Как относиться к речевым ошибкам детей?

Горлова Оксана Владимировна

 

            Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

  • •  неправильные окончания имен существительных мн. числа в род. падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных муж. рода в предл. падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
  • • изменение по падежам несклоняемых имен существи­тельных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
  • • незнание рода имен существительных (вместо ср. рода женский или мужской): это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;
  • • ошибки в основе глаголов: даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;
  • • неправильная форма сравнительной степени прилага­тельных: хужее, твердее, близее;
  • • неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;
  • • отсутствие в личных местоимениях начального «н» в кос­венных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др.

    Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что ко­гда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового зна­чения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда — нет.

            Когда ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошиб­ки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начина­ют коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нуж­но доброжелательно, тактично.

            Так же выполняя интересные задания в форме игр , ваш ребёнок в игровой форме научится правильно находить нужный  по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы -антонимы и строить с ними предложения

Игр с мячом великое множество, вот некоторые из них.

«Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход. «Мы волшебники немного:

Был один, а станет много».

Взрослый называет существительное в начальной форме (именительный падеж, единственное число) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например: дождь – …(дожди).

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход. «В мячик дружно мы играем, Слова ласково называем».

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч, например: дождь – …(дождик или дождичек).

«Лилипуты и великаны»

Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом. Ход. «Мы волшебники немного, великаном станет слово…»

Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч, например: дождик – …(дождище).

«Скажи наоборот»

Цель: закрепление слов – антонимов. Ход. «Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот».

Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например: горячий -

…(холодный).

«Из чего сделано?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные. Ход. «Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?»

Взрослый называет предмет и бросает ребёнку мяч. Ребенок называет

относительное прилагательное и возвращает мяч, например: шкаф из дерева –…(деревянный шкаф).

«Чья голова? Чей хвост?»

Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Ход. «Чья у зверя голова? Или «Чей у зверя этот хвост? Подскажи скорей слова». Отвечай-ка на вопрос».

Взрослый бросает ребёнку мяч и спрашивает: - У вороны голова чья? Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать: - Воронья.

«Какое что бывает?»

Цель: Развитие памяти и внимания, активизация словаря. Ход. «Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает?»

Что бывает круглым? – …(мяч, солнце, луна, яблоко, вишня).Что бывает длинным? –…(дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур). Что бывает высоким? – …(гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф). Что бывает зеленым? – …(трава, деревья, кусты, кузнечики, платье). Что бывает холодным? – …(вода, снег, лед, иней, камень, ночь).

Что бывает гладким? – …(стекло, зеркало, камень, доска, яблоко). Что бывает сладким? – …(сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли). Что бывает легким? – …(пух, перо, вата, снежинка).

«Весёлый счёт»

Цель: согласование имени существительного с числительным. Ход. «Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем».

Взрослый называет предмет со словом «один», а ребёнок – со словом «пять», например: один стол – …(пять столов). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.

«Кто что делает?»Цель: подбор глаголов к названиям профессий. Ход. «Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди?»

Взрослый говорит название профессии, а ребёнок подбирает слово-действие, например: строитель – …(строит), повар – …(варит). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Животные и их детеныши»

Цель: обогащение словарного запаса названиями детёнышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы).

Ход. «Человеческие дети, Знают всех зверят на свете…»

Взрослый называет животное, а ребёнок подбирает название его детёныша, например: у тигра – …(тигрёнок), у льва – …(львёнок). Игра сопровождается перекидыванием мяча.