Волшебная страна "Оригами"

Шебина Маргарита Александровна

Конспект занятия

 

на тему

 

«Волшебная страна «Оригами»

 

 

(4 занятия)

 

 

Подготовила : воспитатель группы продлённого дня 

Шебина Маргарита Александровна

ГБОУ школы №661

 

 

Тема занятия: «Волшебная страна «Оригами».

 

Цель занятия:

Познакомить обучающихся с японским искусством «Оригами». Учить детей применять знания, полученные на занятиях оригами, в повседневной жизни. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, и повышение эффективности их обучения в школе.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учеников с краткой историей оригами;

- познакомить с различными видами изготовления изделий из бумаги;

- закрепить навыки умения работать с бумагой, ножницами и клеем;

- научить детей работать в группах.

Развивающие:

- развивать образное логическое мышление, пространственное представление;

- развивать творческие способности;

- развивать коммуникативную и личностно-ориентированную компетентности по средствам работы в группах.

Воспитательные:

- формировать интерес детей к искусству оригами;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус;

- воспитывать усидчивость, бережное отношение к материалам и инструментам;

- воспитывать чувство дружбы и коллективизма

Оборудование:

- компьютер;

- инструкционные карты;

- образцы изделия, выполненные в технике «Оригами»;

- цветные листы (односторонние и двухсторонние);

- карандаш; - клей; - ножницы.

Занятие № 1.

Знакомство с искусством «Оригами».

Приветствие.

Педагог:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся, а если кто – то уже знаком, то просто повторим материал о таком искусстве, как «Оригами».

- Кто – нибудь знает, что это за искусство и откуда оно к нам пришло?

- Может кто – то уже занимался данным видом творчества и сможет нам рассказать?

(Обучающиеся рассказывают)

Педагог:

- Да, всё верно, представление об этом искусстве вы имеете. Тогда у меня для вас небольшое задание в парах.

- Я вам говорю сейчас набор слов, а вы составляете из них небольшой рассказ в несколько предложений. Готовы?

- Вот такие ключевые слова: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения.

(Ребята составляют рассказ)

Педагог:

- Ну а теперь отложили свои листочки и продолжим дальше.

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- Сейчас послушайте интересный рассказ от меня об оригами.

- Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад. 
Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерами своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. 
- А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.
Педагог:

- Ну, вот такой рассказ интересный я вам поведала. А теперь ответьте мне, совпадает ли мой рассказ с теми рассказами, которые вы написали? Есть ли что - то в них общее? Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа?

(Ребята обсуждают и анализируют рассказы)

Педагог:

- А теперь посмотрите на картинки, которые представлены перед вами.

- искусственный цветок из пластмассы;

- объёмный тюльпан, выполненный в технике оригами;

- аппликация цветка, выполненного в технике оригами;

- игрушечный кораблик из пластмассы;

- аппликация «Кораблик»;

- объёмные игрушки (оригами) из бумаги: лодочка и двухтрубный кораблик;

- пластмассовая игрушка-животное;

- объёмное животное из бумаги, выполненное в технике оригами.

Педагог:

- Скажите мне, пожалуйста, на какие группы можно разделить эти предметы?

1. Цветы, кораблики, животные.

2. Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.

3. Предметы плоские и объёмные.

4. Предметы, выполненные в технике «Оригами».

(Ребята распределяют по группам)

Педагог:

- Молодцы, правильно мыслите. А главное, правильно, что все изделия, выполненные в технике оригами, вы определили в одну группу.

Педагог рассказывает об искусстве «Оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте обобщим его. Скажите мне, пожалуйста, с каким видом искусства вы сегодня познакомились?

(Ребята отвечают на поставленные педагогом вопросы)

- Полезной ли и интересной была сегодня тема нашего занятия?

- Хотели бы вы попробовать выполнить изделия в данной технике?

(Ребята отвечают)

- На этом мы будем с вами прощаться, и я жду встречи с вами на следующем занятии, на котором мы с вами будем выполнять игрушки «Оригами».

- До свидания, до новых встреч.

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Занятие № 2.

Лягушка в технике «Оригами»

Приветствие

Педагог:

- Здравствуйте, ребята. И я снова рада вас всех видеть. Давайте же вспомним, о чём шла речь на прошлом занятии.

(Обучающиеся отвечают)

Педагог:

- Всё верно, мы узнали, что за искусство «Оригами». Узнали, откуда оно к нам пришло, и что используется для этого. Сегодня мы с вами перейдём уже к практической части. Как и из чего выполняется данная техника мы уже знаем, остаётся попробовать выполнить изделие. Какое, вы сейчас узнаете.

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок.

- Я предлагаю вам сейчас отправиться в небольшое путешествие.

Тогда закройте глазки и послушайте, куда мы с вами попали?

Звучит запись «Звуки пруда»

 (Примерные ответы детей: на речку, озеро, пруд.)

