Рекомендации психолога по подготовке ребенка к школе.

Баданина Татьяна Александровна

Небольшое лирическое отступление...Вот и я дожила до того момента, когда на собрании для родителей будущих первоклассников вижу своих бывших учеников...smiley

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

Анатомо-физиологическая готовность

рост, вес, общее состояние здоровья должно соответствовать «паспортному» возрасту;

развитие крупной и мелкой моторики (лепка из глины и пластилина, картины из пластилина; вырезание ножницами; штриховка; рисование и раскрашивание картинок; конструирование; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; завинчивание и развинчивание крышек, гаек; нанизывание пуговиц и бус; плетение косичек из ниток; переборка круп; все виды ручного творчества, изготовление поделок из бумаги и природного материала; игры с кубиками, мозаикой; «показ» стихотворения руками)

развитие зрительно-пространственной координации («глаз и рука дружат между собой») (копирование узоров, точек, нарисованных вразброс; повторение фигур из счетных палочек; составление пазлов, графические диктанты; ориентировка в пространстве );

показатели биологического развития: смена молочных зубов и выполнение филиппинского теста (правой рукой, прекинутой через голову, ребенок должен достать свое левое ухо. Если достал - к школе готов)

Интеллектуальная готовность

(педагогическая)

знает буквы;

различает звуки на слух (игры в слова: назвать предметы, начинающиеся на определенный звук, придумать слова, в которых встречается заданная буква; игра в слова по типу «игры в города»- слон-носок)

обладает словарным запасом;

умеет рассказать по картинке, пересказать короткий рассказ, ответить на вопросы (не забывайте читать книжки с увлекательным сюжетом; обсуждая прочитанное, учите ребенка ясно выражать свои мысли, грамотно отвечать на вопросы, помогайте довести мысль до конца);

считает в пределах 10 (прямой и обратный счет, знание предыдущих и последующих чисел в пределах 10; умение сравнивать числа, т. е. понимать, какое больше, какое меньше);

имеет элементарный запас знаний по математике (ориентировка в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д.; письмо цифр карандашом на бумаге, палочкой на земле, выкладывать из камешков; между делом посчитать шишки, птичек, деревья; предлагать ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни).

рука подготовлена к письму, правильно держит карандаш, ручку.

Интеллектуальная готовность

(психологическая)

способность к концентрации внимания (в старой книжке зачеркивать заданную букву в течение 5 минут; на прогулке искать предметы с заданным признаком — круглые, желтые.., потом вспомнить все,что видел; найти различия между двумя картинками);

развитие краткосрочной слуховой и зрительной памяти («игра в разведчиков»: назвать 10 цифр или слов, ребенок должен повторить, если назвал 6 и более- это хорошо; нарисовать картинку по заданию, которое ребенок должен запомнить; запомнить и повторить инструкцию по выполнению несложного поручения)

развитие логического мышления (классификация, обобщение, сравнение);

развитие творческого мышления (на что похожи облака?; рисование с помощью клякс; рассказы по картинкам; нарисованные геометрические фигуры превратить в предметы);

развитие речи;

развитие познавательной активности, проявление любознательности, желания учиться новому (не отмахиваться от вопросов; рассказывать истории из собственной школьной жизни)

работоспособность, умение доводить начатое дело до конца.

Эмоционально-волевая готовность

ребенок способен поставить цель;

принять решение;                                               (когда ребенок мастерит поделку)

наметить план действия, исполнить его;

проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия;

оценить результат своего действия;

верит в то, что справится с трудностями,

умеет спокойно относиться к ошибкам;

спокойно относится к проигрышу ( в игре с фишками договориться: выигрывают двое- тот, кто первым пришел к финишу, и тот, кто спокойно отнесется к проигрышу);

умеет откладывать исполнение желаний;

умеет справляться с разочарованиями; страхами, злостью (придумать свои способы борьбы со страхом, злостью; обращать внимание на детские страхи).

Коммуникативная готовность

спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, умеет знакомиться;

знает правила общения, тактичен, спокойно отвечает на вопросы;

спокойно адаптируется в новой обстановке;

готов следовать правилам поведения в классе;

уметь договариваться со сверстниками, умеет играть по правилам, умеет проигрывать; способен решать конфликты;

умеет слушать других. 

Что важно делать родителям

прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе;

вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музеи, покупать иллюстрированные энциклопедии и пр.;

читать рассказы, смотреть кинофильмы о детях, которые хотят учиться; рассказывать о своей школьной жизни;

играть в развивающие, ролевые игры;

подружиться с детьми, которые успешно посещают школу;

учить ребенка решать конфликты с использованием игрушек;

избегать чрезмерных требований. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу;

формировать право на ошибку;

учить доводить дело до конца;

хвалить и обнимать, оказывать положительное внимание;

не думать и не решать за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить. И впоследствии будет недоумение и возмущение: «Ну почему ему ничего не интересно? Он ничего сам не хочет делать!»

верить в своего ребенка и принимать его таким какой он есть;

обращать внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обратиться к специалистам.

«Терапевтические сказки для адаптации к школе». М. А. Панфилова  (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200202006)