Помжаева Н.А. Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике. Н.Ш. №5,1988 г.

    2.Логачевская С.А. «Элементы НОТ в работе младших школьников» Н.Ш. №12, 1988 с.47

    3.Мор Г.Я. Н,Ш. №10, 1988 г. с. 7-9

    4.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»

    5.Эрдниев П.М. «Обучение математике в начальных классах»

    6.Эрдниев П.М. «Укрупненные знания как условия радостного учения» Н.Ш. 1999 г. №11