- А как вы догадались?

- А про какого жителя пруда эта загадка:

«Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка».

                                                     (Лягушка.)

 Демонстрация учителем игрушки – лягушки, приближенной максимально к настоящей.

- А как вы догадались, что это лягушка?

- Сегодня на уроке мы будем с вами делать лягушку способом складывания бумаги.

(Демонстрация образца. Увеличенного вдвое по сравнению с той, какую будут делать обучающиеся. Выдача по одному образцу на парту в том размере, какой будет у детей в процессе выполнения).

Педагог:

- Давайте проверим, всё ли необходимое для изготовления лягушки у нас приготовлено к уроку.

- Расскажите, что лежит справа, а остальные проверят это у себя.

(Справа  у нас в стаканчике стоят инструменты, которые нам понадобятся: гладилка, ножницы, фломастеры.)

-  Что лежит слева? (Цветная бумага)

- Что лежит в верхнем углу стола?

( Коробочка для мусора.)

- Молодцы!

Педагог:

- Давайте с вами разберём общее представление о данном предмете.

Кто видел живую лягушку? Где её можно встретить? Какой она издаёт звук? А знаете,  к какому виду животных относят жаб, лягушек?

- Всё верно, молодцы. Они земноводные, Это животные, которые способны жить в воде и на суше. Давайте хором повторим,  как называется вид животных,  к которому относятся лягушки.

(Все вместе отвечают)

Педагог:

- А теперь давайте рассмотрим подробную характеристику.

Давайте рассмотрим наших лягушек. (рассматривают иллюстрации с лягушками)

Из каких частей тела  она состоит? А теперь рассмотрим нашу бумажную лягушку. Все ли названные части тела у нее есть? (Голова и туловище одно целое и только задние две лапки)

-        Такое допускается в технике оригами. Главное общее сходство с настоящим предметом. По форме бумажная лягушка похожа на настоящую? Какого цвета бывают лягушки? Какую цветом мы выберем бумагу для изготовления нашей лягушки? Какого размера бывают лягушки?

Педагог:

- Замечательно. А сейчас мы приступим к выполнению лягушки, путем складывания бумаги. Как называется эта техника? У нее голова и тело будет единым целым, а сколько будет лапок?

Педагог:

- Но прежде чем перейти к творческому процессу, давайте немного встряхнёмся.

Физкультминутка

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Педагог:

- Ну, теперь можем приступить.

Для изготовления лягушки нужен квадрат, а наш лист какой формы? (прямоугольный) Давайте вспомним, как из бумаги прямоугольной формы сделать квадрат.

Вместе выстраиваем последовательность работы.

1. Возьмите лист цветной бумаги.

2. Выровняйте  и совместите боковую и верхнюю стороны.

3. Прогладьте лист гладилкой.

4. Отогните оставшуюся часть и прогладьте.

5. Ножницами отрежьте по сгибу полоску бумаги.

(Самостоятельная работа)

(Индивидуальная помощь учителя)

Педагог:

- Приступаем к изготовлению лягушки. Какая геометрическая фигура у нас получилась? (квадрат)

1. Сначала сложим квадрат по имеющейся уже линии сгиба. Какая получилась фигура? (треугольник)

Идёт совместное выполнение  работы учителя и детей. Учитель контролирует выполнение каждого шага.

2. Давайте сложим наш треугольник пополам, чтобы получился снова треугольник, но уже меньшего размера.

- Загните правый угол треугольника по прямой и отогните вверх – это лапка.

- Загните левый угол треугольника по прямой и отогните вверх.

- Переверните поделку.

- Сравните образец с вашей лягушкой. Чего не хватает? (глаз, рта)

Возьмите фломастеры и нарисуйте.

Педагог:

- Вот ваши лягушки готовы. Постарались все на славу.

Педагог рассказывает о технике «Оригами», демонстрирует изделия, выполненные в данной технике.

Выполняют изделие лягушку в технике «Оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Итак, друзья мои, наше занятие подходит к концу. Давайте же поговорим о том, где мы с вами сегодня побывали и что же мы с вами выполнили. (Обучающиеся отвечают)

Педагог:

- Всё верно. Мы выполняли лягушку в технике оригами.

Педагог:

- Давайте повторим последовательность работы при изготовлении лягушки?

- Какой формы лист бумаги у нас был?  

- Что сделали из квадрата?

- Что сделали из большого треугольника?

- Как мы сделали туловище лягушке?

- Что мы делали после того, как сделали туловище?

- Как мы оживили наших лягушек?

Педагог:

- Давайте рассмотрим наших лягушек.

- Какая лягушка получилась самая красивая? - Почему?

 - Что было трудным в изготовлении лягушки?

- Дома можете сделать лягушек-подружек нашим лягушкам.

- На следующем занятии мы продолжим заниматься оригами.

