Критерии диагностики уровня сформированности письма у обучающихся

Курдюмова Галина Викторовна

В соответствии с поставленными задачами, обследование направлено на изучение дисграфических ошибок и определения уровня состояния письма у обучающихся 2-3-х классов.

  • Технология организации логопедического обследования. Письменная речь. Грибова О.Е.
  • Общие методические рекомендации к обследованию письма у детей Г.В. Чиркиной.

С целью исследования состояния письма у обучающихся предстоит выявить:

  • сформированность процессов звукового анализа и синтеза, анализа предложений на слова, анализа текста на составляющие его предложения;
  • сформированность дифференциации фонем, свистя­щих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;
  • зрительно-пространственный анализ графических образов букв, определение их сходства и различия;
  • состояние грамматического строя речи; морфологических, синтаксических обобщений;
  • усвоение норм орфографии.

Для определения уровней состояния сформированности письма была разработана система оценки:

51 – 100% - Низкий уровень

26 – 50% - Средний уровень

13 – 25% - Выше среднего

0 – 12% - Норма

Для определения уровней состояния письма была разработана система оценки:

Уровень:

Показатель уровня:

Состояние уровня сформированности письма

Соотношение в %

 

Норма

задание выполнено без дисграфических ошибок или допускаются единичные  орфографические ошибки: ответ с самокоррекцией.

У детей достаточно развиты навыки фонематического восприятия и представлений, фонематического и языкового анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, грамматических, морфологических и  синтаксических обобщений, орфографические  и пунктуационные навыки .

 

0-12

Выше среднего

не более 1-2-х ошибок дисграфического характера / до 2-х других.

У детей наблюдаются некоторые трудности: при различении и выбора фонем на слух и идентификации их на письме, при осуществлении операций фонематического и языкового анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, грамматических, морфологических и  синтаксических обобщений, дети испытывают некоторые затруднения при решении орфографических и пунктуационных задач.

 

13-25

Средний

не более 4-х ошибок дисграфического характера / до 5-ти других.

У детей наблюдаются трудности: при различении и выбора фонем на слух и идентификации их на письме, при осуществлении операций фонематического и языкового анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, грамматических, морфологических и  синтаксических обобщений, дети испытывают некоторые затруднения при решении орфографических и пунктуационных задач.

 

26-50

Низкий

множественные стойкие специфические и орфографические ошибки (5 и более ошибок).

У детей наблюдаются множественные стойкие специфические  ошибки, несформированность навыков фонематического восприятия и фонематических представлений или операции фонематического и языкового анализа и синтеза или операции зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представления, грамматических, морфологических и  синтаксических обобщений, недостаточно сформированы орфографические и пунктуационные навыки.

 

51-100