Фрогмент урока ОРКС в 4 классе по теме : " Дружба ".
ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ
Основоположники: группа французских учителей «Французская группа нового воспитания» - ЖФЭН. Идеи Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже, К. Роджерса
Целевые ориентации:
Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие детям осознавать себя и окружающий мир, развивать себя; сохранять достоинство; мыслить творчески.
Мастерская – оригинальный способ организации деятельности учеников при участии учителя-мастера, создающего условия для инициирования поисковой и творческой деятельности учеников.
Основные компоненты мастерской получения новых знаний:
- Индукция (слово, рисунок, видеоряд, ассоциации, проблемная ситуация и т.п.), создающие мотивы и потребность к деятельности.
- Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта
- Социоконструкция – работа в группе с созданием определенного результата.
- Социализация – выступление группы (желательно каждого из группы) перед всем классом.
- Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними всех участников мастерской.
- Разрыв – озарение, инсайт, понимание (себя, других, процесса, закона) – это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому; внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа (в книгах, в экспериментах; самостоятельно или с помощью одноклассников и /или учителя).
- Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в процессе мастерской
(этот этап в мастерской обязателен!)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
- Культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться.
- Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников
- На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
- Материал существует не в логической форме, а в стихии контрастов и противоречий.
- Процесс познания важнее и ценнее, чем само знание.
- Знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
- Ученик имеет право на ошибку
- Творческая деятельность – это безоценочная деятельность
- Мастер – для ученика, а не ученик для мастера.
- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
- Мастер – садовник, выращивающий растение – ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.
Мастерская дает опыт поиска, творчества, дерзновения, а не послушания
Позиция ведущего мастера – консультант, советник, организатор. Он создает атмосферу открытости, сотворчества в общении; он включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, работает вместе со всеми; он исключает официальное оценивание работы ученика, но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.
Разновидности мастерских
- Погружения ( по Г.К. Лозанову, И.П. Иванову, М.П. Щетинину)
- Студии А.Н. Тубельского
- Мастер-классы
- Проектные мастерские
Мастерская даёт опыт поиска творчества , дерзновения , а не послушания ..
Государственное бюджетное общеобразовательное средняя общеобразовательная школа №291
учителя начальных классов Фейзуллаевой Гюзел Алихановны
статья к уроку по ОРКС (основам религиозных культур и светской этики ) : «Педагогические мастерские по теме урока :»Дружба«
Цель : осознание в детском мышлении и восприятии целостности детского коллектива ; детский коллектив многообразен и интересен, потому что человек индивидуален и неповторим и каждый
одноклассник в нем составляющий данное сообщество-без него(товарища) скучно остальным, более того : составляющей части
коллектива может не быть и- микроклимат в классе .
Таким образом, не будет « нн-й» доли общества в стране-а- это объективная катастрофа.
Дать понять , что человек не совершенен: у каждого человека есть недостатки и достоинства ,
и они обогащают друг друга ; и первый успех в дружбе -это единое увлечение и единый
интерес к плодотворной деятельности, в данном случае- к дополнительному образованию,
даётся в учреждении ;второй успех в дружбе-это предпосылка в виде детских подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Индуктор :цитата :» Друзья и одноклассники «
Ход занятия.
Даётся задание ученикам :написать на листочках имена все своих одноклассников и разложить их (карточки ) в хаотическом положении на свободном столике.
Этап индукции.
Затем детям дается задание брать непроизвольно карточку ,с именем товарища, и написать свое отношение к нему (предлагается выбрать имя того товарища , к кому он хорошо относится).
Самоконструкция.
Здесь . Дети зачитывают свои сочинения о том или ином товарище, в частности, о своем настоящем друге.
(На столе остались несколько карточек с именами учеников, до которых не дотронулись большинство учеников. Данная группа учеников оказалась изгоем из общества : никто не желает с ними дружить ).
Далее детям дается задание : образовать подгруппы и каждой подгруппе сесть за отдельные столы.
Перед тем дети разбирают оставшиеся «имена» своих одноклассников.
Работая в подгруппах, дети дописывают качества своим одноклассникам , которые их сделали бы дружными и любимыми ( они у них есть, но очень редко применяют в жизни ).
В подгруппах дети долго совещаются, обмениваются мнениями и приходят к выводам ,
что следующие их товарищи особенные , непохожие ни на кого и это не значит , что они плохие т. е.
недружелюбные, нелюбимые .
Разрыв
У них есть такие качества, чего нету ни у кого. И эти качества любому человеку помогут в трудную минуту. Только к этим одноклассникам нужно обратиться за помощью ….
Социализация.
Представитель каждой подгруппы зачитывает свое новое сочинение.
« Рефлексия «
Детское выступление начинается из предложенных фраз : « Когда я улучшаю свое отношение к Артёму , то он может стать очень хорошим другом для всех…
Он не будет демонстрировать свои умения и навыки ( накопленный опыт ) по опасным « восточным « приёмам.
Прежде, чем поступать так или иначе , он много раз подумает ( поставит себя на позицию товарищей ).
Если Артём кардинально пересмотрит своё поведение в обществе , изменяя своё отношение к товарищам и начнёт дружить со своими одноклассниками , то у одноклассников уже есть друзья.. Следовательно , круг дружбы замыкается ( по логическому закону -транзитивность ).., где есть три и более друга ...
Расширяется круг друзей.
Очень часто у детей складывается стереотипное мнение : « Я с ним не дружу « или « Со мной никто не дружит «
Таким образом , некоторым детям в детском коллективе присваиваются свои места , и у них появляются чувства отчуждённости , комплекс не до востребованности или наоборот- избежание своих одноклассников,
негативное отношение ( без особых причин ), сужение круга общения ,отсюда-деградация детской личности.
Зачастую, стереотипная фраза: »я с ним не дружу « в детском коллективе повторяется...
Можно считать , что данная фраза-это мнение социокультурного окружения. Её может ребёнок
запомнить и необдуманно повторить.
Индукция.
Затем зачитывается лучшее сочинение с портретом друга, описание качества друга по его портрету
(«Черты характера моего друга» ).
Афиширование
Вывешивается на доске(затем в уголке класса ) портрет и сочинение о друге.
Можно поиграть в игру на тему дружба ( прочитать рассказы на эту же тему ).
( можно исполнить песню с детьми на слова М. Танича и на музыку В Шаинского : « Если с другом вышел в путь...».).( Рассказ Н. Булгакова : « Не грусти , Аня ! « ).