- Спасибо за работу. Молодцы! До новых встреч.

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии

 

 


 

Занятие № 3.

«Модульное оригами»

Выполнение букета весенних цветов»

Приветствие.

Педагог:

- Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Педагог:

- Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Мы отправимся в путешествие в Страну Восходящего солнца. (Япония). Именно в этой стране раньше всех на  планете наступает новый день, первыми встречают Новый год. Это страна – родина искусства бумагоскладывания. А что такое бумагоскладывание?

(обучающиеся отвечают)

- Всё верно. Это уже знакомое нам искусство «оригами».

Если девчонке, а может мальчишке

Нравится вдруг необычная книжка,

Можно уверенно сразу сказать:

Этот ребенок умеет мечтать,

Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,

Птиц и животных в лесах расселить.

Взрослый поможет создать эту сказку,

Главное, вовремя сделать подсказку…

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, желтую и голубую,

Верил, наверное, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,

Символом дружбы – бумажный кораблик…

В небо стремящихся жёлтеньких птичек,

Быстро вспорхнувших с бумажных страничек,

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Мы предлагаем попробовать с нами

Знакомую технику «оригами».

Педагог:

- Немного вспомним с вами - «Оригами» – древнее искусство складывания различных фигурок из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. В 7 веке оно было завезено в Японию.

Педагог:

- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте.

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный … (тюльпан)

Педагог:

- Всё верно, это тюльпан. И пусть на дворе не весна, а зима, но мы всё равно порадуем себя цветами. Давайте не будем ждать, когда наступит апрель, чтобы полюбоваться чудесными цветами, а смастерим их сами.

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- И так, приступим к работе.

- Посмотрите на образец цветка и скажите, из каких частей он состоит.

Ответы детей (цветок, стебель, листья).

Педагог:

- Нам понадобятся модули розового цвета, соломинка для коктейля, зелёная бумага: квадрат со стороной 15 см и полоска шириной 1 см.

Педагог:

- Но прежде чем приступить, давайте отдохнём немного.

Физкультминутка

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.  

Наши алые цветки  

Тихо засыпают.

Головой качают.

Педагог:

- Ребята, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Поэтапное выполнение изделия:

- А сейчас приступим к изготовлению цветов. Ваша задача научиться складывать лепесток для тюльпана и научиться изготовлять модули, пользуясь картой – опорой (на доске).

1. Начнем с создания листьев.

- Для этого берем заготовленный квадрат зеленого цвета со стороной 15 см. Сгибаем его по диагонали и разгибаем.

- Сложите края к середине. Сложите к середине края с другой стороны.

- Ещё раз сложите все слои и прогладьте сгибы. Лист готов.

2. А теперь приготовим стебелёк для нашего цветка.

- Возьмём полоску бумаги шириной 1 см, смажем её клеем и обмотаем ею соломинку.

- На конце соломинки сделаем небольшое утолщение, намотав несколько слоёв. Наш стебель готов.

3.И теперь мы приступаем к созданию бутона.

- Соединим 3 модуля, как показано на доске.

- Модули слева войдут в первый ряд, модули справа – во второй. По тому же принципу добавим ещё несколько модулей справа и слева и начинаем вставлять третий ряд.

- Соберем три ряда по 15 модулей в каждом и замкнем цепочку в кольцо.

- Вывернем кольцо так, чтобы модули смотрели короткими сторонами наружу.

- Выполним ещё 2 ряда по 15 модулей, а потом начинаем собирать лепестки.

- Наденьте 4 модуля, на них – 3, потом 2, и, наконец, 1.

- Поверните заготовку, пропустите 2 уголка и снова соберите лепесток.

- Пропустите ещё 2 уголка и соберите последний лепесток.

4.В отверстие в цветке вставь соломинку утолщённым концом назад.

5. Приклейте лист к стеблю. Тюльпан готов!

- Ребята, мы все очень хорошо потрудились. Но наше занятие подходит к концу.

Обучающиеся выполняют цветок тюльпан в технике «Оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, давайте приведём наши рабочие места в порядок и побеседуем с вами.

(приводят рабочие места в порядок)

- Скажите мне, чем же на занятии мы сегодня занимались?

(Обучающиеся отвечают)

Педагог:

- А теперь скажите мне, что такое модульное  оригами? Где родина оригами? Как называется модуль, который вы сегодня научились делать?

- Понравился ли вам творческий процесс, и чем он вам был интересен?

- Какие трудности возникали у вас? Сложен ли был сам творческий процесс?

(Обучающиеся отвечают)

- Вы все такие молодцы! Посмотрите, какие замечательные цветы у вас получились. Спасибо за то, что вы так хорошо работали и доставили огромную радость и себе, и мне. Теперь вы самостоятельно сможете сделать целый букет тюльпанов и подарить  на любой праздник своим любимым мамам, бабушкам, сёстрам или подругам, ведь вещь, изготовленная своими руками - это самый дорогой подарок.

