Главные вкладки

    Открытый урок. «За» или « против»?

    Татьяна Михайловна Захарченко

        

    Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

      Какое место занимает открытый урок в современной школе? Часть учителей относится к ним отрицательно, выделяя, прежде всего, показной характер этих уроков. Другие учителя признают пользу открытых уроков, характеризуя их как лабораторию педагогического опыта, профессионального обмена мнениями. Вопрос этот не нов. Он волновал и волнует всех учителей: и молодых, и начинающих, и умудрённых опытом. Но особенно остро он стоит сегодня, когда перестраивается наша система просвещения, когда меняется отношение общества к школе. Некоторые учителя считают, что обновление школы – это обязательная ломка всего старого, это отказ от того, чем жила наша школа последние годы. И поэтому сегодня понятие «открытый урок» они воспринимают почти как архаизм.

       Из опыта работы знаю, что  у открытого урока есть сторонники и противники. И каждая группа находит свои аргументы «за» и « против». Это  вполне естественно, так как любое действие или явление имеет позитивные и негативные стороны. Нельзя однозначно и утвердительно сказать: «открытые  уроки необходимо отменить»  или, наоборот, «обязательно проводить».

       Нужны ли сегодня открытые уроки? Что они дают учителям, учащимся, присутствующим гостям? Урок – процесс сложный. Присутствие на уроке чужих глаз может нарушить единение учителя и учеников. Многие педагоги считают, что присутствие посторонних людей намного снижает внимание и работоспособность учащихся, создаёт для определённой группы ребят нервозную обстановку. Иногда больших нервов эти уроки  стоят и учителю, отважившемуся проводить их. В этом состоит главная мотивировка противников открытого урока.

        Но есть и другая сторона. Как учитель может познакомиться с новаторскими приёмами, с новыми методическими находками? Как узнать, над какими проблемами работают твои коллеги? В конце концов, как сверить свою работу с работой других учителей? Как ответить на непростые порой вопросы: «То и так ли я делаю? Не отстала ли от современного уровня преподавания?»   Открытый урок – это окно в этот огромный и изменяющийся мир, мир творчества и профессионализма. Проводя открытый урок, учитель, демонстрирует использование всех его компонентов, обеспечивающих синхронность обучения и уверенное продвижение учеников к поставленной перед ними цели, что является главным критерием урока. 
      Для меня всегда   открытый урок был  приглашением  к совместному раздумью. Учитель знакомит своих коллег – единомышленников с новыми педагогическими находками, показывает, как он разрешает ту или иную проблемную ситуацию урока, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта.

    Наблюдающий  урок определяет сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения, их функциональное изменение в сочетании с вновь  вводимыми,  изучает возможность достижения предлагаемой новацией цели  обучения с меньшими затратами времени и сил.   При  наблюдениях  на открытом уроке посещающий его педагог также отвечает на вопросы, сможет ли он применить предлагаемое в своем опыте? Каковы границы его применения? Какие дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе?  и т.д. Таким образом, изучается  опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, а значит,  одновременно подвергает оценке и своя  деятельность.

    Следовательно, открытые уроки шлифуют профессиональное мастерство как проводящего, так и посещающего их педагога. Первый апробирует или совершенствует новые методические изыскания, второй преломляет их сквозь призму своей эрудиции, опыта и потенциала, чтобы всё увиденное и услышанное творчество переработать и использовать на своих уроках. 
         Отвечая на вопрос: «За или против», я говорю: «За!» Пожалуй, помню каждый данный мною открытый урок. Это были и конкурсные уроки, и уроки обмена опытом, и семинары, и открытые уроки для родителей. И каждый из них – это движение вперёд: и моё, и моих учеников!

         

     

    Комментарии

    Назырова  Голифар Галиулловна

    я за открытые уроки. У нас для аттестации необходимо снять два видеоурока. Дети уже привыкли, не обращают никакого внимания ни на камеры, ни на присутствующих.

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Голифар Галиулловна, я видео не снимала ни разу. Как-то не пришлось. Только открытые внеклассные мероприятия.

    Назырова  Голифар Галиулловна

    Татьяна Михайловна, снимайте. Это замечательно...на память хотя бы. С детьми просматриваем внеклассные мероприятия (тоже снимаем по возможности)-море эмоций!

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Подумаю! А кто у вас обычно снимает? Приглашаете кого-то или родители?

    Назырова  Голифар Галиулловна

    если внеклассное мероприятие приглашаем всех желающих,снимает коллега-учитель нач.классов, снимают и родители. Уроки снимают учителя, у которых, к примеру "окно"

    Зарьянова Марина Кирилловна

    Недавно проводила открытое мероприятие на методобъеденении. Спасибо коллегам, что доброжелательно отнеслись к моей работе, проанализировали без резкой критики и замечаний.

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Марина Кирилловна, соглашусь с вами, что доброжелательно настроенные зрители на открытом уроке создают правильную атмосферу. Думаю важно, чтобы не пропало желание пригласить на урок снова)

    Хабибуллина Резеда Рафаэлевна

    У нас для аттестации необходимо снять хотя бы один урок. А вот кто будет снимать, это уже другой вопрос.

    Осипова Наталья Александровна

    Открытые уроки, безусловно, нужно показывать. Открытые уроки на видео можно впоследствии оформить в видео-сборник. Съемку таких уроков могут вести родители учеников.

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Готовлю очередной открытый урок)