Приемы обучения младших школьников составлению рассказа

Курдюмова Галина Викторовна
  • Составление рассказа по серии картинок.

Цель: формирование у детей представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.

Сначала логопед предлагает ребёнку рассмотреть картинки, затем  восстановить последовательность событий, т.е. разложить картинки в правильном порядке. Далее, составить рассказ. Вначале предлагается серия из 3-х, а затем,  из 4-х, 5-ти, 6-ти картинок.

  • Составление рассказа по сюжетной картинке.

Цель: формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства.

Ребёнку предлагается рассмотреть сюжетную картинку, выделить изображение первого плана, а затем – заднего, а также, детали дополняющие картину происходящего. Логопед направляет внимание ребёнка на форму высказывания, побуждая его к логически обоснованным, правильным в языковом отношении ответам.

  • Составление рассказа по опорным словам

Цель: формирование у детей умение составить рассказ с опорой на ключевые слова. Эта работа подразумевает активизацию и обогащение словаря учащихся. Словарная работа проводиться в такой системе: введение новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.); подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.); включение в рассказ фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко); усвоение сочетаемости слов.

Ребенку предлагаются слова. Затем, выясняется о ком? или о чем? пойдет речь в рассказе. Вначале ему необходимо составить словосочетания, далее, – предложения, а затем связать их в единый сюжет.

  • Составление рассказа с использованием мнемосхем

Цель: формирование у детей умения выделять главные смысловые звенья сюжета рассказа с использованием мнемосхем. 

Логопед предлагает ребенку рассмотреть условно-наглядную схему предметов, действий, явлений и др. Далее ему необходимо установить связь в цепи мнемосхемы  и составить рассказ. Вначале ребенку предлагается вариант составления одного и более предложений с использованием данного приёма. А когда ребенок самостоятельно научится работать с условно-наглядной схемой, можно переходить к составлению рассказа.

Важно отметить, опора на рисунок и иллюстрацию способствует активизации у детей зрительного и слухового внимания, восприятия, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывание ребенка более выразительным, эмоциональным и информативным, формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.