ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Ружбеляева Л.В.

учитель начальных классов,

 ГБОУ РМЭ "Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования",

г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

 

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование духовно-нравственных ориентаций в условиях ФГОС. Раскрывается организация воспитательного процесса в современной школе. Автором приводятся формы и методы духовно-нравственного развития в процессе урочной и внеурочной деятельности.

 Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьник, урочная и внеурочная деятельность.

 

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного развития должна быть направлена на формирование духовных ценностей обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Поэтому не случайно духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный социальный заказ.

Основной "целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".[3, с. 12] 

В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических, православных и национальных традиций.

Воспитывать нравственные качества совсем не просто. С первых дней обучения ребенка в школе отношения «учитель – ученик» должны строиться на   доверии, искренности и  уважении. Только такое доверительное отношение дает плоды воспитания. Воспитать – значит способствовать формированию духовного, сердечного, отзывчивого. Необходимо «пробудить» в нем душу, воспитать чуткость, волю к духовному совершенству, радость любви, вкус к доброте, милосердию.

В плане духовно-нравственного воспитания велика роль уроков литературного чтения. Чтение и анализ статей, рассказов, стихотворений, знакомство с устным народным творчеством на уроках литературного чтения помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети с удовольствием читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме.

Ученики нашего класса сами придумывают истории, сказки о добре, справедливости. Обучающиеся нашей начальной  школы – это будущие музыканты, будущие носители культуры, поэтому сказки они ставят музыкальные, на собственные стихи  сочиняют песни, придумывают сценки.

На уроках  русского языка  ведущим направлением работы является обучение написанию изложений и сочинений. Подобранные тексты из художественных произведений детских писателей, очерков натуралистов, очевидцев событий несут в себе нравственно – эмоциональную значимость Работа с пословицами и поговорками из текста учебника позволяют формировать  нравственные представления о качествах личности.

"Природа является одним из мощнейших агентов в воспитании человека". [2, с.50] На уроках окружающего мира формируются основы мировоззрения, развивается самостоятельность, социализация – приобщение ребенка к жизни в обществе. Учитель не только вооружает детей системой знаний по предмету, но и формирует экологическое сознание, бережное отношение к природе, вырабатывает экологическое поведение.

На наших уроках используются различные виды работ. Особой формой организации учебной деятельности на уроках окружающего мира являются экскурсии. Экскурсии в природу – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости и чуткости. Экскурсии по родному городу – способствуют формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма, гордости за Родину.

Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности.

          Одной из форм воспитания духовно-нравственной личности является краеведение. Главная задача краеведческой  работы   в   начальной  школе ­– формирование у детей общеучебных навыков. Важная составляющая  краеведения  – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.
         Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Учащиеся нашего класса с большим желанием участвуют с проектами как в научно-практических конференциях школьного уровня, так и на конференциях республиканского уровня. Вот некоторые темы проектов учащихся, в которых глубоко изучены и отображены исторические и краеведческие материалы: «Календарь древних мари», «Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны», «Дети войны», «Из бабушкиного сундука».

Духовно –  нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. "На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость", – писал В.А. Сухомлинский.[1, с. 397] Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

 Без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата.  Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников проводим родительские лектории, на которых даются рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Реализация проекта «Моя семья» захватывает все годы обучения в начальной школе. На уроках  составляли родословные карты семей с выпуском буклетов, писали сочинения на тему: «Традиции моей семьи», проводили классные часы, посвященные Дню семьи, проводили устные журналы (чтение с рассуждением), где анализировали различные семейные ситуации. Итогом всей проводимой работы стал открытый классный час: «Мой дом – моя семья».

Итак, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

 

Список литературы:

1. Сухомлинский В. А. Избр. пед. сочинения: В 3х Т., Т.3/Сост. О. С. Богданова, В.З. Богданова, В. З.Смаль, А. И.Сухомлинская, – М.: Педагогика, 1981. – 640 с.

2. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. Т.1-2. Под ред. А.И.Пискунова (отв. ред.) Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой – М., Педагогика, 1974. Т.1.584 с. Т.2.440 с.

3. Данилюк А. Я. ,А. М. Кондаков В. А. Тишков.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, – Москва «Просвещение», 2009. –  24 с.