Моя педагогическая философия

Левченко Наталья Викторовна

 

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

Именно духовно-нравственное воспитание я взяла за основу своей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya_7.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

Именно духовно-нравственное воспитание я взяла за основу своей педагогической деятельности.

 Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

В своём сочинении  я попытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путём нравственности,  добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека, какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям ещё до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определённым мировоззренческим принципам.

Дети очень любят традиции, гордятся свои домом, своей семьёй. Но они, же охотно принимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей. Согласие между людьми, между народами - это самое драгоценное и сейчас необходимое для человека.

В чём самая большая цель жизни? Я думаю увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро - это, прежде всего счастье всех людей.  Оно слагается из много, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, всё мудрее.

Мудрость-это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость постепенно гаснет, и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться.

Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее  и ту стойкую совесть, которая ценнее всего в старости.

Жизнь – это, прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать! Так думали исстари. «Дух вон!» - это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни.

Хорошенько выдохнуть  все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть всё, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту.

Человек должен думать всегда о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпеливым к людям, искать в них, прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслонённую красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе,  в городе, посёлке улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живёт человек.

Я долго искала это слово - сфера. Сначала я  сказала себе: «Надо расширять границы жизни» - но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами.

Расширять пределы жизни не гадится для выражения моей мысли по той же причине.

Расширять горизонт жизни – это уже лучше, но всё  же что-то не то.  У Максимилиана Волошина есть хорошее придуманное им слово – «окоем». Это всё то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания.  Жизнь не может быть сведена к бытовым знаниям, впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя; жизнь животного мира, растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении и в прошлом и в настоящем, и в будущем.…  А жизнь бесконечна глубока.  Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже. Уметь извиняться, признавать перед другими свою ошибку – лучше, чем юлить или врать.

Обманывая, прежде всего человек обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Природа создавала человека много миллионов лет назад, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена.

Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни…

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы  жить, должен родиться художником, балериной или учёным.  Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас говорят «ауру добра» вокруг себя.

Например, в общество человек может внести с собой атмосферу подозрительности, какого – то тягостного молчания, а может внести сразу радость и свет. Вот это и есть творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет память. Какую  он оставит  по себе память? Об этом должен заботиться каждый не только с определённого возраста, но я думаю с самого рождения.         Свои убеждения я стараюсь передать своим ученикам. Я считаю, что ребёнок ближе взрослого стоит к идеалу, гармонии, правде, красоте и добру.

Я учу своих детей быть добрыми, отзывчивыми, учу их жить честно. Стараюсь развивать у детей чувство ответственности и долга, заботливое и уважительное отношение ко всему окружающему их. Воспитываю у учащихся любовь к родной природе, семье, к родному краю, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Учу их видеть и любить мир.