Представление педагогического опыта

Башкирова Галина Викторовна

Представление педагогического опыта

Тема опыта: «Формирование и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Автор педагогического опыта: Башкирова Галина Викторовна, тьютор ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность.

Творческое развитие детей - одна из основ гармоничного становления личности. Творчество развивает воображение, социальные навыки, помогает детям при переживании различных кризисных состояний, а также помогает справиться с комплексами.

Воспитание, образование и развитие детей с особенностями развития требует особого подхода. Зачастую недооцененной остается роль развития творческих способностей ребенка, что способствует формированию активной личности, коммуникативных умений и навыков, а так же  успешной социализации.

Большое значение для сохранения физического и психического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворения их личных потребностей и интересов.

Таким образом, актуальность моего педагогического опыта обусловлена объективной необходимостью совершенствования развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Основная идея.

Идея моего опыта – сформировать у детей с ОВЗ способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных и традиционных техник рисования.

Условиями возникновения данной идеи является то, что многие родители ставят на первый план физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей с ОВЗ, отодвигая на последний план их творческое развитие.

Теоретическая база.

Наибольший интерес для творческого развития личности имеет детский возраст, так как именно в этот период дети «активно впитывают» все окружающее.

В отечественной педагогической науке имеется ряд научных трудов (Н.Л. Аверина, В.М. Астапов, И.Ф. Гербарт, Д.Б. Годовикова, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро и др.) посвященных исследованию творческого развития детей. Проблемы всестороннего воспитания и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья освещались в работах рядах ученых, таких как: Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, В.П. Кащенко, Е.А. Стребелевой и др.

Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечал, что ребёнок, становление которого осложнено проблемами со здоровьем, развит не менее остальных, а иначе. Он ставил необходимостью создания особых методик, средств и критерии, обеспечивающих культурные становления детей. По его мнению, особую роль художественной деятельности состоит в развитии не только психических функций, но и творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии. Творческая деятельность способствует творческому самовыражению ребёнка, развитию воображения облегчению процесса коммуникации. Также у него возникают ощущения собственной личностной значимости и чувства самодисциплины и ответственности. Помимо этого, творческая деятельность направлена на устранение психологического дискомфорта, так как помогает справиться с негативными и национальными переживаниями и их проявлениями. Творческие способности ребёнка подразумевают его возможность к созиданию новых продуктов. Они развиваются как самостоятельный фактор в результате обучения творческой деятельности. Важную роль в этом процессе играют методы организации творческой деятельности, творческое мышление и творческое воображение.

Несмотря на большой объем научных публикаций по данной проблематике, анализ литературы, а также программ развития творческих способностей детей, практика различных образовательных учреждений показывают, что проблеме развития творческих способностей детей с ОВЗ внимание уделяется недостаточно.

Опираясь на диагностику творческих способностей, можно говорить о том, что уровень развития обычных детей, выше уровня развития творческих способностей детей с ограниченными способностями здоровья. Таким образом, проблемой является противоречие между необходимостью развития творческой личности и отсутствием программ развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна.

Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов и техник рисования в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в создании модели взаимодействия, основу которой составляют партнерские отношения руководителя, ребенка и его родителей, совместном творчестве, приносящем радость в творческой работе.

Технология опыта.

Целью педагогического опыта является изучение влияния рисования, на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи, способствующие достижению цели:

- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности;

- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

- совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками рисования;

- воспитание нравственных качеств личности детей.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- методы сбора теоретической информации: наблюдение, анкетный опрос, беседы, методы количественного анализа данных.

Для развития творческих способностей детей с ОВЗ я в своей работе использую различные направления, такие как: нейрография; арт-педагогика; изотерапия и др.

Арт-педагогика, это отрасль педагогической науки, основанная на слияние педагогики и искусства. Она изучает закономерности воспитания и развития человека посредством искусства и художественно практической деятельности, формирует основы педагогического коррекционно-направленного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-педагогика выполняет ряд функций. Она определяет культуру для человека как систему ценностей, развивает личность путём освоения ею художественной культуры, обеспечивает образовательной процесс в области искусства, направленный на получение человека новых знаний и практических навыков, воспитывает нравственные, эстетические, коммуникативные аспекты личности и способствуют социокультурной адаптации, обеспечивает профилактику и коррекцию нарушений в развитии человека. В нее входит несколько отраслей, одна из них - изотерапия.

