Поговорим о связной речи....

Горлова Оксана Владимировна

 

   Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Что же означает понятие «связная речь»? Связная речь — это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный  конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим  условием для развитие его личности.

Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Нужно помнить, что без помощи  и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно, чтобы  избежать этого  родителям необходимо совместить при подготовки к школе три важных компонента: общение, игру и обучение.

Как помочь ребёнку развить связную речь

Мы можем специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.

АЈІЬБОМЫ

  •  Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце и т. п.
  •  Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию с ребенком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого.
  • Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям.

РАССКАЗЫ РЕБЁНКА

  • Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку — папе, бабушке, знакомым.

ПЕРЕСКАЗЫ

  • Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
  • Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.

Чтобы дополнительно заинтересовать ребенка можно записать  его рассказы на аудио. Так вы добьетесь большей активности и старательности ребенка, а после составления рассказов и прослушивания, сможете оценить и обсудить с ребенком  их положительную и отрицательную стороны.