Сотрудничество семьи и школы - залог успешности в воспитании и развитии учащихся

Чекменева Антонина Ивановна

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ

Педагогика должна стать наукой для

всех – и для учителей, и для родителей…

Какими бы прекрасными ни были

наши учреждения, самыми главными «мастерами»,

формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.

Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо

заботиться о повышении педагогической культуры родителей,

разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Обращает на себя внимание тот факт, что слово «воспитание» стоит в законе на первом месте. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиться успеха в жизни.

В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.

3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».

4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум)

5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это - первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь им. Задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Результаты анкетирование о факторах, влияющих на становление личности учащихся, показывают, что для детей главный фактор, влияющий на становление его личности, семья.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел детских садов и школ. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении

Воспитание – дело обоюдное и очень важное.

Вот почему главным направлением в своей работе классного руководителя с родителями является:

- улучшение семейного микроклимата;

формирование положительных взаимоотношений в семье;

повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения.

Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который владеет основами возрастной и социальной психологии, педагогики, любящий их детей такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

Инновацией применительно к сфере воспитания и образования можно считать изменения и нововведения в содержании и технологии обучения и воспитания, с целью повышения их эффективности.

Инновационный подход в сотрудничестве семьи и школы предусматривает:

- развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума;

- постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет психологической службы, расширенной сети кружков, тесной связи с учреждениями культуры, искусства и спорта;

- формирование у воспитанников коммуникативных навыков, умения понимать себя и других.

Задача классного руководителя всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры ребенка, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.

Любовь учителя и родителей к ребенку не должна быть основана на угнетении личности ребенка. Основывается на знании его интересов, стремлений, на умении оказать ему помощь, дать дружеский совет (это есть зона ближайшего развития ребенка). Высокая требовательность должна сочетаться с любовью. Основа моей воспитательной работы - союз учителя, родителей и ребенка. Именно важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок - это не только объект, но и субъект воспитания.

Система работы классного руководителя и родителей строится следующим образом:

- изучение семей обучающихся;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга;

- привлечение родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет.

Ключевой для родителей должна быть мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Поэтому ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит, и он тоже должен очень кого-то любить.

Такая любовь создает у ребенка чувство защищенности, душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него защита от невзгод.

При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы. Сердечность, чуткость, отзывчивость - это моральный иммунитет против зла, он приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих отношений. Со своей стороны, стараюсь, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться.

Основные формы работы с семьей:

- групповые;

- индивидуальные.

К индивидуальным формам относятся беседы с родителями, консультации, посещение семьи. При этой форме работы должны соблюдаться следующие условия:

• не приходить в семью без предупреждения;

• не вести беседу стоя у входа;

• не поучать родителей, а советовать.

К групповым формам работы с родителями относятся: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские, семейные праздники, дискуссии, деловые игры, круглые столы, создание презентаций и многое другое.

Важно чётко формулировать задачи и направления взаимодействия с родителями, в успешной реализации которых заинтересованы обе стороны.

При работе с родителями стоит следовать нескольким правилам:

1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

2. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от вас нечего скрывать.

3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить в индивидуальной беседе).

4. Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.

5. В общении с родителями должна быть доброжелательность, внимательность, тактичность, требовательность.

6. Помнить правило: ребенок - главная цель общения.

Большую значимость обретает информационная функция родительских собраний. Она предполагает детальное обращение к внедряемым инновациям, психологическим проблемам процесса взросления. Возрастает роль и просветительской функции, которая опирается, прежде всего, на обмен воспитательным опытом и предполагает акцент на таких организационных формах, как дискуссии, практикумы, проблемные семинары. Реализация обучающей функции родительских собраний состоит, прежде всего, в моделировании поведения участников в типичных ситуациях семейного воспитания, что достигается «погружением» их в проблему в рамках тренингов, деловых игр. Тема собрания формулируется кратко, но емко, должна быть актуальной и понятной для родителей.

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач учителя, поэтому необходимо знакомить родителей информацией о новинках педагогической литературы. Приглашать на родительские собрания учителей-предметников, с целью повышения качества образования путём ознакомления родителей с требованиями учителя по данному предмету

Должно быть меньше вызовов отцов и матерей в школу для моральных нотаций детям, а как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость родителям. Все, что у ребенка в голове, в дневнике, тетради, - это надо рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей, родителей. Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения, это уродливое воспитание. Чтобы в школе не возникали проблемы с учебой, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим, необходимо своевременно прийти на помощь детям, преодолеть трудности в обучении, обратить внимание родителей на возникшую проблему, т.е. совместными усилиями вовремя оказать ребенку помощь, чтобы не было пробелов знаний.

К планированию внеклассных мероприятий следует привлекать и обучающихся, и родителей. Так Для родителям можно предложить ответить на некоторые вопросы, которые помогут определить содержание будущей работы с детьми и участие в ней родителей учащихся.

Уважаемые папы и мамы!

Насколько интересной, насыщенной и полезной будет совместная деятельность учащихся класса, их жизнь в коллективе, во многом зависит от вас. Подумайте над тем, какие мероприятия необходимо провести в нашем классе в этом учебном году.

1. Какие темы будущих классных часов вы хотите предложить?

2. Какие праздники совместно с родителями класса необходимо организовать в этом году?

3. Какие нравственные темы необходимо обсудить с учащимися класса?

4. Какие традиции необходимо развивать в детском коллективе?

5. В каких мероприятиях класса может участвовать ваш ребенок?

6. В каких мероприятиях класса вы сами могли бы принять участие?

Результаты такого анкетирования помогут по-новому взглянуть на процесс воспитания в детском коллективе, позволят глубже и серьезнее проанализировать свою деятельность. У родителей такие вопросы вызывают заинтересованность и ответственность.

Мнение детей также следует учитывать при планировании воспитательной работы.

Правильно организованная работа позволяет решать одновременно несколько задач:                                                                                                                                                                                                - развивать коммуникативные умения и навыки,                                                                                                                                                                                                                                                                  - помогать установлению эмоциональных контактов между учащимися,                                                                                                                                                                                                                          - способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств личности.

В ходе воспитательного процесса закладываются новые традиции, поддерживаются старые, ведется подборка методического материала по проведению воспитательных мероприятий с учетом принципа коллективного подхода к воспитанию. Соответственно подбираются и формы работы: деловые и ролевые игры, дискуссии, праздники, музыкально-развлекательные программы, тематические вечера, конкурсы, КВНы, соревнования.

Воспитательную работу совместно с родителями следует вести в следующих направлениях:                                                                                                                                                                                      - повышение информационной и коммуникативной культуры обучающихся;                                                                                                                                                                                                                    - формирование активной жизненной позиции нового поколения граждан России через реализацию военно-патриотического и трудового воспитания;                                                                                      - организация деятельности по формированию здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ.

Совместное планирование воспитательной работы делает этот процесс занимательным и творческим не только для классного руководителя, но и для детей и родителей. Дети понимают, что взрослым небезразлично, как они будут жить в классе. Совместное планирование - хорошая возможность для организации педагогического наблюдения в детском коллективе. Учащиеся участвующие в планировании, ответственно относятся к участию в мероприятиях, которые придуманы ими. По-иному относятся и родители к своему участию в жизни класса, если видят высокую активность собственных детей.

Источники:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedag...

 http://sovetskaskol.uxp.ru/semya.htm