Изотерапия, является одним из наиболее распространённых видов арт-терапии, применяется в арт-педагогики, и осуществляет коррекцию с помощью изобразительной деятельности. Она включает в себя живопись, графику, скульптуру, декоративную деятельность и активно применяется к коррекционно-развивающем, учебно-воспитательном процессе. Изобразительное искусство и художественный труд знакомят детей с художественными ценностями, формируют сенсорное восприятие, навыки изобразительной деятельности, развивают наблюдательность, пространственное и композиционное мышление, фантазию. Работа детей с новыми разнообразными материалами необходимы для творчества с целью устранения страха неудачи, формирование уверенности в себе. Преимущество изотерапии заключается в том, что она прокладывает путь к самовыражению ребёнка результаты его деятельности, не подлежат конкретной художественной оценки, а имеют собственную значимость. Педагог непросто участвует в передаче новых знаний ребёнку, но и помогает ему найтивыход из проблем, выраженный в рисунке, скульптуре или иной работе.

Так в своей работе я использую упражнения, основанные на разнообразие изобразительных материалов и сенсорных ощущениях при их использовании. Также обобщенные упражнения на свободную или значимую темы, способные в процессе их выполнения выразить проблемы и переживания детей. Использую групповую или парную работу, которая способна развить коммуникативные качества детей, последующим обсуждением совместных результатов. В процессе выполнения заданий активно применяю средства художественно-конструкторской деятельности. Значимую роль отвожу цвету. Процесс светового восприятия человеком происходит очень быстро, так как любой цвет в определённой мере обладает той или иной чувственный характеристикой. Цвета всегда воспринимаются как горячей или холодной, возбуждающие или успокаивающие, весёлые или мрачные. Соответственно, цветовые ответы окружающие действительности в той или иной мере отражают чувственность человека, при этом взывая не к отдельно личностным чертам, а скорее к общему эмоциональному тонну. Упражнения с цветом использую в качестве выражения и оценки психа эмоционального состояния ребёнка.

Мне очень важно, чтобы любые творческие задания помогали детям с ОВЗ справится со своими трудностями и были направлены на реабилитацию, развитие навыков и стимуляцию индивидуального развития.

При построении работы, я не забываю и о том, что детям с особенностями в развитие нужны новые современные тенденции, направления, так я начала использовать нейропсихологию для творческого развития детей с ОВЗ. в этой работе я отметила для себя, что детям очень нравится упражнение «Сомни бумагу», когда двумя руками одновременно нежно смять два листа бумаги, а затем так же одновременно расправить эти листы. После же расправленный лист бумаги, можно раскрасить в любой цвет по желанию ребенка. Данное упражнение развивает усидчивость, концентрацию внимания, заставляет работать оба полушария мозга.

Ещё одно нейропсихологическое упражнение для детей с ОВЗ «Почувствуй и повтори», это упражнение проводится в парах от 2 до 5 детей. Дети рисуют на листе бумаги, который расположен у них на спине, рисуют простые рисунки (круг, домик, солнце и пр.), а следующий ребенок должен «почувствовать» этот рисунок и повторить его нарисовать на спине соседа. Данное упражнение схоже с игрой «Глухой телефон». Развивает внимание, усидчивость.

В родительском уголке есть стен для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Важно, чтобы дети видели общие результат занятий. Каждое моё занятие заканчивается коллективным просмотром всех созданных детьми изображений. Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Как организовать художественно - изобразительную деятельность с детьми дома», «Польза творчества для детей с ОВЗ».

Результативность опыта.

Мною разработаны и проведены тьюторские занятия по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ, которые проводятся в течение года во внеурочное время.

По результатам работы, отметила, что дети стали более усидчивыми, у них развивается чувство пространства, они стали лучше ориентироваться на листе бумаги, развивается чувство прекрасного. Творчество дарит им огромный мир, где ошибка не является причиной для страха.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность позволяет формировать у детей творческие способности, вызывать положительные эмоциональные отклики на рисование, лепку, аппликацию, нейроигры.

Список литературы

  1. Аверина, Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства / Н. Л. Аверина // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 3-6.
  2. Астапов, В. М. / Дети с нарушениями развития. Хрестоматия / В. М. Астапов. – М. : Просвещение, 2005.- 38 с.
  3. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 2010. -176 с.
  4. Гербарт, И. Ф. Психология / И. Ф. Гербарт. – Москва : Издательский дом «Территория будущего», 2007. – 288 с.
  5. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / Авторы-составители: В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. – М. : Классик Стиль, 2005. – 248 с.

6. Годовикова, Д. Б. Как измерить детскую любознательность? / Д. Б. Годовикова // Семья и школа. – 2009. – №10. – С 15-23.