- Молодцы, жду вас на нашем ещё одном занятии, где мы будем завершать материал над темой «Оригами».

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии.

Приводят рабочие места в порядок

 

 


 


 


 


 


 


 

Занятие № 4.

Изготовление панно «Классное дерево»

Выполнение птичек в технике «Оригами».

Приветствие.

Педагог:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Ребята, сегодня на нашем занятии мы продолжим работу над темой «оригами». Вспомните, как мы выполняли с вами в данной технике лягушек, далее мы коллективно выполняли букет тюльпанов. А сегодня я предлагаю вам работу над совместным проектом «Классное дерево». Все вы знаете очень много пословиц о дружбе и доброте. Кто может вспомнить и сказать, какие пословицы и поговорки на эту тему вы знаете? (Обучающиеся отвечают)

Педагог:

- Верно, молодцы! Какие замечательные слова о дружбе вы знаете.

- Ваши добрые глаза – добрый знак!

- Добрым друзьям сердце радуется!

- Мы вам рады, добрые люди!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня был добрый день, а особенно у вас, ребята, ведь вы пришли на занятие учиться, думать, мастерить, узнавать много нового.

Наше тепло, наше хорошее настроение давайте пошлём друг другу, новому дню и замечательной планете, на которой мы живём – Земле!

Педагог:

- Ну что ж, ребята, для того, чтобы начать наш проект, на сегодняшнем занятии нам потребуется: цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш и хорошее настроение.

Ничего не забыли? Ну, тогда, вперёд, удачи!

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- На занятиях наш основной инструмент – ножницы. Если не соблюдать правила ТБ, то можно пораниться самому или поранить соседа!

Прочитайте плакат:

С ножницами не шути, зря в руках их не крути.

И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть и на место положить.

Педагог:

- Вот и во время занятия я буду наблюдать, как эти правила по ТБ вы применяете.

Педагог:
- Давайте вспомним, что такое дерево? Кто все части дерева верно назовёт?

(Ответы обучающихся)

- Я вам приготовила плакат, на котором изображён ствол дерева. Посмотрите внимательно на наше дерево и скажите, что ему не хватает? (листиков, птичек, плодов)

- Сегодняшняя наша работа будет проходить совместно, дружным нашим коллективом. Нам очень понадобится весь наш запас дружбы и солидарности, товарищества в труде, потому что только в дружном коллективе при общей поддержке можно добиться хорошего результата.

Ребята, какое время года у нас за окном? (зима). Что вы видите на деревьях? (на деревьях лежит снег).

А давайте и мы украсим наше зимнее дерево.

Педагог:

Ребята, сейчас я вам буду объяснять, как выполняется данное изделие.

Что нужно для поделки? (лист белой или цветной бумаги, ножницы)

Что мы уже умеем делать? (складывать)

Ребята, посмотрите на картинку, вот такую птичку мы должны сегодня с вами сделать. Для начала вы должны:

1. Выбрать цвет вашей птички;

2. Возьмите лист бумаги; (нам с вами понадобится квадратный лист, поэтому, вам нужно верхний правый угол сложить пополам, у вас получился треугольник, теперь вам нужно отрезать оставшуюся часть листа, теперь разверните лист, у вас получится квадрат.

3. Теперь вам нужно свернуть так же по диагонали, только другие углы в квадрате.

4. Теперь вам нужно каждый угол согнуть к центру.

5. Затем, нужно ещё раз согнуть к центру 2 угла (получилось как самолетик).

6. Сгибаем пополам. Теперь делаем клюв нашей птицы, для этого сгибаем острую часть вогнуть вовнутрь.

7. Теперь нужно выделить крылышки, для этого вам надо разрезать до точки по диагонали.

8. Отгибаем крылышки под одинаковым углом.

9. Хвостик получился большой, поэтому нам нужно вогнуть вовнутрь (так же, как и клюв).

10. Птичка готова, теперь вы можете ее как- либо украсить (подрисуйте глазки) после того, как ваша птичка будет готова, вы можете украсить ей наше дерево.

Педагог:

- Как все здорово потрудились. Молодцы! Но я вижу, вы немного устали, давайте отдохнём.

Физкультминутка:

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись!

Педагог и обучающиеся занимаются выполнением птички в технике «оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, наше последнее занятие с вами подходит к концу. Убираем свои рабочие места и присаживаемся.

(приводят рабочие места в порядок)

- Скажите мне, пожалуйста, чем вы на занятии сегодня занимались?

- Ребята, что нового мы узнали на уроке?

- Теперь давайте посмотрим на наши работы. Я думаю, что у всех получились очень красивые птички.

- Молодцы, а вам самим нравятся ваши птички? А понравился ли вам общий наш совместный итог? Правда, получилось очень красивое «Классное дерево».

