ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Иванникова Ирина Александровна

Иванникова И. А.

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 21 имени Э. П. Шаффе

 (Россия, г. Санкт-Петербург)

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в условиях предметного обучения в начальной школе. На примере преподавания английского языка будут выделены плюсы и минусы данной формы работы с учащимися 2-4 классов.

 

Ключевые слова: предметное обучение, начальная школа, английский язык, преемственность.

 

Предметное обучение – это вариант классно-урочной формы обучения, при которой каждому предмету школьников обучает отдельный учитель-предметник. Данная форма работы не является традиционной или, в другой терминологии, классической, организацией обучения школьников начального звена. Однако, переход на предметное обучение в начальной школе выглядит привлекательным для всё большего количества школ, так как его введение помогает повысить качество образовательно-воспитательного процесса в связи с внедрением ФГОС.

В нашем учебном учреждении внедрение предметного обучения было инициировано учителями начальной школы на педагогическом совете в 2017 году. Была проведена работа по изучению опыта учреждений, которые работают по этой форме обучения. Инициатива была вынесена на обсуждение родительской общественности и с сентября 2018 было предложено перейти на предметную форму обучения в начальной школе. Практически все классы начальной школы осуществили переход, для этого была проделана большая работа с подготовкой документов и обучением педагогического коллектива.

Мне как педагогу-предметнику работающему с детьми со 2 по 11 классы не пришлось перестраивать свою деятельность. Учителя английского языка всегда работали с учениками разного возраста, учитывали возрастные особенности и были участниками своего рода предметного обучения на начальной ступени.

Наверняка то, что педагогам среднего звена сейчас при изменении работы в начальной школе удаётся привнести в педагогический процесс учащихся 2-4х классов, при классической системе привносили педагоги физкультуры, иностранного языка, плавания, возможно изобразительного искусства.

Примером такого вклада является поддержание преемственности. Это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Учебник, по которому изучается английский язык очень помогает в реализации преемственности, так как первый модуль учебника из учебно-методического комплекса «Spotlight» 5 класса посвящен повторению лексики и грамматики пройденной во 2-4х классах и помогает плавно влиться в образовательный процесс.

Нашему методическому объединению предстоит оценить преемственность в следующем учебном году, так как наша школа перешла на новый учебник «Rainbow» О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой в начальной школе. Сейчас предполагаем, что продолжение работы детей в 5 классе должно получиться успешным и переход на среднюю ступень обучения плавным именно благодаря первому модулю ученика 5 класса.

Также помогает тот факт, что ребятам не приходится привыкать к форме работы нового педагога, а они продолжают на новом для себя этапе деятельность с поддержкой уже знакомого учителя с понятными правилами написания словарных диктантов, контрольных работ, работы в группах или парах, совмещение или череды использования сборника, рабочей тетради и учебника.

Мне сложно было бы поменять стиль общения с детьми, я одинаково разговариваю и веду воспитательную деятельность в 4м и 5 классах, детям не приходится адаптироваться психологически. Нужно лишь перестроиться на обучение с тремя часами языка в неделю вместо двух как свойственно общеобразовательной школе.

Вторым примером вклада педагогов-участников предметного обучения я вижу в организации воспитательной деятельности. Все педагоги, работающие в начальной школе, сейчас особенно в период особых условий из-за эпидемиологической обстановки, одинаково вовлечены в сопровождении учащихся. Мы проводим много времени с детьми: отводим их столовую или приводим из столовой на урок, находимся в их обществе за 10 минут до начала и после конца урока. Потому с большим количеством вопросов, возникающих в данный момент, дети обращаются к присутствующему учителю, а не исключительно к классному руководителю.

Ещё мне бы хотелось выразить своё профессиональное мнение по сравнению психологического портрета учащегося начальной школы при разных формах обучения. Так как до работы в школе 21 я преподавала в лицее с классической формой обучения во 2-4х классах. И если в лицее при переходе из начального этапа обучения в среднее звено дети на протяжении первой – иногда и второй – четверти(ей) могут перепутать расписание, не сориентироваться, бегут при каждом вопросе к классному руководителю, который как правило также сменился, тяжело могут переживать изменившийся объем нагрузки и увеличившееся количество педагогов, то в школе 21 дети мягче проходят процесс переходя из одного звена в другое. Могу охарактеризовать их как более коммуникабельных, открытых, гибких, психологически устойчивых, способных самостоятельно контактировать с учителями, а не только с классным руководителем.

 

Список литературы:

 

1. Афанасьева О. В., Михеева И. В., Баранова К. М.. Английский язык: «Rainbow English»: Учебник для 4 кл. Общеобраз. Учрежд. – Москва: Дрофа, 2016;

2. Кузнецова A. Плюсы и минусы предметного обучения в начальной школе // Учительская газета. 2014. № 52 [электронный ресурс] URL:https://ug.ru/plyusy-i-minusy-predmetnogo-obucheniya-v-nachalnoj-shkole/;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс] URL:https://fgos.ru/;

4. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 6 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2008