Как относиться к речевым ошибкам детей?

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:
- • неправильные окончания имен существительных мн. числа в род. падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных муж. рода в предл. падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
- • изменение по падежам несклоняемых имен существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
- • незнание рода имен существительных (вместо ср. рода женский или мужской): это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;
- • ошибки в основе глаголов: даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;
- • неправильная форма сравнительной степени прилагательных: хужее, твердее, близее;
- • неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;
- • отсутствие в личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др.
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда — нет.
Когда ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.
Так же выполняя интересные задания в форме игр , ваш ребёнок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы -антонимы и строить с ними предложения
Игр с мячом великое множество, вот некоторые из них.
«Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Ход. «Мы волшебники немного:
Был один, а станет много».
Взрослый называет существительное в начальной форме (именительный падеж, единственное число) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например: дождь – …(дожди).
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход. «В мячик дружно мы играем, Слова ласково называем».
Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч, например: дождь – …(дождик или дождичек).
«Лилипуты и великаны»
Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом. Ход. «Мы волшебники немного, великаном станет слово…»
Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч, например: дождик – …(дождище).
«Скажи наоборот»
Цель: закрепление слов – антонимов. Ход. «Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот».
Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например: горячий -
…(холодный).
«Из чего сделано?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные. Ход. «Вот предмет, а из чего
Люди сделали его?»
Взрослый называет предмет и бросает ребёнку мяч. Ребенок называет
относительное прилагательное и возвращает мяч, например: шкаф из дерева –…(деревянный шкаф).
«Чья голова? Чей хвост?»
Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.
Ход. «Чья у зверя голова? Или «Чей у зверя этот хвост? Подскажи скорей слова». Отвечай-ка на вопрос».
Взрослый бросает ребёнку мяч и спрашивает: - У вороны голова чья? Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать: - Воронья.
«Какое что бывает?»
Цель: Развитие памяти и внимания, активизация словаря. Ход. «Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает?»
Что бывает круглым? – …(мяч, солнце, луна, яблоко, вишня).Что бывает длинным? –…(дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур). Что бывает высоким? – …(гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф). Что бывает зеленым? – …(трава, деревья, кусты, кузнечики, платье). Что бывает холодным? – …(вода, снег, лед, иней, камень, ночь).
Что бывает гладким? – …(стекло, зеркало, камень, доска, яблоко). Что бывает сладким? – …(сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли). Что бывает легким? – …(пух, перо, вата, снежинка).
«Весёлый счёт»
Цель: согласование имени существительного с числительным. Ход. «Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем».
Взрослый называет предмет со словом «один», а ребёнок – со словом «пять», например: один стол – …(пять столов). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.
«Кто что делает?»Цель: подбор глаголов к названиям профессий. Ход. «Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди?»
Взрослый говорит название профессии, а ребёнок подбирает слово-действие, например: строитель – …(строит), повар – …(варит). Игра сопровождается перекидыванием мяча.
«Животные и их детеныши»
Цель: обогащение словарного запаса названиями детёнышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы).
Ход. «Человеческие дети, Знают всех зверят на свете…»
Взрослый называет животное, а ребёнок подбирает название его детёныша, например: у тигра – …(тигрёнок), у льва – …(львёнок). Игра сопровождается перекидыванием мяча.