7. Шапиро, Б. Ю. Психология социальной работы / Б. Ю. Шапиро. – М. : Юрайт, 2015. – 194 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_bashkirova_g.v.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

Тема опыта: «Формирование и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Автор: Башкирова Галина Викторовна, тьютор ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность.

Творческое развитие детей - одна из основ гармоничного становления личности. Творчество развивает воображение, социальные навыки, помогает детям при переживании различных кризисных состояний, а также помогает справиться с комплексами.

Воспитание, образование и развитие детей с особенностями развития требует особого подхода. Зачастую недооцененной остается роль развития творческих способностей ребенка, что способствует формированию активной личности, коммуникативных умений и навыков, а так же  успешной социализации.

Большое значение для сохранения физического и психического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворения их личных потребностей и интересов.

Таким образом, актуальность моего педагогического опыта обусловлена объективной необходимостью совершенствования развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Основная идея.

Идея моего опыта – сформировать у детей с ОВЗ способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных и традиционных техник рисования.

Условиями возникновения данной идеи является то, что многие родители ставят на первый план физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей с ОВЗ, отодвигая на последний план их творческое развитие.

Теоретическая база.

Наибольший интерес для творческого развития личности имеет детский возраст, так как именно в этот период дети «активно впитывают» все окружающее.

В отечественной педагогической науке имеется ряд научных трудов (Н.Л. Аверина, В.М. Астапов, И.Ф. Гербарт, Д.Б. Годовикова, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро и др.) посвященных исследованию творческого развития детей. Проблемы всестороннего воспитания и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья освещались в работах рядах ученых, таких как: Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, В.П. Кащенко, Е.А. Стребелевой и др.

Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечал, что ребёнок, становление которого осложнено проблемами со здоровьем, развит не менее остальных, а иначе. Он ставил необходимостью создания особых методик, средств и критерии, обеспечивающих культурные становления детей. По его мнению, особую роль художественной деятельности состоит в развитии не только психических функций, но и творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии. Творческая деятельность способствует творческому самовыражению ребёнка, развитию воображения облегчению процесса коммуникации. Также у него возникают ощущения собственной личностной значимости и чувства самодисциплины и ответственности. Помимо этого, творческая деятельность направлена на устранение психологического дискомфорта, так как помогает справиться с негативными и национальными переживаниями и их проявлениями. Творческие способности ребёнка подразумевают его возможность к созиданию новых продуктов. Они развиваются как самостоятельный фактор в результате обучения творческой деятельности. Важную роль в этом процессе играют методы организации творческой деятельности, творческое мышление и творческое воображение.

Несмотря на большой объем научных публикаций по данной проблематике, анализ литературы, а также программ развития творческих способностей детей, практика различных образовательных учреждений показывают, что проблеме развития творческих способностей детей с ОВЗ внимание уделяется недостаточно.

Опираясь на диагностику творческих способностей, можно говорить о том, что уровень развития обычных детей, выше уровня развития творческих способностей детей с ограниченными способностями здоровья. Таким образом, проблемой является противоречие между необходимостью развития творческой личности и отсутствием программ развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна.

Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов и техник рисования в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в создании модели взаимодействия, основу которой составляют партнерские отношения руководителя, ребенка и его родителей, совместном творчестве, приносящем радость в творческой работе.

Технология опыта.

Целью педагогического опыта является изучение влияния рисования, на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи, способствующие достижению цели:

- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности;

- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

- совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками рисования;

- воспитание нравственных качеств личности детей.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- методы сбора теоретической информации: наблюдение, анкетный опрос, беседы, методы количественного анализа данных.

Для развития творческих способностей детей с ОВЗ я в своей работе использую различные направления, такие как: нейрография; арт-педагогика; изотерапия и др.

Арт-педагогика, это отрасль педагогической науки, основанная на слияние педагогики и искусства. Она изучает закономерности воспитания и развития человека посредством искусства и художественно практической деятельности, формирует основы педагогического коррекционно-направленного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-педагогика выполняет ряд функций. Она определяет культуру для человека как систему ценностей, развивает личность путём освоения ею художественной культуры, обеспечивает образовательной процесс в области искусства, направленный на получение человека новых знаний и практических навыков, воспитывает нравственные, эстетические, коммуникативные аспекты личности и способствуют социокультурной адаптации, обеспечивает профилактику и коррекцию нарушений в развитии человека. В нее входит несколько отраслей, одна из них - изотерапия.

