Фрогмент урока ОРКС в 4 классе по теме : " Дружба ".

ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ

 

Основоположники: группа французских учителей «Французская группа  нового воспитания» - ЖФЭН. Идеи Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже, К. Роджерса

Целевые ориентации:

Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие детям осознавать себя и окружающий мир, развивать себя; сохранять достоинство; мыслить творчески.

Мастерскаяоригинальный способ организации деятельности учеников при участии учителя-мастера, создающего условия для инициирования  поисковой и творческой деятельности учеников.

 

Основные компоненты мастерской получения новых знаний:

  1. Индукция  (слово, рисунок, видеоряд, ассоциации, проблемная ситуация и т.п.), создающие мотивы и потребность к деятельности.
  2. Самоконструкция  - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта
  3. Социоконструкция – работа в группе с созданием определенного результата.
  4. Социализация – выступление группы (желательно каждого из группы) перед всем классом.
  5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними всех участников мастерской.
  6. Разрыв – озарение, инсайт, понимание (себя, других, процесса, закона) – это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому; внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа (в книгах, в экспериментах; самостоятельно или с помощью одноклассников и /или учителя).
  7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в процессе мастерской

(этот этап в мастерской обязателен!)

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

  • Культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться.
  • Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников
  • На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
  • Материал существует не в логической форме, а  в стихии контрастов и противоречий.
  • Процесс познания важнее и ценнее, чем само знание.
  • Знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
  • Ученик имеет право на ошибку
  • Творческая деятельность – это безоценочная деятельность
  • Мастер – для ученика, а не ученик для мастера.
  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
  • Мастер – садовник, выращивающий растение – ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.

 

Мастерская дает опыт поиска, творчества, дерзновения, а не послушания

Позиция ведущего мастера – консультант, советник, организатор. Он  создает атмосферу открытости, сотворчества в общении; он включает  эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, работает вместе со всеми; он исключает официальное оценивание работы ученика, но через социализацию, афиширование работ дает возможность  появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.

 

Разновидности мастерских

  • Погружения ( по Г.К. Лозанову, И.П. Иванову, М.П. Щетинину)
  • Студии А.Н. Тубельского
  • Мастер-классы
  • Проектные мастерские


 

 

 

 

 

 

Мастерская даёт опыт поиска творчества , дерзновения , а не послушания ..

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное  средняя общеобразовательная школа №291

 

 

учителя начальных классов Фейзуллаевой Гюзел Алихановны 

 

       статья к уроку по ОРКС (основам религиозных культур и светской этики )   : «Педагогические мастерские по теме урока   :»Дружба«

 

 

 

Цель : осознание в детском мышлении и восприятии целостности детского коллектива ; детский коллектив многообразен и интересен, потому что человек индивидуален и неповторим и каждый

 

одноклассник в нем составляющий данное сообщество-без него(товарища) скучно остальным, более того : составляющей части

 коллектива  может не быть  и- микроклимат в классе .

 

Таким образом, не будет   « нн-й» доли общества  в стране-а- это объективная катастрофа.

 

 

           Дать понять , что человек не совершенен: у каждого человека  есть недостатки и достоинства ,

          

            и они обогащают   друг друга ; и первый успех в дружбе -это единое увлечение и единый

            интерес к плодотворной деятельности, в данном случае- к дополнительному образованию,

           

            даётся в учреждении ;второй успех в дружбе-это предпосылка в виде  детских подвижных и сюжетно-ролевых  игр.


          

       Индуктор :цитата :» Друзья и  одноклассники  «

       

                              

 

                                     Ход занятия.

        

Даётся задание ученикам :написать на листочках имена все своих одноклассников и разложить их (карточки ) в хаотическом положении на свободном столике.

 

Этап индукции.

 

Затем детям дается задание брать непроизвольно карточку ,с именем товарища, и написать свое отношение к нему (предлагается выбрать имя того товарища , к кому он хорошо относится).

 

Самоконструкция.

 

Здесь . Дети зачитывают  свои сочинения о том или ином товарище,  в частности, о своем настоящем друге.

 

(На столе остались несколько карточек с именами учеников, до которых не дотронулись большинство учеников. Данная группа учеников оказалась изгоем из общества : никто не желает с ними дружить ).

 

 

  Далее детям дается задание  : образовать подгруппы и каждой подгруппе сесть за отдельные столы.

 

Перед тем дети разбирают  оставшиеся «имена»  своих одноклассников.

 

Работая в подгруппах, дети дописывают  качества своим одноклассникам , которые их сделали бы дружными и любимыми ( они у них есть, но очень редко применяют в жизни ). 

 

В подгруппах дети долго совещаются, обмениваются мнениями и  приходят к выводам ,

 

что следующие их товарищи особенные , непохожие ни на кого и это не значит , что они плохие т. е.

недружелюбные, нелюбимые  .

   Разрыв

   У них есть такие качества, чего нету ни у кого. И эти качества любому человеку помогут в трудную минуту. Только к этим одноклассникам   нужно  обратиться за помощью ….

Социализация.

 

Представитель каждой подгруппы зачитывает свое новое сочинение.

 « Рефлексия «

 

Детское выступление начинается из предложенных фраз : « Когда я улучшаю свое отношение к Артёму , то он может стать очень хорошим другом для всех…

 

Он не будет демонстрировать свои умения и навыки ( накопленный опыт ) по опасным « восточным « приёмам.

 

 Прежде, чем поступать так или иначе , он много раз подумает ( поставит себя на позицию товарищей ).

 

Если Артём   кардинально пересмотрит своё  поведение в обществе , изменяя  своё отношение к товарищам  и  начнёт дружить со своими  одноклассниками , то  у одноклассников  уже есть друзья.. Следовательно  , круг дружбы замыкается ( по логическому закону -транзитивность ).., где есть три и более друга ...

 Расширяется круг друзей.

 

 

 

Очень часто у детей складывается стереотипное мнение : « Я с ним не дружу « или « Со мной никто не дружит «

Таким образом , некоторым детям в детском коллективе присваиваются свои места , и у них  появляются чувства отчуждённости ,  комплекс не до востребованности  или наоборот- избежание своих одноклассников,

 негативное отношение ( без особых причин ), сужение круга  общения ,отсюда-деградация детской личности.

 

Зачастую, стереотипная фраза:  »я с ним не дружу «  в детском коллективе повторяется...

 

Можно считать , что данная фраза-это мнение социокультурного окружения. Её может ребёнок

запомнить и необдуманно повторить.

 

 

Индукция.

 

Затем зачитывается лучшее сочинение с портретом друга, описание качества друга по его портрету

(«Черты характера моего друга» ).

 

Афиширование

 

Вывешивается на доске(затем в уголке класса ) портрет и сочинение о друге.

 

Можно поиграть в игру на тему дружба ( прочитать рассказы на эту же тему ).

 

( можно  исполнить  песню с детьми  на слова М. Танича и на музыку В Шаинского  : « Если с другом вышел в путь...».).( Рассказ Н. Булгакова : « Не грусти , Аня ! « ).