Урок чтения в 4 классе "Буква Л и звук Л в слогах,словах и предложениях"

Чаюн Марина Михайловна

Урок чтения в 4 классе.

Тема: «Буква Л и звук Л в слогах, словах, предложениях».

Цель: Автоматизировать звук Л  в слогах, словах, предложениях.

Задачи: Коррекционно- образовательная: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах, предложениях, формировать, соотносить фонему с соответствующей графемой.

Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; формирование правильного речевого дыхания, голоса, развитие моторики пальцев рук; развитие внимания и памяти, обогащение словарного запаса на материале лексической темы.

Коррекционно-воспитательные: воспитание эмоционального отношения к происходящим событиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционный профиль, схема артикуляции, схема характеристикизвука, тетради, мяч, настенная касса букв, схемы для звуко-слогового анализа слов, набор предметных картинок (лыжи, ведро, яблоко, огурец, свёкла, лук, клубника, стакан, молоко).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психологический настрой (на фоне музыки).

– Посмотрите  на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите сами себе: “У меня хорошее настроение!”

 – Покажи картинку, которая соответствует твоему настроению.(дети показывают лица)

2. Вводная беседа учителя

-Ребята, сегодня в гости к  нам пришёл сказочный герой, кто это? ( Колобок)

_ Колобок, откуда ты взялся?  Да ты ещё и с волшебным мешочком. Давай послушаем, что он нам расскажет?

Колобок начал свой рассказ.

- Я, от бабушки ушёл и от дедушки ушёл, слышите, в небе самолёт гудит. Я на нём прилетел! Как гудит самолёт?

3.Произношение изолированного звука.

– Упражнение “Самолёт гудит”. Гул самолёта был то громче, то тише.

Самолет летит: л-л-л…

– Самолёт приближается л-л-Л-Л…

 – Самолёт удаляется: Л-Л-л-л…дети произносят.

– Я пошёл за хорошим настроением .  – Сказал колобок.

– Собрал я мешок. А что я положил туда?

Игра “Чудесный мешочек” – (в мешочке пластмассовая буква Л).

-Догадалась, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуком «Л»)

(Дети произносят перед зеркалом звук [Л] и при этом наблюдают за положением органов артикуляционного аппарата)

– Сегодня мы будем  учиться правильно и красиво произносить звук [Л] в слогах, в словах, в предложениях.

-Колобок подкрепись перед дорогой.

 – Колобок выпил стакан молоко, налил молочка кошке Мурке.

3.Артикуляционная гимнастика.

– Как кошечка лакала молоко? Лошадка, индюк.

4.Анализ артикуляции по плану.

– В каком положении находятся губы при произношении звука [Л]? (Губы растянуты.)

 – В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены.)

 – Где находится кончик язычка? (Кончик языка поднят вверх.)

 – Работают ли голосовые связки? (Голосовые связки работают.)

Характеристика звука.

– Звук [Л] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? (Согласный твёрдый, звонкий.)

 – Почему? (Язык создаёт преграду воздуху.)

Активизация звука в словах.Закрепление звука в словах.

– Что взял с собой в дорогу колобок вмешочке?

Назови предметы и выбери, в которых есть звук л (лыжи, ведро, яблоко, свёкла, стакан, сыр, клубника, огурец, молоко). (Колобок взял лыжи, взял яблоко...)

Игра “Найди лишнее”.

– Определи, что лишнее в этом ряду:

(лыжи, яблоко, свёкла, сыр, клубника, молоко)

Какой предмет лишний? (сыр). Почему? (В слове «сыр» нет звука «л»).

–  Вышел Колобок из дома, сильный ветер подул ему в лицо. Как подул ветер?

Работа над развитием дыхания.

– Упражнение: вдох через нос, выдох медленно через рот.

 – Начался листопад. Листья падали  прямо на ладони.

 – Упражнение “Листпад” (материал для поддувания–дадонь, лист).

Закрепление зрительного восприятия буквы.

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

 – Какая буква соответствует звуку Л?

 – Найдите её в нашем волшебном домике.

Буква «л» играет с нами в прятки. Найди букву «л

в картинках.

 – На что похожа буква Л?

Алфавит продолжит наш

 Буква Л – лесной шалаш.

.Закрепление звука в слогах

– Игра “Поймай звук”.

 – Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Л].

ма ла роло ку лусылы ту .

-Закрепление звука в словах

Идёт колобок дальше, слышит, кто-то шуршит на дереве. Испугался.

Загадка:

Быстрый маленький зверёк,

 Он по веткам скок-поскок.

– Вы догадались, кто это? (Белка.)

– Как называется жилище у белки? (Дупло.)

(Дети производят звукослоговой анализ слова белка.

Закрепление звука в предложении.

– Составьте предложение со словом белка.

Белка прыгает по веткам.

Не успела белка отблагодарить колобка, как из-за кустов появился волк.

– Я съем тебя, колобок. И заберу у тебя лыжи, они мне понравились, – сказал волк.

 – Не ешь меня, волк, мне за  хорошим настроением надо.

 – Если выполнишь моё задание, то я отпущу тебя  (чистооговорка)

-Ла-ла-ла на дворе коза

Пошёл колобок дальше.А возле ёлки лиса крутится. Говорит она колобку:

– Колобок, я тебя съем!

 – Не ешь меня, ответил колобок, я за хорошим настроением для бабушки и деда иду .

– У меня вот тоже настроение не праздничное.

Игра “Доскажи словечко”.

Работа наша шла на лад

 Получите … (шоколад).

(Дети получает  небольшую  шоколадку “Алёнка”.)

Итог урока. Оценка работы учащегося.

– Какую сказку мы сегодня вспомнили?

 – Назови сказочных героев.

 – Какой звук ты продолжаешь  учиться правильно и чётко произносить?

 – В каком положении находятся губы, зубы, кончик языка при произнесении звука [л]?

Рефлексия.

Было ли интересно?

Поднялось твоё настроение? Покажи картинку, которая сейчас соответствует твоему настроению.