Рабочая программа по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 3 классов.

Куанова Замира Ильясовна

 

Рабочая программа по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 3 классов.

            Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

      Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов.  Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

      Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

      Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.  Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

      Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

     

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.  Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

      Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

      Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях   Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.

      Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.

      Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

            Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

            Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

·         игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);

·         оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

·         разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся

должны научиться:

      — ориентироваться на сенсорные эталоны;

      — узнавать предметы по заданным признакам;

      — сравнивать предметы по внешним признакам;

      — классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

      — составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

      — практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

      — давать полное описание объектов и явлений;

      — различать противоположно направленные действия и явления;

      — видеть временные рамки своей деятельности;

      — определять последовательность событий;

      — ориентироваться в пространстве;

      — целенаправленно выполнять действия по инструкции;

      — самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

      — опосредовать свою деятельность речью.

На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (3 раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

 

            

 

Календарно-тематическое планирование по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

 

№ п\п

Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Деятельность учащихся

План

Факт

1

Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

1

 

 

Выполнение тестовых задач

 

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

2

Соотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый.

1

 

 

Групповая и индивидуальная работа

3

Использование цвета для обозначения предметов (развитие предпосылок символической деятельности мышления): дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.

1

 

 

Групповая и индивидуальная работа

4

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»). Выбор и группировка предметов на скорость.

1

 

 

Работа в группах

5

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

1

 

 

Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенному признаку

6

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

1

 

 

Сравнительный анализ предметов по двум параметрам

7

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

1

 

 

Работа в группах

8

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине). Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

1

 

 

Индивидуальная работа

9

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

1

 

 

Индивидуальная работа

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

10

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

 

 

Индивидуальная работа

11

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

 

 

Индивидуальная работа

12

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка 1контуров предметных изображений.

1

 

 

Индивидуальная работа

13

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

1

 

 

Индивидуальная работа

14

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;  «Угадай, кто я?» (по пантомиме).

1

 

 

Работа в группах

15

Рисование бордюров по образцу. Дидактическая игра «Расставь значки в фигурах».

1

 

 

Индивидуальная работа

16

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки.

1

 

 

Индивидуальная работа и в группах

17

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

1

 

 

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

18

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

1

 

 

Работа в группах

Тактильно-двигательное восприятие

19

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

1

 

 

Работа в группах

20

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

1

 

 

Индивидуальная работа и в группах

21

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)». Игры с сюжетной мозаикой.

1

 

 

Индивидуальная работа

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

22

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики».

1

 

 

Работа в группах

23

Различение мелодий по темпу.

1

 

 

Работа в группах

Развитие восприятия пространства

24

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам).

1

 

 

Индивидуальная работа и в группах

25

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа Дидактическая игра «Лабиринт»..

1

 

 

Индивидуальная работа

26

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

1

 

 

Индивидуальная работа и в группах

Восприятие времени

27

Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

1

 

 

Работа в группах

 

28

Определение времени по часам. Лото «Времена года».

1

 

 

Индивидуальная работа

 

Развитие мыслительных операций

 

29

«Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета. Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

1

 

 

Индивидуальная работа и в группах

30

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»). Дидактическая игра «Разрезные картинки».

1

 

 

Работа в группах

31

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.). Дидактическая игра «Назови одним словом»

1

 

 

Решение ситуационных задач

32

Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Буквенная эстафета»)

1

 

 

Индивидуальная работа и в группах

33

Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.).

1

 

 

Решение ситуационных задач

34

«Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок. Дидактическая игра «Найди различие и сходство».

1

 

 

Решение задач, загадок