Я, надеюсь, что с вами мы встретимся ещё. Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо вам! До свидания.

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии.

Приводят рабочие места в порядок.

Самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpd_-origami.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему

«Волшебная страна «Оригами»

(4 занятия)

Тема занятия: «Волшебная страна «Оригами».

Цель занятия:

Познакомить обучающихся с японским искусством «Оригами». Учить детей применять знания, полученные на занятиях оригами, в повседневной жизни. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, и повышение эффективности их обучения в школе.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учеников с краткой историей оригами;

- познакомить с различными видами изготовления изделий из бумаги;

- закрепить навыки умения работать с бумагой, ножницами и клеем;

- научить детей работать в группах.

Развивающие:

- развивать образное логическое мышление, пространственное представление;

- развивать творческие способности;

- развивать коммуникативную и личностно-ориентированную компетентности по средствам работы в группах.

Воспитательные:

- формировать интерес детей к искусству оригами;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус;

- воспитывать усидчивость, бережное отношение к материалам и инструментам;

- воспитывать чувство дружбы и коллективизма

Оборудование:

- компьютер;

- инструкционные карты;

- образцы изделия, выполненные в технике «Оригами»;

- цветные листы (односторонние и двухсторонние);

- карандаш; - клей; - ножницы.

Занятие № 1.

Знакомство с искусством «Оригами».

Приветствие.

Педагог:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся, а если кто – то уже знаком, то просто повторим материал о таком искусстве, как «Оригами».

- Кто – нибудь знает, что это за искусство и откуда оно к нам пришло?

- Может кто – то уже занимался данным видом творчества и сможет нам рассказать?

(Обучающиеся рассказывают)

Педагог:

- Да, всё верно, представление об этом искусстве вы имеете. Тогда у меня для вас небольшое задание в парах.

- Я вам говорю сейчас набор слов, а вы составляете из них небольшой рассказ в несколько предложений. Готовы?

- Вот такие ключевые слова: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения.

(Ребята составляют рассказ)

Педагог:

- Ну а теперь отложили свои листочки и продолжим дальше.

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- Сейчас послушайте интересный рассказ от меня об оригами.

- Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад. 
Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерами своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. 
- А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.
Педагог:

- Ну, вот такой рассказ интересный я вам поведала. А теперь ответьте мне, совпадает ли мой рассказ с теми рассказами, которые вы написали? Есть ли что - то в них общее? Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа?

(Ребята обсуждают и анализируют рассказы)

Педагог:

- А теперь посмотрите на картинки, которые представлены перед вами.

- искусственный цветок из пластмассы;

- объёмный тюльпан, выполненный в технике оригами;

- аппликация цветка, выполненного в технике оригами;

- игрушечный кораблик из пластмассы;

- аппликация «Кораблик»;

- объёмные игрушки (оригами) из бумаги: лодочка и двухтрубный кораблик;

- пластмассовая игрушка-животное;

- объёмное животное из бумаги, выполненное в технике оригами.

Педагог:

- Скажите мне, пожалуйста, на какие группы можно разделить эти предметы?

1. Цветы, кораблики, животные.

2. Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.

3. Предметы плоские и объёмные.

4. Предметы, выполненные в технике «Оригами».

(Ребята распределяют по группам)

Педагог:

- Молодцы, правильно мыслите. А главное, правильно, что все изделия, выполненные в технике оригами, вы определили в одну группу.

Педагог рассказывает об искусстве «Оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте обобщим его. Скажите мне, пожалуйста, с каким видом искусства вы сегодня познакомились?

(Ребята отвечают на поставленные педагогом вопросы)

- Полезной ли и интересной была сегодня тема нашего занятия?

- Хотели бы вы попробовать выполнить изделия в данной технике?

(Ребята отвечают)

- На этом мы будем с вами прощаться, и я жду встречи с вами на следующем занятии, на котором мы с вами будем выполнять игрушки «Оригами».

- До свидания, до новых встреч.

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии.












Занятие № 2.

Лягушка в технике «Оригами»

Приветствие

Педагог:

- Здравствуйте, ребята. И я снова рада вас всех видеть. Давайте же вспомним, о чём шла речь на прошлом занятии.

(Обучающиеся отвечают)

Педагог:

- Всё верно, мы узнали, что за искусство «Оригами». Узнали, откуда оно к нам пришло, и что используется для этого. Сегодня мы с вами перейдём уже к практической части. Как и из чего выполняется данная техника мы уже знаем, остаётся попробовать выполнить изделие. Какое, вы сейчас узнаете.

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок.

- Я предлагаю вам сейчас отправиться в небольшое путешествие.

Тогда закройте глазки и послушайте, куда мы с вами попали?

Звучит запись «Звуки пруда»

 (Примерные ответы детей: на речку, озеро, пруд.)

- А как вы догадались?

- А про какого жителя пруда эта загадка:

«Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка».

