Главные вкладки

    Экологический учебный проект “Собака- друг человека”

    Шкурова Яна Михайловна

    Разработка экологического учебного проекта
    “Собака- друг человека”

    Введение.

    Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

    К сожалению, уроки окружающего мира ограничиваются стенами классной комнаты. Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.

    Экологический проект может рассматриваться как дополнение к существующим программам, может быть выделен в качестве факультативных занятий.

    Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно на доступном для них уровне.

    В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики работы с детьми.

    Этот проект подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_proekta.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка экологического учебного проекта
    “Собака- друг человека”

    Введение.

    Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

    К сожалению, уроки окружающего мира ограничиваются стенами классной комнаты. Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.

    Экологический проект может рассматриваться как дополнение к существующим программам, может быть выделен в качестве факультативных занятий.

    Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно на доступном для них уровне.

    В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики работы с детьми.

    Этот проект подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме.

    Разработка проекта.

    Рассмотрим основные стадии разработки учебного проекта:

    1. Разработка проектного задания.
    2. Разработка самого проекта.
    3. Презентация.
    4. Рефлексия.

    Определим систему действий учащихся и учителя на разных стадиях.

    1. Разработка проектного задания.
    1. Учитель предлагает тему проекта “Собака – друг человека”, формулирует проблему проекта “Как собаки помогают людям и не наносим ли мы вреда домашнему животному-собаке, когда берем его в свой дом?”

    Цель проекта:

    Познакомить учащихся с тем, как верна людям собака во все времена; изучение проблемы жизни домашних животных с человеком и определение возможностей по ее улучшению и оздоровлению.

    Задачи:

    • научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;
    • проводить исследовательскую работу по изучению жизни и поведения домашних животных;
    • дать практические рекомендации по улучшению и оздоровлению жизни домашних животных.

    В качестве объекта исследований выбрано домашнее животное- собака. На примере собаки могут быть рассмотрены взаимосвязи её с окружающей средой.

    Каждый ученик выбирает объект наблюдений. В результате среди объектов наблюдений у каждого учащегося оказалось по одной собаки.

    На этой основе учитель организует работу  в одной группе.

    1. Подготовка материала.
    2. Учитель готовит задания для группы, вопросы, на которые надо получить ответы.
    3. Учитель формирует творческую группу, заранее распределяет роли.
    4. Обсуждение конкретных выходов по проекту.
    • сочинение про свою собаку;
    • поделки;
    • инсценировка, стихи;
    • песня «Человек - собаке друг!
    •  презентация “Как собаки помогают людям »
    •  Кодекс правил поведения с собакой
    1. Разработка проекта.

    Группа осуществляет поисковую деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты.

    1. Самостоятельно планируют работу.

    (“Прежде чем действовать, поразмышляй!”).

    1. Этап замысла.
    2. Этап осуществления замысла.
    3. Подготовка работы к презентации.

    Учитель консультирует, координирует и корректирует.

    III. Презентация.

    1. Группа  докладывает учителю о результатах работы.

    • 2. Презентация - выступления с докладами от группы ( группа представляет работу: (инсценировку, сочинение про свою собаку, поделки, презентация “Как собаки помогают людям »,  кодекс правил поведения с домашними животными)).

    3. Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.

    1. Рефлексия деятельности. 

    Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.

    Позволила раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы.

    Польский педагог и психолог В. Оконь подчеркивал, что “работа в группе предоставляет ученику большую свободу по сравнению в фронтальной формой обучения, где он стеснен присутствием учителя и класса, с другой стороны, эта свобода ограничена свободой других членов группы…”

    Результаты исследования группы  получили высокую оценку и одобрение.

    Способ решения проекта.

    Тема: “Собака – друг человека”.

    План.

    1. Видео учащихся со своими собаками.
    2. Презентация “Как собаки помогают людям».
    3.  Инсценировка “Откуда берутся бездомные собаки?” (наблюдение, исследование)
    4. Откуда берутся бездомные собаки (наблюдение, исследование)
    5. Хорошо ли моей собаке у нас дома? (наблюдение, исследование) 
    6. Заключительная песня

    1. Видео учащихся со своими собаками.

    2. Презентация “Как собаки помогают людям».

    3. Инсценировка “Бездомная собака”

    Однажды я встретил бездомную собаку:
    — Как Ваши дела?
    — Ничего, понемножку...
    — Я слышал, что Вы тяжело заболели...
    — Болела.
    — Так значит, лежали в постели?

    • Лежала на улице много недель

    - Бездомной, мне некуда ставить постель.
    Подумал я: “Странно, что в мире огромном
    Нет места собакам и кошкам бездомным”.

    (А. Дмитриева “Бездомная собака”)

    4. Откуда берутся бездомные животные? (наблюдение, исследование)

    Откуда берутся бездомные животные? Не виноваты ли в этом мы, люди?

    Хотят на день рождения
    Мне подарить щенка,
    Но я сказал: “Не надо!
    Я не готов пока!”

    (С. Михалков “Зяблик”)

    Взять животное в дом — это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить — не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств. Животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой

    Нельзя брать животное в дом, если кто-то из родных возражает. Тем более, хозяин должен отвечать за то, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей посторонним людям. Очень часто владельцы животных пренебрегают этим требованием. Как правило, овчарок, догов, колли, боксёров и даже печально известных бультерьеров они выгуливают без поводка и намордника, не считаясь с тем, что маленькие дети, а порой и взрослые, испытывают перед ними страх. Сколько людей от испуга в детстве на всю жизнь остались заиками, сколько с укусами обращаются к врачам! Без намордника и короткого поводка собаку нельзя выводить из дома, а тем более возить в общественном транспорте.

    Нередко хозяину становятся в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом.

    По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Стая бродячих собак может загнать и загрызть даже крупного зверя, например косулю или оленёнка.

    Бросая своих домашних животных или унося от дома, а значит, и от хозяина глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.

    5. Хорошо ли моей собаке  у нас дома? (наблюдение, исследование)

    Учащиеся зачитывают сочинения о своих собаках , о том, как они заботятся о них, какие забавные случаи происходили с их четвероногими друзьями и отвечают на поставленный вопрос.

    6. Заключительная песня

    Заключение.

    Рекомендации, составленные детьми, работавшими по проекту, показали, что главная цель – воспитание бережного отношения к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических знаниях – была достигнута.

    Очевидно, что экологический проект играет большую роль в воспитании, образовании младшего школьника, развивает исследовательские умения, умение искать путь решения поставленной задачи, развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению, способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учениками.

     

    Список использованной литературы

    1. Лекции Пахомовой Н.Ю.
    2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие. Мн., “Асар”, 1996
    3. Пахомова Н.Ю. Метод проектов // Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996 г. №1, 2
    4. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
    5. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта.// Учитель. 2000 г. №1,4.
    6. Пономарева О.Н., Кононова Е.В. Охрана животных. // Начальная школа 1999 №8
    7. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе // Начальная школа 1998 №6
    8. Чижевский А.Е. “Экология у нас дома. Малый экологический практикум” // Начальная школа 1998 №6.