Изотерапия, является одним из наиболее распространённых видов арт-терапии, применяется в арт-педагогики, и осуществляет коррекцию с помощью изобразительной деятельности. Она включает в себя живопись, графику, скульптуру, декоративную деятельность и активно применяется к коррекционно-развивающем, учебно-воспитательном процессе. Изобразительное искусство и художественный труд знакомят детей с художественными ценностями, формируют сенсорное восприятие, навыки изобразительной деятельности, развивают наблюдательность, пространственное и композиционное мышление, фантазию. Работа детей с новыми разнообразными материалами необходимы для творчества с целью устранения страха неудачи, формирование уверенности в себе. Преимущество изотерапии заключается в том, что она прокладывает путь к самовыражению ребёнка результаты его деятельности, не подлежат конкретной художественной оценки, а имеют собственную значимость. Педагог непросто участвует в передаче новых знаний ребёнку, но и помогает ему найтивыход из проблем, выраженный в рисунке, скульптуре или иной работе.

Так в своей работе я использую упражнения, основанные на разнообразие изобразительных материалов и сенсорных ощущениях при их использовании. Также обобщенные упражнения на свободную или значимую темы, способные в процессе их выполнения выразить проблемы и переживания детей. Использую групповую или парную работу, которая способна развить коммуникативные качества детей, последующим обсуждением совместных результатов. В процессе выполнения заданий активно применяю средства художественно-конструкторской деятельности. Значимую роль отвожу цвету. Процесс светового восприятия человеком происходит очень быстро, так как любой цвет в определённой мере обладает той или иной чувственный характеристикой. Цвета всегда воспринимаются как горячей или холодной, возбуждающие или успокаивающие, весёлые или мрачные. Соответственно, цветовые ответы окружающие действительности в той или иной мере отражают чувственность человека, при этом взывая не к отдельно личностным чертам, а скорее к общему эмоциональному тонну. Упражнения с цветом использую в качестве выражения и оценки психа эмоционального состояния ребёнка.

Мне очень важно, чтобы любые творческие задания помогали детям с ОВЗ справится со своими трудностями и были направлены на реабилитацию, развитие навыков и стимуляцию индивидуального развития.

При построении работы, я не забываю и о том, что детям с особенностями в развитие нужны новые современные тенденции, направления, так я начала использовать нейропсихологию для творческого развития детей с ОВЗ. в этой работе я отметила для себя, что детям очень нравится упражнение «Сомни бумагу», когда двумя руками одновременно нежно смять два листа бумаги, а затем так же одновременно расправить эти листы. После же расправленный лист бумаги, можно раскрасить в любой цвет по желанию ребенка. Данное упражнение развивает усидчивость, концентрацию внимания, заставляет работать оба полушария мозга.

Ещё одно нейропсихологическое упражнение для детей с ОВЗ «Почувствуй и повтори», это упражнение проводится в парах от 2 до 5 детей. Дети рисуют на листе бумаги, который расположен у них на спине, рисуют простые рисунки (круг, домик, солнце и пр.), а следующий ребенок должен «почувствовать» этот рисунок и повторить его нарисовать на спине соседа. Данное упражнение схоже с игрой «Глухой телефон». Развивает внимание, усидчивость.

В родительском уголке есть стен для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Важно, чтобы дети видели общие результат занятий. Каждое моё занятие заканчивается коллективным просмотром всех созданных детьми изображений. Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Как организовать художественно - изобразительную деятельность с детьми дома», «Польза творчества для детей с ОВЗ».

Результативность опыта.

Мною разработаны и проведены тьюторские занятия по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ, которые проводятся в течение года во внеурочное время.

По результатам работы, отметила, что дети стали более усидчивыми, у них развивается чувство пространства, они стали лучше ориентироваться на листе бумаги, развивается чувство прекрасного. Творчество дарит им огромный мир, где ошибка не является причиной для страха.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность позволяет формировать у детей творческие способности, вызывать положительные эмоциональные отклики на рисование, лепку, аппликацию, нейроигры.

Список литературы

  1. Аверина, Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства / Н. Л. Аверина // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 3-6.
  2. Астапов, В. М. / Дети с нарушениями развития. Хрестоматия / В. М. Астапов. – М. : Просвещение, 2005.- 38 с.
  3. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 2010. -176 с.
  4. Гербарт, И. Ф. Психология / И. Ф. Гербарт. – Москва : Издательский дом «Территория будущего», 2007. – 288 с.
  5. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / Авторы-составители: В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. – М. : Классик Стиль, 2005. – 248 с.

6. Годовикова, Д. Б. Как измерить детскую любознательность? / Д. Б. Годовикова // Семья и школа. – 2009. – №10. – С 15-23.

7. Шапиро, Б. Ю. Психология социальной работы / Б. Ю. Шапиро. – М. : Юрайт, 2015. – 194 с.