                                                     (Лягушка.)

 Демонстрация учителем игрушки – лягушки, приближенной максимально к настоящей.

- А как вы догадались, что это лягушка?

- Сегодня на уроке мы будем с вами делать лягушку способом складывания бумаги.

(Демонстрация образца. Увеличенного вдвое по сравнению с той, какую будут делать обучающиеся. Выдача по одному образцу на парту в том размере, какой будет у детей в процессе выполнения).

Педагог:

- Давайте проверим, всё ли необходимое для изготовления лягушки у нас приготовлено к уроку.

- Расскажите, что лежит справа, а остальные проверят это у себя.

(Справа  у нас в стаканчике стоят инструменты, которые нам понадобятся: гладилка, ножницы, фломастеры.)

-  Что лежит слева? (Цветная бумага)

- Что лежит в верхнем углу стола?

( Коробочка для мусора.)

- Молодцы!

Педагог:

- Давайте с вами разберём общее представление о данном предмете.

Кто видел живую лягушку? Где её можно встретить? Какой она издаёт звук? А знаете,  к какому виду животных относят жаб, лягушек?

- Всё верно, молодцы. Они земноводные, Это животные, которые способны жить в воде и на суше. Давайте хором повторим,  как называется вид животных,  к которому относятся лягушки.

(Все вместе отвечают)

Педагог:

- А теперь давайте рассмотрим подробную характеристику.

Давайте рассмотрим наших лягушек. (рассматривают иллюстрации с лягушками)

Из каких частей тела  она состоит? А теперь рассмотрим нашу бумажную лягушку. Все ли названные части тела у нее есть? (Голова и туловище одно целое и только задние две лапки)

-        Такое допускается в технике оригами. Главное общее сходство с настоящим предметом. По форме бумажная лягушка похожа на настоящую? Какого цвета бывают лягушки? Какую цветом мы выберем бумагу для изготовления нашей лягушки? Какого размера бывают лягушки?

Педагог:

- Замечательно. А сейчас мы приступим к выполнению лягушки, путем складывания бумаги. Как называется эта техника? У нее голова и тело будет единым целым, а сколько будет лапок?

Педагог:

- Но прежде чем перейти к творческому процессу, давайте немного встряхнёмся.

Физкультминутка

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Педагог:

- Ну, теперь можем приступить.

Для изготовления лягушки нужен квадрат, а наш лист какой формы? (прямоугольный) Давайте вспомним, как из бумаги прямоугольной формы сделать квадрат.

Вместе выстраиваем последовательность работы.

1. Возьмите лист цветной бумаги.

2. Выровняйте  и совместите боковую и верхнюю стороны.

3. Прогладьте лист гладилкой.

4. Отогните оставшуюся часть и прогладьте.

5. Ножницами отрежьте по сгибу полоску бумаги.

(Самостоятельная работа)

(Индивидуальная помощь учителя)

Педагог:

- Приступаем к изготовлению лягушки. Какая геометрическая фигура у нас получилась? (квадрат)

1. Сначала сложим квадрат по имеющейся уже линии сгиба. Какая получилась фигура? (треугольник)

Идёт совместное выполнение  работы учителя и детей. Учитель контролирует выполнение каждого шага.

2. Давайте сложим наш треугольник пополам, чтобы получился снова треугольник, но уже меньшего размера.

- Загните правый угол треугольника по прямой и отогните вверх – это лапка.

- Загните левый угол треугольника по прямой и отогните вверх.

- Переверните поделку.

- Сравните образец с вашей лягушкой. Чего не хватает? (глаз, рта)

Возьмите фломастеры и нарисуйте.

Педагог:

- Вот ваши лягушки готовы. Постарались все на славу.

Педагог рассказывает о технике «Оригами», демонстрирует изделия, выполненные в данной технике.

Выполняют изделие лягушку в технике «Оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Итак, друзья мои, наше занятие подходит к концу. Давайте же поговорим о том, где мы с вами сегодня побывали и что же мы с вами выполнили. (Обучающиеся отвечают)

Педагог:

- Всё верно. Мы выполняли лягушку в технике оригами.

Педагог:

- Давайте повторим последовательность работы при изготовлении лягушки?

- Какой формы лист бумаги у нас был?  

- Что сделали из квадрата?

- Что сделали из большого треугольника?

- Как мы сделали туловище лягушке?

- Что мы делали после того, как сделали туловище?

- Как мы оживили наших лягушек?

Педагог:

- Давайте рассмотрим наших лягушек.

- Какая лягушка получилась самая красивая? - Почему?

 - Что было трудным в изготовлении лягушки?

- Дома можете сделать лягушек-подружек нашим лягушкам.

- На следующем занятии мы продолжим заниматься оригами.

- Спасибо за работу. Молодцы! До новых встреч.

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии


Занятие № 3.

