Всероссийская научно-практическая конференция "Цифровизация образования: применение перспективных технологий в практике современного учителя"

Стародубцева Наталия Васильевна

Статья в сборнике материалов Всероссийской начно-практической конференции "Цифровизация образования: применение перспективных технологий в практике современного учителя" (20 октября 2020 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современного цифрового оборудования в учебно-исследовательской деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Стародубцева Н.В., учитель начальных классов, учитель-дефектолог Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска», starod.nataliya@yandex.ru

В настоящее время образовательное пространство интенсивно растет и расширяется за счет развития цифровой среды: создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, существует множество онлайн-курсов, вебинаров, семинаров. Такие образовательные площадки приобретают все большую популярность среди педагогов и обучающихся, открывают большие возможности для всех участников образовательного процесса. 

В современной школе особое внимание уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Особенно хочется отметить роль ИКТ в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ИКТ являются эффективным средством специального обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ; позволяют решать дидактические, компенсаторные, коммуникативные, коррекционные задачи за оптимальный промежуток времени.

В основу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Одной из задач начального общего образования обучающихся с ОВЗ является формирование у обучающихся универсальных учебных действий, достижение ими личностных, метапредметных и предметных результатов начального общего образования при использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, усилении роли информационно-коммуникационных технологий.

Цифровые технологии сегодня являются инструментом эффективного способа преподавания, инструментом формирования универсальных учебных действий и жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ.

Выпускник начальной школы должен уметь проводить эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, включающего как привычные и традиционные, так и современные цифровые измерительные приборы.

Важную роль играет оснащение школы современными техническими средствами. В рамках национального проекта «Образование» в школу поступил комплект учебного оборудования кабинета начальных классов, в который входят мобильная естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР и цифровые микроскопы Digital Blue QX7. Прохождение курсовой подготовки, детальное изучение методических рекомендаций, адаптирование материала с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, нарушением слуха, тяжёлыми нарушениями речи дали  новые возможности в организации проектно-исследовательской деятельности, усилении исследовательского компонента в естественно-научном образовании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

ЛабДиск – это полноценная научная лаборатория, созданная специально для младших школьников. Три кнопки управления и 7 кнопок, запускающих работу разных датчиков. Прибор имеет пять встроенных датчиков, с помощью которых можно измерить температуру окружающей среды, расстояние, освещённость, громкость звука, есть датчик GPS - показывает координаты места, скорость перемещения, дату и время. Два датчика имеют внешние зонды для измерения температуры исследуемой среды и пульса.

Вместе с лабораторным оборудованием ЛабДиск можно использовать программное обеспечение GlobiWorld, предназначенное для юных исследователей. Эта программа имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к семи «научно-тематическим паркам» - «Окружающая среда», «Погода», «Растения», «Человек», «Движение», «Электричество», «Химия». В каждом виртуальном парке дети могут ознакомиться с биографиями знаменитых учёных, узнать интересные факты по данной теме, поработать в анимированных лабораториях. Лаборатории предлагают различные виртуальные измерительные приборы, таблицы, графики, столбчатые диаграммы, карты Google. Имеются также инструменты графики – маркеры, функция масштабирования и комментарии.

Приведу примеры исследований, которые мы провели: «Измерение размеров класса - определение длины, ширины и высоты классной комнаты. Вычисление периметра, площади» с помощью ультразвукового датчика; «Измерение роста» с помощью ультразвукового датчика; «Измерение пульса до и после физической нагрузки» с использованием датчика частоты сердечных сокращений (ЧСС); «Температурный режим помещения (температурная карта класса)» с помощью датчика температуры окружающей среды; «Измерение температуры различных объектов» с помощью датчика температуры исследуемой среды и др.

Таким образом, могут быть проведены самые различные практические работы в рамках уроков (окружающий мир, математика), внеурочной деятельности, проектной деятельности.

В рамках общешкольной программы «Школа – территория здоровья» реализовали проект «Исследование освещённости рабочих мест в классах, соответствие требованиям СанПин» совместно с учащимися 10 класса с использованием ЛабДиска (датчик освещенности). Реализовали коллективный исследовательский проект «Шумовое загрязнение школы» и заняли призовые места в районном и окружном конкурсах исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я - исследователь!».

