Формирование метапредметных умений у младших школьников в условиях современной образовательной среды

Щемерова Людмила Алексеевна

Сформированные метапредметные умения у обучающихся позволяют сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_metapredmetnyh_umeniy.docx313.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных умений у младших школьников

 в условиях современной образовательной среды

Начальная школа – фундамент образования, ответственный этап в жизни ученика, который определяет его возможности самореализации на долгие годы вперёд. На современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения не только в виде конкретных знаний (следует отметить важность и ценность предметных результатов), но и в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными. Поэтому акцент делается на воспитание личности, компетентного деятеля, человека, открытого к новому опыту, готового учиться и развиваться всю свою жизнь.

Образовательная среда школы - инструмент развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми.

Образовательная среда – это совокупность образовательных технологий, форм организации учебной и внеучебной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов, межличностных отношений – получает развитие через интенсификацию информационных процессов на основе информационных технологий и интеграции ИКТ в образовательной среде.

    Мы знаем, что в Стандартах указана стратегия достижения качества образования: учим с использованием методов, организующих деятельность ребенка, «запускающих» его активность и осознанность, в процессе которой маленький созидатель постоянно должен отвечать на следующие вопросы:

Что я буду делать?

Зачем?

Как я это буду делать?

- Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?

Как я проверю правильность выполненной работы?

Как я пойму, что работа выполнена хорошо?

Для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

Для нас эта ситуация более всего на практике отражает суть деятельностного подхода.

 Когда мы говорим, что ребенок овладел метапредметными УУД, мы понимаем, что ребенок не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые применил.

Метапредметный подход -  переоткрывание процесса возникновения того или другого знания. Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Основной формой организации учебной деятельности является урок.

-«Урок – нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего» (Это Словарь С.И. Ожегова, этому определению более 80 лет.)

  Учебник был и остается  основным средством обучения. И независимо от того,  по каким учебникам мы работаем, в содержании заданий  учебников предполагается  метапредметный подход. Министерством просвещения утвержден новый федеральный перечень учебной литературы для школ. Он существенно изменился, по сравнению с ранним перечнем.

Задания для формирования регулятивных  УУД:

  • Определи план своих действий при выполнении работы;
  • «преднамеренные ошибки»;
  • взаимоконтроль;
  • Спрогнозируй результат.

Задания для формирования познавательных УУД

  • Синтез (составление целого из частей)
  • Умение провести сравнение, простейшую классификацию, установление аналогий
  • Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, для создания схем решения учебно-познавательных  и практических задач.
  • «найди отличия»;
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • работа со словарями.

Познавательные УУД позволяют ученику овладеть широким спектром логических  действий и операций, включая общий прием решения задач.  Дети выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.

Задания для формирования коммуникативных УУД :

Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре, вгруппе  ( в коллективе)

  • составь задание партнеру;
  • отзыв о работе товарища;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

Современный урок предполагает деятельностный подход. Ценность создания проблемных ситуаций на уроке:

  • дети получают возможность сравнивать;
  •  наблюдать;
  •  делать выводы;
  • убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным;
  •  каждый  имеет полное право искать и находить свой ответ;
  •  отстаивать свое мнение.

Формирование метапредметных  компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определённых технологий обучения: развивающего мышления; развитие критического мышления через письмо и чтение;

На формирование метапредметных умений ориентирована технология продуктивного чтения.

Эта технология направлена в первую очередь на формирование коммуникативных УУД, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

На втором месте – познавательные УУД, например, умения извлекать информацию из текста.

Далее – личностный результат – если анализ текста порождает оценочные суждения, и на последнем месте – регулятивные УУД – умение работать по плану (алгоритму).

Метод проектов – способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата.

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:  

  • исследовательские,
  • творческие,
  • практико-ориентированные,
  • информационные,
  • приключенческие, игровые,
  • телекоммуникационные.

Участие учащихся начальной школы в метапредметных курсах:

В начальных классах в рамках внеурочной деятельность ведется  метапредметный курс «Юный исследователь».

Пример: ежегодно вот уже 15 лет проводится в гимназии открытая Бахтинская  НПК «Диалоги в пространстве культур», учащиеся начальных классов выступают в секции  «Юный исследователь».

 Ежегодно реализуется на базе начальных классов творческий проект «По дорогам сказок». В этом году мы ставили спектакли по сказкам А.С.Пушкина. В спектакле участвует весь класс, иначе нельзя. Это колоссальный труд, прежде всего, наших педагогов, детей и родителей. Но это того стоит.

 Педагогами ведутся курсы  метапредметные курсы (Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка),  Математика и конструирование,  Математика в практических задачах.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Сформированные метапредметные умения у обучающихся позволяют сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.