«Модульное оригами»

Выполнение букета весенних цветов»

Приветствие.

Педагог:

- Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Педагог:

- Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Мы отправимся в путешествие в Страну Восходящего солнца. (Япония). Именно в этой стране раньше всех на  планете наступает новый день, первыми встречают Новый год. Это страна – родина искусства бумагоскладывания. А что такое бумагоскладывание?

(обучающиеся отвечают)

- Всё верно. Это уже знакомое нам искусство «оригами».

Если девчонке, а может мальчишке

Нравится вдруг необычная книжка,

Можно уверенно сразу сказать:

Этот ребенок умеет мечтать,

Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,

Птиц и животных в лесах расселить.

Взрослый поможет создать эту сказку,

Главное, вовремя сделать подсказку…

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, желтую и голубую,

Верил, наверное, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,

Символом дружбы – бумажный кораблик…

В небо стремящихся жёлтеньких птичек,

Быстро вспорхнувших с бумажных страничек,

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Мы предлагаем попробовать с нами

Знакомую технику «оригами».

Педагог:

- Немного вспомним с вами - «Оригами» – древнее искусство складывания различных фигурок из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. В 7 веке оно было завезено в Японию.

Педагог:

- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте.

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный … (тюльпан)

Педагог:

- Всё верно, это тюльпан. И пусть на дворе не весна, а зима, но мы всё равно порадуем себя цветами. Давайте не будем ждать, когда наступит апрель, чтобы полюбоваться чудесными цветами, а смастерим их сами.

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- И так, приступим к работе.

- Посмотрите на образец цветка и скажите, из каких частей он состоит.

Ответы детей (цветок, стебель, листья).

Педагог:

- Нам понадобятся модули розового цвета, соломинка для коктейля, зелёная бумага: квадрат со стороной 15 см и полоска шириной 1 см.

Педагог:

- Но прежде чем приступить, давайте отдохнём немного.

Физкультминутка

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.  

Наши алые цветки  

Тихо засыпают.

Головой качают.

Педагог:

- Ребята, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Поэтапное выполнение изделия:

- А сейчас приступим к изготовлению цветов. Ваша задача научиться складывать лепесток для тюльпана и научиться изготовлять модули, пользуясь картой – опорой (на доске).

1. Начнем с создания листьев.

- Для этого берем заготовленный квадрат зеленого цвета со стороной 15 см. Сгибаем его по диагонали и разгибаем.

- Сложите края к середине. Сложите к середине края с другой стороны.

- Ещё раз сложите все слои и прогладьте сгибы. Лист готов.

2. А теперь приготовим стебелёк для нашего цветка.

- Возьмём полоску бумаги шириной 1 см, смажем её клеем и обмотаем ею соломинку.

- На конце соломинки сделаем небольшое утолщение, намотав несколько слоёв. Наш стебель готов.

3.И теперь мы приступаем к созданию бутона.

- Соединим 3 модуля, как показано на доске.

- Модули слева войдут в первый ряд, модули справа – во второй. По тому же принципу добавим ещё несколько модулей справа и слева и начинаем вставлять третий ряд.

- Соберем три ряда по 15 модулей в каждом и замкнем цепочку в кольцо.

- Вывернем кольцо так, чтобы модули смотрели короткими сторонами наружу.

- Выполним ещё 2 ряда по 15 модулей, а потом начинаем собирать лепестки.

- Наденьте 4 модуля, на них – 3, потом 2, и, наконец, 1.

- Поверните заготовку, пропустите 2 уголка и снова соберите лепесток.

- Пропустите ещё 2 уголка и соберите последний лепесток.

4.В отверстие в цветке вставь соломинку утолщённым концом назад.

5. Приклейте лист к стеблю. Тюльпан готов!

- Ребята, мы все очень хорошо потрудились. Но наше занятие подходит к концу.

Обучающиеся выполняют цветок тюльпан в технике «Оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, давайте приведём наши рабочие места в порядок и побеседуем с вами.

(приводят рабочие места в порядок)

- Скажите мне, чем же на занятии мы сегодня занимались?

(Обучающиеся отвечают)

Педагог:

- А теперь скажите мне, что такое модульное  оригами? Где родина оригами? Как называется модуль, который вы сегодня научились делать?

- Понравился ли вам творческий процесс, и чем он вам был интересен?

- Какие трудности возникали у вас? Сложен ли был сам творческий процесс?

(Обучающиеся отвечают)

- Вы все такие молодцы! Посмотрите, какие замечательные цветы у вас получились. Спасибо за то, что вы так хорошо работали и доставили огромную радость и себе, и мне. Теперь вы самостоятельно сможете сделать целый букет тюльпанов и подарить  на любой праздник своим любимым мамам, бабушкам, сёстрам или подругам, ведь вещь, изготовленная своими руками - это самый дорогой подарок.

