Рекомендации для родителей по развитию внимания у детей

1) Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления (стоит делать перерывы между сложными видами работы, используя приемы расслабления или двигательную разрядку). Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения.

 

Важно:

  • начинать приготовление уроков в одно и то же время (детям будет легче  настроиться на работу);
  • постоянное рабочее место (достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение);

Примечание: желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения (это позволит ребёнку не отвлекаться от основного занятия).

  • все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой.

2) Развивайте у ребёнка навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно, например, составить текст из 13-14 предложений, и в каждое предложение включить одну-две типичные ребёнка ошибки (например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п.). Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:

  • самостоятельно, читая про себя;
  • читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;
  • сравнивать текст с правильным образцом. 

Будет полезно научить ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ведь ошибки часто не замечаются, если ученик  забегает  вперед и «узнает» слово.

3) Уделите время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться (важно, чтобы они были интересными!) Найти такие упражнения можно в многочисленной литературе для родителей. Примеры:

  • Например, если ваш ребенок невнимателен при чтении и письме, предложите ему такое задание. Возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (шрифт должен быть достаточно крупным). Инструкция: «Вычеркни все буквы «т», а буквы «д» обведи кружком». А потом вместе с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию.
  • Можно найти специальные фигурные таблицы для тренировки способности к переключению внимания. Дается инструкция в каждой фигурке таблицы поставить определенный значок. Например: в квадрате - горизонтальную черточку, в кружке - вертикальную, в треугольнике - точку и т. д.
  • Очень полезны упражнения по расшифровке сообщений, записанных специальными значками (вроде пляшущих человечков из рассказа А. Конан-Дойля). Придумайте такой секретный алфавит и составьте с его помощью небольшое письмо. Этот вид работы довольно сложный, но очень полезен для тренировки способности к концентрации и распределению внимания. 
  • Известное упражнение - отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу. 
  • Если ребёнок пропускает то, что предъявляется на слух, развивайте у него слуховое внимание (учите его сосредоточиваться на своих слуховых ощущениях): попросите его закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам, а затем пускай перечислит то, что услышал (шум льющейся на кухне воды, звуки с улицы, разговор за стеной и т.д.).                                     Упражнение: вы называете ребенку в произвольном порядке несколько имен. Каждое должно прозвучать несколько раз. Например: Катя, Антон, Даша, Дима, Антон, Антон, Даша, Катя, Дима, Катя и т.д. При этом отмечаете для себя, сколько раз назвали то или иное имя. Задача ребенка - сказать, сколько раз прозвучало каждое имя.
  • Если у ребёнка недостаточно внимателен при восприятии зрительной информации, тренируйте его наблюдательность, умение подмечать детали, сравнивать величину, цвет, положение предметов, другие признаки. Возьмите несколько любых мелких предметов, расположите их на столе. Попросите ребенка в течение 30 секунд рассмотреть эту композицию. Затем он отвернется, а вы в это время что-то измените: переставите предметы, добавите такой же, но другого цвета, что-то вовсе уберете. Ребенку нужно сказать, что изменилось. Полезно сравнение двух картинок, похожих на первый взгляд, но различающихся в деталях.

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

  • выкладывания узора из мозаики;
  • выкладывания фигуры из палочек по образцу;
  • исключения лишнего;
  • нахождения различий в двух похожих картинках;
  • нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
  • нанизывания бусинок по образцу;
  • срисовывания по клеточкам;
  • нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

Развитие мыслительных операций:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение – все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, по­нимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.