Мы присоединились к интернет-ресурсу под названием «Глобальная школьная лаборатория» (ГлобалЛаб). Это международный проект, объединяющий учеников разных городов земного шара в исследовательское сообщество. Например, участвовали в синхронном стоп-кадре - измеряли температуру воздуха и почвы с помощью ЛабДиска и загружали данные в ГлобалЛаб. Возможность увидеть свои данные на карте мира и почувствовать себя членами научного сообщества школ вдохновляет детей, повышает мотивацию познавательной деятельности. Принимали участие в интернет-проекте (ГлобалЛаб) «Двенадцать месяцев», цель которого зафиксировать изменения в природе в течение года. Выбрали объект исследования - участок школьного двора, который фотографировали один раз в месяц, загружали фотографию в ГлобалЛаб и добавляли описание. В результате мы получили особую ленту времени. Таким образом, собралась мозаика сезонных изменений различных объектов по всей планете. Представленные участниками фотографии и описания природных объектов позволили создать уникальную картину сезонов года в России и во всём мире.

Цифровой микроскоп — это простое в использовании устройство и при этом обладает большими возможностями. С его помощью мы превращаем самые обычные окружающие предметы в объекты исследования,  в реальном времени на экране компьютера мы можем наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов, с помощью мультимедийного проектора передавать изображение на  экран интерактивной доски, мы можем создавать фотоснимки и видеозаписи наблюдаемых объектов, протекающих процессов в микромире.

Окружающий мир – это, прежде всего, самоисследование. И первое, что мы исследовали под микроскопом, это пальцы, кожа, волосы. При этом мы, например, говорили о функциях кожи, гигиене. Мы изучили в увеличенном виде различные виды ткани, бумагу, отпечатки шариковой ручки и карандаша; вырастили и рассмотрели плесень; рассмотрели лишайник и доказали, что он содержит в себе представителей царства грибов. С использованием микроскопа изучили строение насекомых. На занятии «Исследование личинки комара» дети смотрели фотокадры – как окукливается личинка, всплывает на поверхность воды и превращается в комара. Изучили личинку при 10 и 60 кратном увеличении, сделали фотографии и произвели видеосъёмку.

Таким образом, исследовательская деятельность с использованием современного цифрового оборудования (ЛабДиск ГЛОМИР и цифровые микроскопы Digital Blue QX7) открывает детям возможность понимать окружающий мир, развивать свою речь, описывать явления окружающего мира на языке науки. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные, творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья; повысить мотивацию к обучению.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы постоянно находимся в поиске инновационных форм и методов оказания эффективной помощи детям, «обходных путей». После обучения в «Институте Биологической Обратной Связи» по теме «Речевая IT-технология БОС» (г. Санкт-Петербург)  использую инновационную образовательную технологию «БОС - здоровье» Александра Сметанкина, которая позволяет повысить  эффективность обучения детей  в здоровьеразвивающей среде.  Метод биологической обратной связи (БОС) — это обучение человека саморегуляции: пониманию своего организма, его органов и систем в доступной и наглядной форме. Есть программная часть и аппаратная. В кабинете начальных классов установлены мультимедийные БОС-приложения, разработанные по учебникам «Литературное чтение» (1-4 классы) из УМК «Школа России». В основе обучения лежит метод подачи мультимедийного материала в ритме оптимального дыхания. Мультимедийные БОС-приложения следуют действительно содержанию учебников; дают БОС-подсказки о важнейших компонентах речи: речевом дыхании, речевой разбивке текста, скорости чтения, звучании голоса; позволяют сформировать правильную и красивую речь, преодолеть уровень речевой тревоги; активизируют память, внимание; снижают психоэмоциональное напряжение. Метод оказался эффективным в работе с детьми с ЗПР, нарушением слуха, гиперактивностью и дефицитом внимания.

Литература:

  1. Глобальная школьная лаборатория https://globallab.org/ru
  2. Мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных. Справочное пособие.-М.:ИНТ.-116с.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья. Утверждён приказом Министерства образования и науки  № 1599 от 19.12.2014г.