- Молодцы, жду вас на нашем ещё одном занятии, где мы будем завершать материал над темой «Оригами».

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии.

Приводят рабочие места в порядок







Занятие № 4.

Изготовление панно «Классное дерево»

Выполнение птичек в технике «Оригами».

Приветствие.

Педагог:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Ребята, сегодня на нашем занятии мы продолжим работу над темой «оригами». Вспомните, как мы выполняли с вами в данной технике лягушек, далее мы коллективно выполняли букет тюльпанов. А сегодня я предлагаю вам работу над совместным проектом «Классное дерево». Все вы знаете очень много пословиц о дружбе и доброте. Кто может вспомнить и сказать, какие пословицы и поговорки на эту тему вы знаете? (Обучающиеся отвечают)

Педагог:

- Верно, молодцы! Какие замечательные слова о дружбе вы знаете.

- Ваши добрые глаза – добрый знак!

- Добрым друзьям сердце радуется!

- Мы вам рады, добрые люди!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня был добрый день, а особенно у вас, ребята, ведь вы пришли на занятие учиться, думать, мастерить, узнавать много нового.

Наше тепло, наше хорошее настроение давайте пошлём друг другу, новому дню и замечательной планете, на которой мы живём – Земле!

Педагог:

- Ну что ж, ребята, для того, чтобы начать наш проект, на сегодняшнем занятии нам потребуется: цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш и хорошее настроение.

Ничего не забыли? Ну, тогда, вперёд, удачи!

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- На занятиях наш основной инструмент – ножницы. Если не соблюдать правила ТБ, то можно пораниться самому или поранить соседа!

Прочитайте плакат:

С ножницами не шути, зря в руках их не крути.

И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть и на место положить.

Педагог:

- Вот и во время занятия я буду наблюдать, как эти правила по ТБ вы применяете.

Педагог:
- Давайте вспомним, что такое дерево? Кто все части дерева верно назовёт?

(Ответы обучающихся)

- Я вам приготовила плакат, на котором изображён ствол дерева. Посмотрите внимательно на наше дерево и скажите, что ему не хватает? (листиков, птичек, плодов)

- Сегодняшняя наша работа будет проходить совместно, дружным нашим коллективом. Нам очень понадобится весь наш запас дружбы и солидарности, товарищества в труде, потому что только в дружном коллективе при общей поддержке можно добиться хорошего результата.

Ребята, какое время года у нас за окном? (зима). Что вы видите на деревьях? (на деревьях лежит снег).

А давайте и мы украсим наше зимнее дерево.

Педагог:

- Ребята, сейчас я вам буду объяснять, как выполняется данное изделие.

Что нужно для поделки? (лист белой или цветной бумаги, ножницы)

Что мы уже умеем делать? (складывать)

Ребята, посмотрите на картинку, вот такую птичку мы должны сегодня с вами сделать. Для начала вы должны:

1. Выбрать цвет вашей птички;

2. Возьмите лист бумаги; (нам с вами понадобится квадратный лист, поэтому, вам нужно верхний правый угол сложить пополам, у вас получился треугольник, теперь вам нужно отрезать оставшуюся часть листа, теперь разверните лист, у вас получится квадрат.

3. Теперь вам нужно свернуть так же по диагонали, только другие углы в квадрате.

4. Теперь вам нужно каждый угол согнуть к центру.

5. Затем, нужно ещё раз согнуть к центру 2 угла (получилось как самолетик).

6. Сгибаем пополам. Теперь делаем клюв нашей птицы, для этого сгибаем острую часть вогнуть вовнутрь.

7. Теперь нужно выделить крылышки, для этого вам надо разрезать до точки по диагонали.

8. Отгибаем крылышки под одинаковым углом.

9. Хвостик получился большой, поэтому нам нужно вогнуть вовнутрь (так же, как и клюв).

10. Птичка готова, теперь вы можете ее как- либо украсить (подрисуйте глазки) после того, как ваша птичка будет готова, вы можете украсить ей наше дерево.

Педагог:

- Как все здорово потрудились. Молодцы! Но я вижу, вы немного устали, давайте отдохнём.

Физкультминутка:

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись!

Педагог и обучающиеся занимаются выполнением птички в технике «оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, наше последнее занятие с вами подходит к концу. Убираем свои рабочие места и присаживаемся.

(приводят рабочие места в порядок)

- Скажите мне, пожалуйста, чем вы на занятии сегодня занимались?

- Ребята, что нового мы узнали на уроке?

- Теперь давайте посмотрим на наши работы. Я думаю, что у всех получились очень красивые птички.

- Молодцы, а вам самим нравятся ваши птички? А понравился ли вам общий наш совместный итог? Правда, получилось очень красивое «Классное дерево».

Я, надеюсь, что с вами мы встретимся ещё. Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо вам! До свидания.

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии.

Приводят рабочие места в порядок.

Самоанализ.